Виды зон с особыми условиями использования. Понятие зон с особыми условиями использованния территории. Учёт зон с особыми условиями использования территорий

Содержание
  1. Зоны с особыми условиями использования территории — что это такое по ЗК РФ
  2. Нормативное регулирование
  3. Признаки особенных зон
  4. Учёт территорий с особыми условиями землепользования
  5. Перечень и классификация особых зон
  6. Специфика выделения
  7. Как определить, попадает ли участок в зону с особыми условиями использования
  8. Зоны с особыми условиями использования территории: признаки, виды и учет зон
  9. Классификация
  10. Дополнительно
  11. Цели
  12. Признаки зоны с особыми условиями использования территории
  13. Определение
  14. Нюансы
  15. Исключения
  16. Госкадастр
  17. Материалы градостроительной деятельности
  18. Порядок внесения сведений в кадастр
  19. Другие категории
  20. Заключение
  21. Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования, Комментарий, разъяснение, статья от 11 августа 2014 года
  22. I.Общая характеристика зон с особыми условиями использованиятерритории
  23. 2.1.Охранные зоны объектов электроэнергетики
  24. 2.1.1.Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства
  25. Формирование и учет ЗОУИТ
  26. Последствия отсутствия охранной зоны в ЕГРН
  27. Типы ЗОУИТ
  28. Что мы делаем

Зоны с особыми условиями использования территории — что это такое по ЗК РФ

Виды зон с особыми условиями использования. Понятие зон с особыми условиями использованния территории. Учёт зон с особыми условиями использования территорий

В нашей стране некоторые земли получают статус зона с особыми условиями использования территории — что это и в каких случаях применяется? Согласно нормативам, приведенным в Земельном законодательстве РФ, определенные участки могут получать особые полномочия, регламентирующие их свойства, действия, производимые на них, включая действия лиц, находящихся на территории.

Нормативное регулирование

Нормативные акты, используемые на особых территориях, подлежат обязательному оглашению лицам, которые будут задействованы или уже находятся в зоне.

Чтобы придать особый статус зоне, местный или государственный орган контроля должен внести специальную информацию в кадастр об изменении свойств территории.

После чего на местности должны быть установлены опознавательные знаки, содержащие информацию об особой земле. Эту же информацию отображают на планах и схемах, которые используются при градостроительном зонировании.

Когда территория уже имеет собственника, государственный орган, выдавший распоряжение на изменение свойств, обязуется оповестить гражданина о новых правилах использования.

В таком случае могут наложить особые ограничения на использование участка либо даже переселить гражданина, если уровень опасности будет грозить его здоровью.

При этом каждая охраняемая зона в обязательном порядке получает свои правила посещения или нахождения на ней.

Как уже говорилось ранее, такие участки могут быть в собственности лиц, а потому владельцы могут подвергнуться некоторым ограничениям. В основном власти выдают предписания о том, как именно необходимо использовать земельный участок. А также прописывают действия, которые будут запрещены после введения нормативного акта и изменения свойств надела.

Территориально такая зона может занимать не один гектар, а потому все сведения подлежат обязательной записи в госкадастр. Создание особых зон происходит в местах, где спецобъект подвергается внешним факторам либо сам влияет на окружающую среду, а потому требует защиты со стороны государства. Как ни странно, сам объект не является частью участка, а лишь служит его образующим фактором.

Поскольку процесс создания зоны подразумевает накладывание особенных полномочий на земельный надел, на нем может быть введен пропускной режим либо составлены правила посещения и нахождения на объекте. Для исполнения всех требований территорию могут защитить охранным предприятием. Оно будет наделено дополнительными правами, позволяющими поддерживать порядок.

Зачастую зона по своей территории в несколько раз превышает сам объект, это прописано специальными нормами. В случае если они имеют одинаковый размер, информация заносится в нормативный акт. Охраняемый объект или источник опасности должен иметь собственную границу, а потому при расчете зоны он не считается.

На практике этот процесс выглядит следующим образом: проложенный под землёй коммуникационный канал имеет собственные размеры, но для его полноценной защиты вокруг него создают некую границу, в несколько раз превышающую габариты. Доступ к объекту имеется только у специальных органов, запрещается перекапывание территории, а также строительство капитальных построек над и около линии.

Признаки особенных зон

Как выглядит карта зон с особыми условиями использования территории? Практически у каждого градостроительного плана имеется своя карта. Ее создание обуславливается целым спектром факторов.

Например, обеспечением безопасности населения и созданием специальных условий для функционирования объектов промышленного, военного или государственного значения.

А также определенные зоны, которые позволяют оградить человека от радиоактивного воздействия, от электростанций или загрязнённых участков земной поверхности.

Поводом для формирования охранной зоны может стать закон ООПТ, по которому все природные заповедники, заказники, а также памятки природы подвергаются обязательной охране со стороны государства либо органа местного самоуправления. Это позволяет создать условия для оптимального функционирования территории, оградить ее от негативных факторов, таких как разграбление или загрязнение.

Земли, находящиеся в постоянной собственности граждан, могут быть изъяты только в том случае, если правообладатель нарушит нормы использования данной территории.

При этом местные органы имеют право вынести постановление о прекращении или ограничении действий человека в зоне для сохранности ее в нормальном состоянии.

Подобные действия могут обуславливаться повышенной опасностью объекта, например, при сильном воздействии на здоровье окружающих.

Учёт территорий с особыми условиями землепользования

Итак, для постоянного мониторинга зон с особыми условиями их границы в обязательном порядке указываются на плане, а информация об этом вносится в кадастровый учет.

На местности при этом могут возникать как ограждения, так и простые оповестительные знаки, сообщающие информацию об особой территории.

Последние являются государственной собственностью, а потому их повреждение или перенос карается законом!

Информация для постановки на учет ЕГР:

  • индивидуальное обозначение;
  • кадастровая информация;
  • информация об органе, принявшем решение об изменении свойств территории (может выступать как местный, так и федеральный орган), включая их реквизиты;
  • основная информация об ограничениях, которые были присвоены участку земли.

В последующем информация о свойствах территории должна быть задокументирована и указана в градостроительном плане. При этом она должна быть использована при зонировании территорий в будущем, поэтому кадастровую выписку следует занести в базу данных. Ее также позволительно использовать как аргумент при межевании отдельных территорий.

Перечень и классификация особых зон

  1. Охраняемые территории. В эту категорию входят объекты, предназначенные для выработки и подачи электропитания. Госорганы закрывают территорию с электростанциями, а также занимаются контролированием зон, на которых расположены электросетевые кабели, линии электропередач.

    В данную категорию можно отнести коммуникационные сооружения и линии прокладки водо-, газоснабжения.

  2. Водные территории, включая прибрежные участки. Под данную категорию подпадают все водные ресурсы, находящиеся в городской и пригородной черте.

    Помимо рек и озер, государство также защищает от прохода и нецелесообразного использования участки земли, на которых в весенний период наблюдается подтопление грунтовыми водами.

    Дополнительно местная власть может взять под охрану и изменить категорию территории, если на ней обнаружены крупные стаи рыбы либо места зимнего отстоя рыбных ресурсов.

  3. Санитарно-защитные зоны. Территории вокруг предприятий и иных объектов, требующих защиты от посторонних.

Данный список может пополняться и новыми объектами, если таковые потребуют защиты. В основном перечень зависит от региональных и климатических условий. Как уже говорилось ранее, охранная зона практически всегда превышает размеры охраняемого объекта, а потому может задевать даже лесопарковые территории.

Специфика выделения

На всех территориях, подверженных охранным действиям со стороны государства, создаются специальные условия, обеспечивающие сохранность объекта и регламентирующие действия работников и посетителей. При зонировании власти руководствуются сводом правил, указанным в нормативных актах.

На практике каждая зона обладает не только защитной функцией. Инженеры стараются заблаговременно продумывать дальнейшее развитие и использование территорий. Последнее действие отражается на градостроительном генплане.

Землеустроительная комиссия может выделить территорию для обеспечения безопасности граждан либо для поддержания функционирования объекта. В случае с природными зонами комплекс охранных мер предназначается для защиты животного и растительного мира, а также для поддержания функционирования отдельных экосистем.

Как определить, попадает ли участок в зону с особыми условиями использования

Основные проблемы с зонированием возникают у собственников участков, которые располагаются в непосредственной близости от охраняемых объектов.

Поэтому мы советуем тщательно проверять генплан застройки либо кадастровую информацию по району, в котором будет производиться покупка участка и возможное строительство недвижимости.

Чтобы понять, что это зона с особыми условиями, достаточно проверить на плане наличие спецобозначений либо инженерных сетей, проходящих в непосредственной близости с границей надела.

Распространённым случаем являются подземные коммуникации, которые были заложены давно, а застройщик, приобретший участок, невнимательно изучил территорию. В таком случае на месте прохождения кабеля или трубопроводов возникает защитная зона, и при строительстве возникают сложности. Ситуация осложняется тем, что большинство коммуникаций располагается под землей, и они не видны снаружи.

В судебной практике также случались случаи, когда купленная территория, спустя несколько лет, стала попадать в охранную зону.

Такой вариант событий возникает в тех поселениях, которые только застраиваются, и новые технологические объекты (наносящие вред здоровью человека) еще не построены.

Столкнувшись с этим, многие граждане вынуждены переселяться, ведь строительство таких сооружений не всегда внесено в генплан.

Единственное, где можно получить информацию о возможности появления таких объектов, это у инженеров, занимающихся зонированием территорий, а также их классификацией. Но, увы, такая информация практически недоступна для простого гражданина.

Проблемы с СЗЗ (санитарно-защитные зоны) возникают постоянно, ведь даже указав их на генеральном плане, невозможно полностью просчитать весь уровень, следовательно, защитить население от возможного воздействия. Такая территория будет подвергаться многочисленным корректировкам и реконструкциям в процессе своего функционирования.

Элементарным примером может выступать мегаполис. В процессе зонирования многие коммуникационные объекты были спланированы и отражены на плане, но нормы и правила их установки, а также эксплуатации, постоянно меняются.

При этом объект может устанавливаться не в центре планируемой территории, а несколько сдвинут. Такие процессы распространены на сложных почвах и в горной местности.

Охранная зона либо изменится в размерах, либо будет смещена.

Сразу следует отметить, что любые действия с зонами СЗЗ должны быть задокументированы и отправлены в ЕГРН.

В законодательстве особой ответственности за неисполнение такого действия не предусмотрено, а потому многие собственники и лица, наделяющие земли особыми правами, игнорируют это действие, и информация в реестр не вносится.

В дальнейшем из-за такой халатности могут начаться судебные разбирательства и поиск виновников. При этом собственник участка, только приобретший территорию, может рассчитывать на получения свода правил по использованию земельного участка, ни о какой компенсации речи не идет.

Подобные проблемы привели к тому, что многие собственники земельных наделов даже не получили информации о том, что их участок находится в СЗЗ, тем самым подвергается обременению.

Единственный способ получить точную информацию — самостоятельно читать схемы и планы застройки, которые удается найти в открытых источниках.

При этом получить подробную информацию о вхождении участка в СЗЗ можно от органов местной власти, направив туда специальный запрос.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu/osoboe-uslovie.html

Зоны с особыми условиями использования территории: признаки, виды и учет зон

Виды зон с особыми условиями использования. Понятие зон с особыми условиями использованния территории. Учёт зон с особыми условиями использования территорий

Зоны с особыми условиями использования территории обозначаются специальными знаками информационного типа. За их повреждение, несанкционированный перенос, уничтожение предусматривается административная ответственность. Все виды зон с особыми условиями использования территории должны быть зарегистрированы и воспроизведены на всех картах.

Классификация

Зоны с особыми условиями использования территорий включают охранные участки:

  1. Объектов электросетевого комплекса.
  2. Магистральных трубопроводов.
  3. Объектов газоснабжения.
  4. Геодезических пунктов.
  5. Сетей и сооружений связи.
  6. Морских портов.
  7. Железных дорог.
  8. Стационарных пунктов, предназначенных для наблюдения за состоянием природы, уровнем ее загрязнения.

В рассматриваемую категорию входят также:

  1. Водо- и рыбоохранные местности, заповедники.
  2. Округа и зоны санитарной охраны лечебных природных ресурсов, курортов, оздоровительных местностей, водных объектов, предназначенных для хозяйственно-бытового, питьевого снабжения.
  3. Защитные участки сооружений, предприятий и иных объектов.
  4. Охранные территории культурно-исторических комплексов.

Дополнительно

В соответствии с законами и нормативными актами в перечень зон с особыми условиями использования территории входят также:

  1. Лесопарковые участки.
  2. Прибрежные полосы водных (внутренних) путей РФ.
  3. Приаэродромные участки.

Цели

Рассматриваемые участки выделяются в соответствии с нормами федеральных законов. Землеустройство зон с особыми условиями использования территорий осуществляется для:

  1. Безопасности граждан.
  2. Создания условий для эксплуатации промышленных, энергетических, радиационных и ядерных опасных, транспортных объектов, пунктов хранения вредных веществ и материалов.
  3. Охраны природных, историко-культурных памятников, археологических комплексов.
  4. Устойчивого функционирования природных экосистем.
  5. Защиты ландшафтов от загрязнения.

Признаки зоны с особыми условиями использования территории

Как правило, наделы, входящие в их состав, не изымаются у правообладателей. Однако в их пределах могут вводиться специальные режимы, запрещающие либо ограничивающие те или иные типы деятельности, несовместимые с целями выделения таких местностей. Границы зон с особыми условиями использования территорий определяются по действующему законодательству.

Они подлежат описанию и внесению в госкадастр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территории создаются на местности, прилегающей к объектам, в отношении которых они образованы. При этом последние не входят в состав таких участков.

Создание зоны с особыми условиями использования территории предполагает определенные правовые требования и ограничения по эксплуатации объектов недвижимого/движимого имущества.

В отношении таких участков могут предусматриваться правила посещения, пребывания и проч. В этих требованиях и ограничениях выражается защитный или охранный режим. Площадь рассматриваемых участков обычно не совпадает с размерами объектов, для охраны которых или защиты от которых они создаются.

Границы зон с особыми условиями использования территорий существенно шире. В случае их совпадения об этом должно прямо указываться в нормативном акте, на основании которого формируется участок. Объект охраны либо источник воздействия должен иметь свою отдельную границу.

Их площадь не входит в состав рассматриваемых участков, кроме случая их совпадения.

Определение

Принимая во внимание приведенные выше критерии, можно установить, что зоной с особыми условиями пользования территорией выступает местность, определяемая в соответствии с законодательством, имеющая свои пределы, описанные согласно предусмотренному в нормах порядку.

Она предназначается для охраны объекта или защиты от негативного воздействия на человека и природу, накладывает юридические требования к эксплуатации и ограничения, определяет правила посещения, нахождения, режим пребывания и проч.

При этом зона, как правило, не совпадает с границами охраняемого объекта или опасного источника.

Нюансы

Для отнесения местности в состав зоны с особыми условиями использования территории Росреестр оценивает наличие всех признаков, указанных выше. Исключение составляет обязательность описания и внесения в госкадастр. Это делается после отнесения местности в рассматриваемую категорию.

Исключения

Зоны с особыми условиями использования территории следует отличать от прочих участков с ограничениями. Создание первых, как отмечалось выше, осуществляется для охраны какого-либо объекта или обеспечения защиты от источника опасности.

Образование иных участков с ограничениями может не преследовать таких целей. К примеру, в состав зон с особым режимом не включаются особо охраняемые местности, защитные леса и иные аналогичные площади, где предмет/объект охраны составляет с ними единое целое.

На особо охраняемых участках охране подлежат различные природные комплексы. Это может быть непосредственно земля, недра, водные объекты, животный или растительный мир. При этом охрана осуществляется не каждого из них отдельно, а в совокупности.

Она и составляет особо охраняемую местность, которая, в свою очередь, выступает единым объектом по отношению к зоне с особым режимом эксплуатации.

Аналогичным образом рассматриваются и защитные леса. По сути, они представляют собой комплекс кустарников и деревьев. Объект охраны при этом – не конкретное насаждение, а вся площадь, занятая лесом.

Не выступают как зоны с особым режимом эксплуатации территории памятники культуры и истории. Они являются объектом охраны. А зоны с особым режимом устанавливаются на местности, сопряженной с ними.

Госкадастр

Законодательством предусматривается обязательный учет зон с особыми условиями использования территории. В госкадастр вносятся следующие данные:

  1. Индивидуальное обозначение. Это может быть номер, тип, вид, индекс и проч.
  2. Описание расположения границ.
  3. Названия органов государственной или муниципальной власти, по решению которых была создана местность.
  4. Реквизиты соответствующих постановлений, а также актов об изменении границ, источники официального их издания.
  5. ограничений по эксплуатации недвижимых объектов, расположенных в пределах местности.

Материалы градостроительной деятельности

Сведения о зонах с особым режимом отображаются:

  1. На картах, входящих в состав схем планирования и генпланов.
  2. В материалах по обоснованию проектов и на чертежах межевания.
  3. На картах зонирования, входящих в состав градостроительных регламентов правил застройки и землепользования.

Порядок внесения сведений в кадастр

В ФЗ №221, кроме положений, регламентирующих процедуру учета недвижимых объектов, есть нормы, предусматривающие правила отражения сведений о зонах с особым режимом использования. По ст. 1, ч. 1 указанного нормативного акта государственный кадастр представляет собой систематизированный свод данных о зарегистрированном недвижимом имуществе.

В него также вносится информация о границах России, регионов, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и местностей с особым режимом эксплуатации. Согласно ст. 46 (ч.

1) ФЗ №221, государственные, территориальные уполномоченные структуры власти обязаны предоставить информацию о зарегистрированных участках до даты вступления нормативного акта в действие. Состав сведений и правила направления материалов в орган по кадастровому учету определяются исполнительным госорганом, утвержденным правительством.

В законе также предусматривается срок, в который указанная информация и документы должны быть представлены. Он составляет не более 10 дней с даты принятия решения об установлении, изменении, отмены создания зоны с особым режимом.

Для таких зон документацией по территориальному планированию определяются границы и назначение. В Градостроительном кодексе не предусматривается обязанность создавать функциональные участки в соответствии с фактической эксплуатацией.

Это обуславливается тем, что планирование ориентировано не на закрепление существующего положения, а на развитие местности в будущем. В качестве ключевой цели зонирования выступает выделение в пределах городского поселения относительно однородных по техногенной нагрузке и природным особенностям участков.

Все инфраструктурные объекты подразделяются на три крупные группы:

  1. Промышленные зоны. К ним относят местности, в пределах которых располагаются предприятия.
  2. Селитебные зоны. В пределах этих участков распространена жилая застройка.
  3. Рекреационные зоны. На этих участках находятся зеленые массивы. Они могут предназначаться для рекреации после проведения комплекса мероприятий по благоустройству. В составе этих участков присутствуют городские сады, лесопарки, леса, скверы и проч.

Другие категории

Законодательство предусматривает также выделение территориальных зон. Но оно осуществляется в соответствии со сложившейся планировкой на местности. В составе территориальных зон присутствуют:

  1. Жилые массивы. В их пределах допускается различная максимальная этажность сооружений.
  2. Общественно-деловые зоны разного типа. Это могут быть участки коммерческих, деловых, коммунально-бытовых объектов, учреждений культуры, здравоохранения и проч.
  3. Производственные территории, зоны транспортной и инженерной инфраструктур.
  4. Сельскохозяйственные угодья, в том числе садоводства, дачи и проч.
  5. Рекреационные территории. В их составе находятся сады и парки, леса, водоемы, спортивные объекты.
  6. Территории особо охраняемых зон. Эти участки имеют важное историко-культурное, научное, экологическое, рекреационное, эстетическое, оздоровительное и прочее значение.
  7. Зоны специального использования. В их составе присутствуют кладбища, объекты для размещения промышленных и бытовых отходов, прочие объекты, расположение которых может обеспечиваться исключительно путем выделения отдельных участков.
  8. Прочие территориальные зоны. Они выделяются в соответствии с функциональными участками и спецификой эксплуатации наделов, а также объектов капстроительства.

К зонам, устанавливаемым в соответствии с законодательством, также относят и другие территории. В их состав входят, в частности, пригород и участки, предназначенные для размещения объектов капстроительства.

Заключение

Выше были рассмотрены основные признаки зон с особым режимом использования. При описании критериев следует обратить внимание на различие между двумя правовыми категориями. Речь, в частности, ведется об объектах охраны и непосредственно самой зоне с особым режимом.

К первым относят источники негативного влияния на человека и природу. Зона с особым режимом использования располагается вдоль такого объекта либо вокруг него. При этом опасный источник и участок, сопряженный с ним, существуют не как одно целое, а отдельно друг от друга.

Нормативными актами устанавливается обязанность уполномоченных муниципальных и госорганов предоставлять сведения обо всех зонах с особым режимом использования. Это правило распространяется и на местности, выделенные в рассматриваемую категорию до вступления в силу ФЗ №221.

Процедура постановки на учет таких зон предполагает внесение соответствующих сведений о них в госкадастр. Кроме этого, информация отражается в планировочной, градостроительной документации, схемах и чертежах, в картах. В составе зон с особым режимом могут находиться участки, принадлежащие гражданам на правах собственности.

В этом случае в правоустанавливающих документах указываются соответствующие ограничения.

Источник: https://FB.ru/article/264362/zonyi-s-osobyimi-usloviyami-ispolzovaniya-territorii-priznaki-vidyi-i-uchet-zon

Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования, Комментарий, разъяснение, статья от 11 августа 2014 года

Виды зон с особыми условиями использования. Понятие зон с особыми условиями использованния территории. Учёт зон с особыми условиями использования территорий

К.ю.н., доцент,профессор кафедры правовых дисциплинКазанского филиала ОУП ВПО “АТ и СО”Тихомирова Лариса Александровна

Ксожалению, действующее российское законодательство достаточноразрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходитк вопросам установления и регулирования правового режима зон сособыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, чтокатегория “зоны с особыми условиями использования территории”раскрывается в Градостроительномкодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов(перечень которых остается открытым), а отдельные вопросыиспользования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ниГрадостроительный кодекс РФ, ниЗемельный кодекс РФ неустанавливают единых правил и требований в раскрытии общейхарактеристики таких зон.

Правовой режим таких зонрегламентируется не только градостроительным и земельнымзаконодательством, но и законодательством в областиэлектроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйстваи охранные зоны объектов по производству электрической энергии),законодательством в области промышленной безопасности (охранныезоны магистральных трубопроводов и охранные зоныгазораспределительных сетей), законодательством о железнодорожномтранспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения(санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством(водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранныезоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны изеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российскогозаконодательства.

Многоотраслевой характерзоны с особым условием использования территорий предопределяетособенности ее правового режима, порядка установления, определенияграниц, совокупности устанавливаемых требований.

Анализ нормативныхправовых актов, устанавливающих соответствующие требования,позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашлизаконодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствуетединообразие в установлении правового режима указанных зон, из-заправовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуреустановления таких зон возникают в правоприменительной практике.Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличииматериальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальныенормы. В результате получается, что обязательные для исполнениятребования существуют, а ответственность за их несоблюдениеотсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составыадминистративных правонарушений, предусматривающие административнуюответственность за нарушения правового режима санитарно-защитныхзон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зонобъектов по производству электрической энергии зон и др.

Внастоящем пособии использован общий подход в раскрытии правовогорежима существующих зон с особыми условиями использованиятерритории, с помощью которого можно выявить не только общее иособенное в регламентации указанных вопросов, но и существующиеправовые пробелы и возможные коллизии.

I.Общая характеристика зон с особыми условиями использованиятерритории

Ксожалению, действующее российское законодательство достаточноразрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходитк вопросам установления и регулирования правового режима зон сособыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, чтокатегория “зоны с особыми условиями использования территории”раскрывается в Градостроительномкодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов(перечень которых остается открытым), а отдельные вопросыиспользования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ниГрадостроительный кодекс РФ, ниЗемельный кодекс РФ неустанавливают единых правил и требований в раскрытии общейхарактеристики таких зон.

Так, в соответствии сост.1Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиямииспользования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны,зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зонысанитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытовоговодоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемыев соответствии с законодательством РФ.

Как видим, правовоерегулирование зон с особыми условиями использования территорийимеет разноотраслевой аспект. На это также указывает п.3ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охранеокружающей среды”, согласно которому порядок установления исоздании защитных и охранных зон регулируетсязаконодательством.

Правовой режим таких зонрегламентируется не только градостроительным и земельнымзаконодательством, но и законодательством в областиэлектроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйстваи охранные зоны объектов по производству электрической энергии),законодательством в области промышленной безопасности (охранныезоны магистральных трубопроводов и охранные зоныгазораспределительных сетей), законодательством о железнодорожномтранспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения(санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством(водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранныезоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны изеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российскогозаконодательства.

Многоотраслевой характерзоны с особым условием использования территорий предопределяетособенности ее правового режима, порядка установления, определенияграниц, совокупности устанавливаемых требований.

Всилу требований ст.56Земельного кодекса РФ особые условия использования земельныхучастков и режим хозяйственной деятельности в охранных исанитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю.

При этом ограничения правна землю устанавливаются актами исполнительных органовгосударственной власти, актами органов местного самоуправления,решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранныхзон.

Лицами, деятельностькоторых вызвала необходимость установления охранных,санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение правсобственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшениекачества земель, осуществляется возмещение убытков.

Всоответствии с ч.3ст.87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности ииного специального назначения в целях обеспечения безопасностинаселения и создания необходимых условий для эксплуатации объектовпромышленности, энергетики, особо радиационно опасных иядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов ирадиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могутвключаться охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особымиусловиями использования земель.

Земельные участки,которые включены в состав таких зон, у собственников земельныхучастков, землепользователей, землевладельцев и арендаторовземельных участков не изымаются, но в их границах может быть введенособый режим их использования, ограничивающий или запрещающий тевиды деятельности, которые несовместимы с целями установлениязон.

Порядок использованияотдельных видов земель промышленности и иного специальногоназначения, а также установления зон с особыми условиямииспользования земель данной категории, если иное не установленоЗемельным кодексом РФ,определяется:

-Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся вфедеральной собственности;

-органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанныхземель, находящихся в собственности субъектов РФ;

-органами местного самоуправления в отношении указанных земель,находящихся в муниципальной собственности.

Всоответствии со ст.52Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающейсреды” в целях обеспечения устойчивого функционированияестественных экологических систем, защиты природных комплексов,природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий отзагрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и инойдеятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

Вцелях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитаниярастений, животных и других организмов вокруг промышленных зон иобъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативноевоздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранныезоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах,микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленыезоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимомприродопользования.

Анализ нормативныхправовых актов, устанавливающих соответствующие требования,позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашлизаконодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствуетединообразие в установлении правового режима указанных зон, из-заправовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуреустановления таких зон возникают в правоприменительной практике.Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличииматериальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальныенормы. В результате получается, что обязательные для исполнениятребования существуют, а ответственность за их несоблюдениеотсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составыадминистративных правонарушений, предусматривающие административнуюответственность за нарушения правового режима санитарно-защитныхзон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зонобъектов по производству электрической энергии зон и др.

Внастоящем пособии использован общий подход в раскрытии правовогорежима существующих зон с особыми условиями использованиятерритории, с помощью которого можно выявить не только общее иособенное в регламентации указанных вопросов, но и существующиеправовые пробелы и возможные коллизии. При этом сам правовой режимзоны с особыми условиями использования территорий предполагаетналичие следующих необходимых компонентов:

1) определенные цели ееустановления;

2) особый объектохраны;

3) особый субъектныйсостав, их правовой статус;

4) ее размеры играницы;

5) процедуру и порядок ееустановления;

6) размещениеопознавательных (информационных, защитных) знаков;

7) совокупностьтребований, связанных с осуществлением хозяйственной и инойдеятельности:

-особенности использования земельных участков;

-особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на еетерритории;

-запреты и ограничения;

8) юридическуюответственность за нарушение установленных требований.

2.1.Охранные зоны объектов электроэнергетики

Всоответствии с ч.2ст.89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного ибезаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектовэлектроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиямииспользования земельных участков независимо от категорий земель, всостав которых входят эти земельные участки.

Порядок установленияохранных зон для отдельных видов объектов и использованиясоответствующих земельных участков определяется ПравительствомРФ:

-Постановление Правительства РФ от24.02.

2009 N 160 “О порядке установления охранных зон объектовэлектросетевого хозяйства и особых условий использования земельныхучастков, расположенных на границах таких зон”;

-Постановление Правительства РФ от18.11.

2013 N 1033 “О порядке установления охранных зон объектов попроизводству электрической энергии и особых условий использованияземельных участков, расположенных в границах таких зон”.

Надзор за соблюдениемособых условий использования земельных участков в границах охранныхзон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органомисполнительной власти, на который возложены функции по федеральномугосударственному энергетическому надзору. Согласно Положениюо Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомномунадзору, утв. ПостановлениемПравительства РФ от 30.07.2004 N 401, органом федеральногогосударственного энергетического надзора является Ростехнадзор.

2.1.1.Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства

Правовоерегулирование:

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420217258

Формирование и учет ЗОУИТ

Виды зон с особыми условиями использования. Понятие зон с особыми условиями использованния территории. Учёт зон с особыми условиями использования территорий

Зоны с особыми условиями использования территорий (далее ЗОУИТ) – это территории, в границах которых формируется определенный правовой режим в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г.

№ 340-ФЗ и № 342-ФЗ «O внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные корректировки, касающиеся отнесения зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) к объектам землеустройства и порядка внесения таких охранных зон в сведения Единого государственного реестра.

Закрепляется установление особых зон только через принятие уполномоченным органом соответствующего решения или на основании судебных тяжб.

Последствия отсутствия охранной зоны в ЕГРН

Несвоевременное внесение ЗОУИТ в кадастр (ЕГРН) чревато как финансовыми потерями для собственника земли, так и угрозой возникновения серьёзной аварии на участке. Лицо, планирующее провести ремонтные работы на территории, не будет знать об особенностях зоны, так как не сможет найти соответствующей информации о ней в ЕГРН. В таком случае, все убытки несёт владелец участка.

Обязанность установить санитарно-защитную зону на территории предприятий лежит на промышленных организациях.

Типы ЗОУИТ

Зоны с особыми условиями использования территорий делятся на несколько основных групп:

Охранные зоны газораспределительных сетей Охранная зона электросетей Охранная зона тепловых сетей
Зоны магистральных трубопроводов Зоны объектов связи (ВОЛС, ВОЛП) Зоны культурных объектов
Водоохранные и рыбоохранные зоны, зоны подтопления Природные объекты Санитарно-защитные зоны

Что мы делаем

На подготовительном этапе составляется текстовое и графическое описание местоположения объекта, относительно которого необходимо сформировать охранную зону, определяется его площадь и границы.

Для этого анализируются сведения Единого государственного реестра недвижимости, используются материалы Единой электронной картографической основы, собирается иной картографический материал, материалы дистанционного зондирования.

Проводится геодезическая съемка с координированием объектов.

По итогу работ составляется технический отчет, содержащий:

  • перечень земельных участков в охранной зоне (при наличии);
  • сведения ЕГРН;
  • ситуационный план расположения объектов (объекты, вокруг которых устанавливается охранная зона: газопроводы, культурные объекты, заводы, фабрики и другое);
  • каталоги координат устанавливаемой охранной зоны;

По подготовленным заранее материалам составляется каталог координат границ охранных зон и подготавливается план.

План границ охранной зоны оформляется в виде, совмещенном с картографической основой, и отображает:

  • границы охранной зоны;
  • границы природных объектов и объектов искусственного происхождения (если местоположение отдельных частей границ охранных зон определено через местоположение указанных объектов);
  • необходимые обозначения;
  • используемые условные знаки;
  • выбранный масштаб.

Вместе с этим запрашивается решение органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении границ охранной зоны и получение подтверждающего документа о внесении сведений об охранной зоне в ЕГРН.

Охранная зона надземного газопровода низкого давления

После подготовки плана границ охранной зоны все собранные документы отправляются на рассмотрение в ЕГРН. По итогу принятия решения сведения о границах вносятся в реестр.

Зона с особым использованием территории считается установленной с даты внесения в документы ЕГРН сведений о ней.

За подробной информацией по данному направлению работ, а также консультацией по решению именно Вашего вопроса, свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом:

оставляйте сообщение в онлайн-чате или заявку на сайте

обращайтесь по телефону 8 800 333 65 00

пишите на group@datum-group.ru

ЗАКАЗАТЬ
УСЛУГУ

Источник: https://datum-group.ru/projects/formirovanie-i-uchet-osobykh-zon/

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: