Законодательные памятники по истории Древней Руси. Русская правда. «Русская правда» как памятник права. общая характеристика

Общая характеристика русской правды – Школьная История

Законодательные памятники по истории Древней Руси. Русская правда. «Русская правда» как памятник права. общая характеристика

Русская Правда является наиболее крупным памятником древнерусского права, сохранившим свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории.

Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в Х1-Х11 вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину.

Сейчас известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга по объему, структуре, и даже по содержанию.

Правовой памятник принято делить на три редакции (большие группы статей, объединенные хронологически и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную.

Источниками Русской правды называют нормы обычного права, княжескую судебную практику, каноническое право, правовые сборники славянских народов.

В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей — сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву. Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список).

Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в.

, по уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения.

К XIV-XV вв. относится возникновение Сокращенной редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.

К характерным особенностям Русской правды можно отнести:

• РП была распространена во всех землях древней Руси как основной источник права;

• РП являлась основной юридической нормой до конца 15 в;

• РП применялась и в соседних землях.

Юридические особенности Русской правды:

• является кодексом частного права, юридических лиц не рассматривает, даже уголовное право рассматривает преступление как «обиду»;

• объектами преступлений были личность и имущество, государственные преступления не рассматривались, участники правоотношений равны между собой;

является памятником феодального права, т.е. закон предусматривает неравноправие людей, принадлежащих к равным группам.

Источник:

Русская Правда : общая характеристика

Русская Правда является главным источником изучения древне­русского права. Это первый свод права на Руси, вобравший и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятель­ность русских князей XI—XII вв.

Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV—XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объему, структу­ре. О происхождении этого памятника права не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Ученые спо­рят об этом с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обна­ружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.

Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Прав­да. Древнейшая из них Краткая Правда состоит из двух главных час­тей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей.

Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву.

Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015—1019).

Пытаясь заручиться поддержкой новго­родцев, конфликтовавших с его наемной варяжской дружиной, Ярос­лав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте хо­дите» (Новгородская I летопись).

Правда Ярославичей (ст. 19—43 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 и 1072 гг. Возможно, она была принята на княжеском съезде в 1072 г. в Вышгороде.

К ним примыкают дополнительные статьи, носящие разнотемати-ческий характер и, по всей вероятности, являющиеся отображением последующей указной или судебной деятельности князей.

Это «Покон вирный», который содержит положения о распределении судебных доходов между вирником и князем, носящий довольно архаические чер­ты, вследствие чего сам памятник может быть с достаточными основа­ниями приписан тому лицу, с которым он связан в тексте, — князю Ярос­лаву, и «Урок мостников», содержащий нормы о вознаграждении мос-тникам за ремонт моста и представляющийся классическим образчи­ком раннего казуального регулирования.

Создание Пространной Правды исследователи относят к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава. Но и она не представляет собой созданного единовременно свода законов. Она включает Суд Ярослава Владимировича (ст. 1—52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Влади­мира Всеволодовича Мономаха (ст.

53—121), целиком состоявший из постановлений этого князя. В Пространной Правде представлено (в группах статей) не только уголовное право, но и наследственное пра­во, разработан юридический статус отдельных категорий населения, после известного киевского восстания 1113 г.

урегулированы отноше­ния закупов с кредиторами, определены нормы процессуального пра­ва и пр.

По сей день остается сложным вопрос о правовом статусе Русской Правды. В ходе длительных дискуссий сформировались две основные позиции:

1) Русская Правда — акт княжеского законодательства, имевший общеобязательную силу и подлежавший обязательнному применению в судах (В.И. Татищев, Н.М. Карамзин, Г. Эверс, И.Д. Беляев и др);

2) Русская Правда есть частный сборник правовых норм, фикса­ция наличных на тот период времени норм, имевших силу в качестве общепризнанных, обычных(Н.В. Калачов, В.И. Сергеевич, М.Ф. Вла-димирский-Буданов и др.).

Оригинальную гипотезу высказал В.О.

Ключевский о том, что Рус­ская Правда является памятником церковного суда и создана для пре­дания известности тех норм суда княжеского, что были потребны в со­ответствии с нуждами и целями церковного судопроизводства. По оп­ределению В.О.

Ключевского, Русская Правда — это «церковный су­дебник по недуховным делам лиц духовного ведомства», образующий пару Уставу Ярослава, который был «церковным судебником по ду­ховным делам лиц духовного и светского ведомства»1.

На данный момент основной является точка зрения, рассматрива­ющая Русскую Правду как законодательный акт. В упрочении ее боль­шую роль сыграла изыскательская работа СВ. Юшкова, проведшего обстоятельное исследование Русской Правды.

Отделив вопрос исто­рии текста от вопроса истории норм, вошедших в состав Русской Прав­ды, он убедительно показал, что Русская Правда представляет собой объединение и переработку законодательных актов князей и в этом качестве является практически используемым источником права.

Вместе с тем СВ.

Юшков подчеркивал, что Русская Правда оста­валась сводом частных, казуальных решений тех ситуаций, где князь (или иные силы в лице князя) проявлял свою волю и устанавливал нор­мы, отличные от ранее существующих, или вносил в прежний порядок известное однообразие. Но эти нормы имели значение только в сово­купности с обычным правом, получая от него смысл и надлежащее место в юридическом порядке Древней Руси.

Источник:

Общая характеристика русской правды: (s1 русская правда среди источников истории государ- 1 ства и права

(S1 Русская Правда среди источников истории государ- 1 ства и права России является основным документом.

Выделяются три ее редакции: 1)

краткая редакция состоит из 43 статей, из которых первые 17 следуют одна за другой в логической системе; состоит из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Урока мостников; 2)

пространная редакция состоит из Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха (121 статья, содержит реформы государственного аппарата и судебной системы). Нормы права изложены без четкой системы, открыто определены привилегии господствующего класса и зависимое положение от него низшего сословия; 3)

третья сокращенная редакция (самая поздняя редакция XV в.) появилась из переработанной пространной редакции.

Пространная редакция просуществовала до XIV—XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в.

Сокращенная редакция принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды исключила ставшие неактуальными нормы права.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения:

0 высший (земская аристократия и огнищане — рабовладельцы и землевладельцы);

0 средний (люди, соединенные в общины, верви);

0 духовенство;

0 холопы или челядь (рабы полные и обельные).

Затем добавились дружина и люди:

0 сельчане (смерды и закупы);

0 горожане (купцы, ремесленники).

Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная.

Источник: https://dmitrschool04.ru/sobytiya/obshhaya-harakteristika-russkoj-pravdy.html

«Русская Правда» — свод законов Древней Руси

Законодательные памятники по истории Древней Руси. Русская правда. «Русская правда» как памятник права. общая характеристика

«Русская Правда» — кодекс законов в Древней Руси, включающий уголовное, административное, имущественное право, принятый Ярославом Мудрым и отредактированный наследовавшими ему представителями власти.

После принятия христианства жестокие нравы русичей начали постепенно смягчаться, понемногу отходила в прошлое кровная месть. Возникли предпосылки для создания единого государства, один из признаков которого – существование законодательно отрегламентированных сводов и правил, касающихся всех сфер жизни общества.

Предыстория

На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда». У «Правды» было несколько источников:

  • княжеские судебные документы;
  • договоры с Византией;
  • некоторые тексты Священного писания.

Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.

До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.

«Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.

Причины принятия

Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством.

При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным.

Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.

Редакции и разделы

Историкам известны 3 редакции «Правды»:

  • краткая;
  • пространная;
  • сокращённая.

Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:

  • определение порядка сборщиков штрафов («покон вирный»);
  • «Правда Ярослава»;
  • «Правда Ярославичей»;
  • правила регулирования оплаты труда мостников (строителей мостов).

Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.

В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб.

Рассматривались все аспекты:

  • уголовные преступления – увечья и убийства;
  • крупные кражи;
  • мелкие хищения;
  • имущественные споры
  • и многое другое.

Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.

Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.

Обзор содержания

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона

Методы урегулирования

Совершение убийства

Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию.

Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен.

За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

Побои

Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

Кража

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

Система штрафов

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера.

Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок.

Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Слои населения по «Русской Правде»

Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

  • князь;
  • знатные люди (дружинники, мелкие князья);
  • свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
  • холопы.

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

Значение «Русской Правды»

По «Правде» можно наблюдать постепенное становление раннефеодального государства.

Отход от кровной мести (она разрешалась лишь в крайних случаях, да и то только в краткой редакции), замена её штрафами (причём с обязательной долей в пользу государства в лице князя), особое внимание к охране частной собственности – все эти принципы фиксируются и становятся законом. Издание свода законов, обязательного для применения на всей территории Руси, свидетельствует о том, что общество встало на новую ступень развития – раннефеодальное государство.

Источник: https://histerl.ru/kurs/rusi/russkaya-pravda.htm

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: