Уголовное наказание за налоговые преступления

Содержание
  1. Об уголовной ответственности за налоговые преступления
  2. — В чем выражается уклонение от уплаты налогов с организаций?
  3. — Кто привлекается к ответственности?
  4. — Как решается вопрос об ответственности лица, не занимающего должность, но фактически руководящего обществом?
  5. — Может ли быть признано смягчающим обстоятельством для физлица наличие отношений зависимости при назначении наказания?
  6. — Каков порядок привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с налогами?
  7. — Возможна ли ситуация, когда по данным налогового органа недоимки нет, а по данным следователя есть?
  8. — Должен ли налоговый орган по своей инициативе направлять материалы в следственные органы?
  9. Сокрытие доходов от налогообложения статья УК РФ
  10. Уголовная ответственность за неуплату налогов
  11. В каких случаях не наступает ответственности
  12. Предусмотренное наказание
  13. Практика рассмотрения уголовных дел за неуплату налогов (сборов)
  14. Виды уголовной ответственности
  15. Систематизируем виды налоговых преступлений и наказаний за них в таблице:
  16. Поводами для возбуждения уголовных дел являются (п.1 ст. 140 УПК РФ):
  17. Анализ судебной практики
  18. В качестве смягчающих обстоятельств, суд может признать:
  19. Кого могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов в 2020 году?
  20. Общее содержание Постановления
  21. Суть разъяснений, сделанных Пленумом
  22. Кто может быть привлечён к ответственности?
  23. Санкции за неуплату налогов: налоговая и уголовная ответственность
  24. Когда назначат штраф за неуплату налогов
  25. Когда наступает уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов
  26. Когда освободят от санкций

Об уголовной ответственности за налоговые преступления

Уголовное наказание за налоговые преступления

15.03.2017

действительный государственный советник РФ 3 класса

Самым суровым видом ответственности для физического лица является уголовная ответственность. Практика показывает, что в вопросах выявления схем уклонения от уплаты налогов, возмещения причиненного бюджетной системе ущерба налоговые органы активно взаимодействуют со следственными органами, органами дознания.

Некоторым вопросам привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и другие преступления, связанные с налогообложением, посвящено интервью с экспертом.

— В чем выражается уклонение от уплаты налогов с организаций?

Согласно статье 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации состоит в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, внесении в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Примерами уклонения являются:

  • использование фиктивных документов о расчетах с фирмами-однодневками для применения налоговых вычетов по НДС;
  • представление в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организаций с заведомо ложными сведениями о расходах по мнимым сделкам;
  • занижение объема реализованной продукции в декларации по акцизам.

— Кто привлекается к ответственности?

Некоторые вопросы применения уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64.

К субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, бухгалтер, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий.

К числу субъектов преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

— Как решается вопрос об ответственности лица, не занимающего должность, но фактически руководящего обществом?

Не секрет, что руководство юридическим лицом может де-факто осуществляться бенефициаром (в частности, лицом, у которого преобладающее участие в уставном капитале, в том числе через цепочку зависимых лиц).

В этом случае вопросы об ответственности могут рассматриваться с учетом роли каждого лица в совершении преступления. При наличии соответствующих фактических обстоятельств директор может быть привлечен к уголовной ответственности как исполнитель преступления, а фактический руководитель как организатор, подстрекатель или пособник (статьи 33, 34 УК РФ).

Следует обратить внимание, что в ситуации c фактическим руководителем взаимодействие, основанное на власти – подчинении строится на неформальных отношениях при отсутствии приказа, распоряжения — документов, адресованных исполнителю.

— Может ли быть признано смягчающим обстоятельством для физлица наличие отношений зависимости при назначении наказания?

В силу пункта 2 статьи 42 УК РФ лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, согласно статье 61 УК РФ относится совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Такая зависимость может иметь место в ситуации понуждения со стороны бенефициара организации к совершению незаконных действий ее руководителем.

Но подтвердить документально такие факты достаточно сложно.

— Каков порядок привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с налогами?

В настоящее время никакой специфики в возбуждении уголовного дела по таким преступлениям, как уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента, нет.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса, предварительное следствие производится следователями Следственного комитета (пункт 2 статьи 151 УПК РФ).

Не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении следователем Следственного комитета должно быть принято процессуальное решение: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела.

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела (статья 162 УПК РФ).

Согласно статье 171 УПК РФ при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.

Если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо его части не нашло подтверждения, то следователь своим постановлением прекращает уголовное преследование в соответствующей части, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, а также прокурора (пункт 2 статьи 175 УПК РФ).

Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя, о чем составляется протокол (статья 215 УПК РФ).

По ранее действовавшей редакции статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса, служили только материалы, которые были направлены налоговыми органами. Данные положения признаны утратившими силу Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ.

С 22 октября 2014 года поводом для возбуждения уголовного дела может стать, в том числе заявление гражданина или сообщение любой организации.

На практике основной повод – это материалы проведенных мероприятий оперативно-розыскной деятельности.

Причем, налоговые органы могут направлять в органы внутренних дел необходимые сведения для сбора доказательственной базы, подтверждающей наличие признаков преступления.

— Возможна ли ситуация, когда по данным налогового органа недоимки нет, а по данным следователя есть?

Такая ситуация возможна. Налоговый орган участвует в процедуре рассмотрения сообщения о преступлениях. Причем, он является вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, в котором налогоплательщик состоит на учете.

В ответ на полученные от следователя материалы о преступлении, налоговый орган констатирует текущую ситуацию в отношении налогоплательщика: налоговая проверка была, проверка идет, проверки не было.

Участие налогового органа носит содержательный характер только в случае проведения в предшествующем периоде проверки налогоплательщика, по результатам которой вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Проверяя законность и обоснованность возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.

1 УК РФ, суд должен выяснить, направил ли следователь в соответствии с требованиями части 7 статьи 144 УПК РФ в трехсуточный срок в налоговый орган копию полученного им от органа дознания сообщения о таких преступлениях с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, а также получены ли им из налогового органа заключение или информация, предусмотренные частью 8 статьи 144 УПК РФ.

Но при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления, следователь не обязан дожидаться получения заключения или информации налогового органа, иными словами, может сразу возбудить уголовное дело.

Непроведение налоговой проверки, более того, принятие по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки решения, в котором отсутствует выявленная недоимка и подлежащий уплате штраф, не являются препятствиями для возбуждения уголовного дела.

Обжалование налогоплательщиком в суд вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и применение судом обеспечительных мер в форме приостановления действия решения налогового органа также не являются основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела (приказ Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями»).

Данные, указывающие на признаки налогового преступления, могут содержаться, в частности, в материалах, направленных прокурором в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, в заключении эксперта и других документах.

Если по результатам проверки суд устанавливает, что решение о возбуждении уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.

1 УК РФ, принято следователем при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки этих преступлений, то такое решение может быть признано незаконным и (или) необоснованным.

В этом случае суд обязывает следователя устранить допущенное нарушение закона.

— Должен ли налоговый орган по своей инициативе направлять материалы в следственные органы?

Да, положения пункта 3 статьи 32 НК РФ сохранились без изменений. Налоговые органы обязаны направить материалы в следственные органы, если налогоплательщик в течение двух месяцев не исполняет требование об уплате налога (сбора), и размер неуплаченных сумм указывает на наличие признаков преступления.

В данном случае имеется в виду неисполнение требований, которые направлены на основании вступившего в силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В сопроводительном письме налоговый орган должен отразить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к статьям 198 и 199 УК РФ (письмо ФНС от 06.06.2012 № АС-4-2/9338@).

Источник: https://taxcom.ru/about/news/ug_otv/

Сокрытие доходов от налогообложения статья УК РФ

Уголовное наказание за налоговые преступления

Согласно статье 199 УК РФ экономические преступления, связанные с неуплатой налогов, определяются по таким основным признакам:

  • если гражданином, выступающим в качестве юридического лица, и достигшим возраста в 16 лет, намеренно не предоставляется отчетная документация. Также сюда относится уход от налогов при подаче в декларации заведомо ложных сведений, которые показывают меньший уровень оборота, большие расходы и т.д.;
  • если последствием произведенных действий организации является отсутствие поступлений в бюджет РФ или же их перечисление, в гораздо меньшем размере, чем следовало;
  • если сумма, которая в виде сборов организации, положенных по налоговому кодексу, не поступила в бюджет, причисляется к крупному или особо крупному размеру. В конкретной ситуации крупным размером будет являться неуплата налогов либо их недостаточное перечисление в размере более 2 млн. рублей за период до трех лет. Также крупным будет являться размер, если выявлен факт 10% неуплаченных сумм в размере, превышающем 6 млн. рублей. К особо крупным относят суммы, какие превышают 10 млн. рублей за аналогичный период времени или если в результате совершенных преступных действий было сокрыто более 5% (более 30 млн. рублей).

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Отказ от права собственности (п. 1 ст. 235, ст. 236 ГК) состава преступления не образует.

В тех случаях, когда лицо совершает в крупном размере сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, и предметом сокрытия выступают денежные средства либо имущество, в отношении которых применены способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов в виде приостановления операций по счетам (ст.

76 НК) или ареста имущества (ст. 77 НК), содеянное полностью охватывается рассматриваемым составом преступления и дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 312 УК не требует.

При этом действия служащего кредитной организации, осуществившего банковские операции с денежными средствами, находящимися на счетах, по которым операции приостановлены (ст.

76 НК), подлежат квалификации по ч. 1 ст. 312 УК.

Сокрытие физическим лицом (независимо от того, является ли оно индивидуальным предпринимателем или нет) имущества, предназначенного для повседневного личного пользования данным лицом или членами его семьи (п. 7 ст. 48 НК, ст. 446 ГПК), состава преступления, предусмотренного данной статьей, не образует.

3. Обязательным признаком объективной стороны, относящимся к деянию, является крупный размер сокрытого, под которым понимается сокрытие денежных средств или имущества, превышающих по стоимости 1,5 млн. руб. (примечание к ст. 169 УК). При оценке размера сокрытого допускается сложение стоимости сокрытых одновременно денежных средств и иного имущества.

4.

Состав преступления формальный и преступление признается оконченным с момента совершения действий по сокрытию денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя при условии, что у организации или индивидуального предпринимателя ранее образовалась недоимка по налогам или сборам (п. 2 ст. 11 НК), с целью избежания взыскания которой скрываются соответствующие денежные средства либо имущество.

5.

Обязательным признаком объективной стороны является время совершения преступления: сокрытие может быть уголовно наказуемо только после образования недоимки по налогам и (или) сборам и после того, как организации или индивидуальному предпринимателю направлено требование об уплате налога или сбора, установленный в котором срок для уплаты истек (ст. 69 НК) (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64).

6. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом и по смыслу уголовного закона целью скрыть соответствующие денежные средства и имущество от налоговых органов.

Факт неуплаты налогов или сборов, имеющий место после образования недоимки по налогам или сборам, при отсутствии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК или ст. 199 УК, не образует рассматриваемого состава преступления.

Не образуют рассматриваемого состава преступления также действия организации или индивидуального предпринимателя, совершаемые ими после образования недоимки по налогам или сборам во исполнение обязательств по трудовым договорам (выплата заработной платы и т.п.

), гражданско-правовых обязательств (расчеты по договорным обязательствам и т.п.

), если эти действия совершены добросовестно во исполнение трудовых и гражданско-правовых обязательств организации или индивидуального предпринимателя без признаков злоупотребления правом (п. 1 ст.

10 ГК) и не преследуют цели под видимостью исполнения соответствующих обязательств скрыть денежные средства либо имущество, оставив его в реальности в распоряжении виновного или связанных с ним лиц (близких, подчиненных и т.п.).

Видами юридической ответственности за нарушение налогового законодательства являются: дисциплинарная, административная, финансовая (налоговая), уголовная. За нарушение налогового законодательства несут ответственность юридические лица и должностные лица организаций.

б) штрафа в размере 10% причитающихся к уплате сумм налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке, по каждому из видов нарушений: отсутствие учета объекта налогообложения; ведение учета объекта налогообложения с грубым нарушением установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или занижение суммы налога за проверяемый период не менее чем на 5% причитающейся к уплате суммы налога за последний отчетный квартал;

в) пени в случае задержки уплаты в размере 0,2% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. В соответствии с п.

24 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней» размер ставки с 1 января 1994 г. увеличен до 0,7%.

г) недоимки по налогам и другим обязательным платежам.

Госналоговые инспекции вправе приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет; взыскивать в бюджет недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет (п.

 / Коммерческая безопасность / Правовой аудит бизнеса / КОГДА ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО МОГУТ ПРИВЛЕЧЬ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ?

«Электронный журнал «Азбука права», 28.08.2015

КОГДА ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО МОГУТ ПРИВЛЕЧЬ

К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ?

Гражданина могут привлечь к ответственности за налоговые правонарушения, если он достиг возраста 16 лет (п. 2 ст. 107 НК РФ).

1. Когда гражданин уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представлять которые в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах обязательно, и уклонение считается совершенным в крупном или особо крупном размере.

2. Когда гражданин уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов путем указания в налоговой декларации или иных документах заведомо ложных сведений и уклонение считается совершенным в крупном или особо крупном размере.

Справка.Определение крупной и особо крупной суммы при уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за три следующих подряд финансовых года более 600 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, или превышающая 1 800 000 руб.

Особо крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за три следующих подряд финансовых года более 3 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, или превышающая 9 000 000 руб. (Примечание 1 к ст. 198 УК РФ).

Примечание.Под иными документами следует понимать любые предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).

Возбуждение уголовного дела

Инициировать проведение следствия и возбуждение уголовного дела в отношении гражданина могут как налоговая инспекция, так и следственные органы (ч. 7, 8, 9 ст. 144 УПК РФ).

— налоговая инспекция вынесла решение о привлечении гражданина к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, и это решение вступило в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ);

— на основании этого решения налоговая инспекция направила гражданину требование об уплате налога (сбора), но он не уплатил в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки, соответствующие пени и штрафы;

— размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, то есть недоимка должна быть крупной или особо крупной.

Гражданин должен исполнить требование об уплате налога в течение восьми дней с даты его получения (если в нем не указан более продолжительный период времени), однако налоговая инспекция обязана направить в следственные органы материалы, на основании которых будет решаться вопрос о привлечении гражданина к уголовной ответственности, не раньше чем по истечении двух месяцев со дня окончания этого срока и в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств (п. 4 ст.

69, п. 3 ст. 32 НК РФ).

Гражданина привлекут к уголовной ответственности, только если его действия (бездействие) однозначно были направлены именно на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов. Под уклонением следует понимать действия (бездействие), которые позволяют скрыть объект налогообложения, незаконно уменьшить налоговую базу и, соответственно, сумму исчисленного налога и т.п.

Если вы совершили правонарушение впервые и полностью уплатили сумму недоимки, соответствующие пени и штрафы, то к уголовной ответственности вас не привлекут (примечание 2 к ст. 198 УК РФ).

В каких случаях не наступает ответственности

Согласно содержания ст. 199 УК РФ, а также судебной практике, имеющий большое количество различных случаев, касающихся налоговых преступлений, за совершение подобных противозаконных деяний лица не могут привлекаться к ответственности в том случае, если в результате неверно оформленных деклараций сумма ущерба, причиненная государству, не достигла необходимой величины.

В частности, по подобным вопросам должностные лица или же те, которые будут признаны виновными в неподаче деклараций согласно КоАП РФ могут привлекаться к административной ответственности и, как следствие, выплатить штраф в размере, не превышающем 500 рублей.

Предусмотренное наказание

Согласно регулирующей статье закона, мера наказания, применяемая к виновным лицам, может выражаться в следующем:

  1. Ч.1. статьи рассматриваются случаи, при которых юр. лицо совершило определенные действия по предоставлению или непредоставлению налоговой декларации, в результате которых был причинен ущерб в размере, относящимся к крупному. Мерой наказания может стать следующая:
  • Штраф, величина которого может выражаться в точной сумме и начинаться от 100 тыс. рублей. Максимальный его размер достигает 300 тыс. рублей;
  • Работы принудительного характера с максимальной длительностью два года. Параллельно с такой мерой может вмениться запрет на занимание определенных должностей или же работа в конкретной сфере;
  • Арест, продолжительностью до полугода;
  • Лишение свободы. Срок такой меры может продлиться два года. Также совместно с ней могут накладываться ограничения на занимаемые осужденным должности.
  1. Ч.2 статьи рассматривает наказания за аналогичные действия, однако с тем условием, что сокрытие налогов было совершено несколькими лицами (более одного) по предварительному сговору и, когда был нанесен ущерб в размере, уже относящемуся к крупному. При признании организаторов и соучастников виновными, мера наказания будет следующей:
  • Штраф. По этой части статьи его размер уже больше и может достигать величины в 500 тыс. рублей или же выражаться в размере дохода осужденного – в данном случае находиться на уровне трехлетней заработной платы;
  • Работы принудительного характера. Их продолжительность может в некоторых случаях достигать пяти лет с параллельными ограничениями на занятие должностей определенного характера;
  • Лишение свободы – может длиться 6 лет.

Стоит понимать, что даже в случае действия через подставное лицо, то есть, фактически не проходя по документам, согласно п.6 Постановления правительства РФ от 2006 года, лицо, причастное к таким действиям, если его непосредственная вина будет доказана, также будут привлечено к уголовной ответственности.

Источник: https://kupit-krohe.ru/nalogooblozhenie/sokrytie-dokhodov-nalogooblozheniya/

Практика рассмотрения уголовных дел за неуплату налогов (сборов)

Уголовное наказание за налоговые преступления

Как свидетельствуют статистические данные, количество уголовных дел, связанных с налоговыми преступлениями, заметно растет. Какое наказание грозит должностным лицам компании и ИП за неуплату налогов (сборов)?

На практике к уголовной ответственности привлекают, как правило, руководителя организации. Уголовная ответственность за налоговые преступления может наступать только в случае достижения российским гражданином шестнадцатилетнего возраста (ст.24 УК РФ). Отметим, что лицом, привлекаемым к уголовной ответственности, может быть только физическое лицо.

СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДИРЕКТОРА КОМПАНИИ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Виды уголовной ответственности

Виды уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений прописаны в главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономике» и на сегодняшний день включают в себя III группы:

  • I  группа. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов;
  • II  группа. Неисполнение обязанностей налогового агента;
  • III группа. Сокрытие денег либо имущества организации (ИП), за счет которых должно быть произведено взыскание налогов и сборов.

Систематизируем виды налоговых преступлений и наказаний за них в таблице:

Вид налогового преступленияОтветственность
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст.198 УК РФ)-штраф – от 100 тыс. до 300 тыс. рублей;-в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;-принудительные работы на срок до 1 года;-арест на срок до 6 месяцев;-лишение свободы на срок до 1 года.Если данное деяние совершенно в особо крупном размере*, то:-штраф – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей;-в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;-принудительные работы на срок до 3 лет;-лишение свободы на срок до 3 лет.*Примечание.Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая в пределах 3 финансовых лет подряд более 900 тыс. рублей при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % от общей суммы уплаченных налогов (сборов) либо превышающая 2 700 тыс. рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая в пределах 3 финансовых лет подряд более 4 500 тыс. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % от общей суммы уплаченных налогов (сборов), либо превышающая 13 500 тыс. рублей.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст.199 УК РФ)-штраф – от 100 тыс. до 300 тыс. рублей;-в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;-принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;-арест на срок до шести месяцев;-лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.Если данное деяние совершенно группой лиц:-по предварительному сговору-в особо крупном размере*, то:-штраф – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей;-в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;-принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;-лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.*Примечание.Крупным размером признается сумма, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 25 % от общей суммы уплаченных налогов (сборов), либо превышающая 15 млн рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 50 % от общей суммы уплаченных налогов (сборов), либо превышающая 45 млн рублей.
Неисполнение обязанностей налогового агента (ст.199.1 УК РФ)-штраф – от 100 тыс. до 300 тыс. рублей;-в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;-принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;-арест на срок до 6 месяцев;-лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.Если данное деяние совершенно в особо крупном размере*, то:-штраф – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей;-в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет;-принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;-лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.*Примечание.Критерии особо крупного размера те же, что и в ст.199 УК РФ.
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст.199.2 УК РФ)-штраф – от 200 тыс. до 300 тыс. рублей;-в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;-принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;-лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Таким образом, уголовное наказание предусматривает штрафы, исправительные работы и лишение свободы.

ЛИКВИДАЦИЯ КОМПАНИИ: РИСКИ ПРИЗНАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ФИКТИВНОЙ

Поводами для возбуждения уголовных дел являются (п.1 ст. 140 УПК РФ):

  • заявление о преступлении, сделанное как в устной, так и в письменной формах (ст.141 УПК РФ);
  • явка с повинной лица о совершенном им преступлении (ст.142 УПК РФ);
  • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (п.2 ст.140 УПК РФ).

Алгоритм действий следователя отражен в ст.144 УПК РФ.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа осуществляет прием и проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. По мотивированному ходатайству следователя либо дознавателя руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе продлить срок для проведения проверки сообщения до 10 суток.

Следователь, получив от органа дознания сообщение о налоговом преступлении, не позднее 3 суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган (соответствующее региональное управление ФНС РФ) копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

Налоговый орган рассматривает направленные следователем материалы и по результатам рассмотрения направляет в следственный комитет заявление либо информацию. Получив заключение от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение. Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении.

ПРАЙС-ЛИСТ НА БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Важно!

Уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления. То есть следователь вправе самостоятельно возбудить уголовное дело по налоговым преступлениям, без какой-либо информации от налогового органа.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа либо принимает решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения по подследственности (ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения – в суд.

Важно!

С 18 марта 2017 г. действует новая редакция п.8 ст.299 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2017 г. №33-ФЗ). При вынесении приговора судья должен рассмотреть вопрос, имеются ли основания для постановления приговора без назначения наказания, освобождения от наказания или применения отсрочки отбывания наказания.

Осужденное лицо вправе освободить из-под стражи в зале суда, если в его отношении был вынесен обвинительный приговор с назначением наказания, но с применением отсрочки его отбывания (п.5 ст.311  УПК РФ). 

ЕСЛИ ДИРЕКТОР ПРОВОРОВАЛСЯ, КАК МОЖНО ПРИВЛЕЧЬ ЕГО К ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ КОМПАНИИ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ – ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Анализ судебной практики

Анализ судебной практики по уголовным налоговым делам свидетельствует о том, что чаще всего, фигурантами уголовного дела становятся руководители компаний.

Если к уголовной ответственности также привлекается главный бухгалтер, данный факт только усугубляет ситуацию, поскольку за совершение налогового преступления группой лиц по предварительному сговору, предусмотрены более строгие санкции – до шести лет лишения свободы (ст.35 УК РФ).

Так, уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений в особо крупном размере стоило бухгалтеру компании наказания в виде лишения свободы на срок 2 года. Как отметили судьи, оба руководителя и бухгалтер совершили преступление по предварительному сговору, действуя в составе группы лиц.

Правда, в соответствии со ст. 73 УК РФ, назначенное бухгалтеру наказание суд может назначить условным, установив ей испытательный срок на 3 года (Приговор Череповецкого городского суда (Вологодская область) от 06.06.2016 г. №1-111/2016). 

Несмотря на то, что неуплата налогов квалифицируется по ч.1 ст.199 УК РФ (например, в одном из дел в сумме 8 млн рублей, что составляет 58,86% подлежащих уплате сумм налогов организации, то есть превышает 25%) в крупном размере, судом учитывается характер и степень общественной опасности преступления, а также обстоятельства, смягчающие наказание.

В связи с этим суд может не назначить реального уголовного наказания, а ограничиться лишь штрафом (Приговор Сорочинского районного суда (Оренбургская область) от 09.11.2016 г. №1-161/2016).

В качестве смягчающих обстоятельств, суд может признать:

  • наличие двух малолетних детей (ч.1 ст.61 УК РФ);
  • частичное признание вины, раскаяние в содеянном (ч.2 ст.61 УК РФ).

При назначении наказания суд учитывает и данные о личности подсудимого, а именно, что он трудоустроен, проживает с семьей (где двое малолетних детей), на учете у психиатра не состоит, исключительно положительно характеризуется на работе (Приговор Торжокского городского суда (Тверская область) от 23.06.2016 г. №1-104/2016).

Совершая противоправные действия, связанные с уклонением от уплаты налогов, следует иметь в виду, что в разрешении споров данной направленности суды руководствуются ст. 1064 ГК РФ, предусматривающей, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Источник: https://rosco.su/press/praktika_rassmotreniya_ugolovnykh_del_za_neuplatu_nalogov_sborov/

Кого могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов в 2020 году?

Уголовное наказание за налоговые преступления

В ноябре 2019 года вступило в силу Постановление Пленума ВС РФ №48, касающееся судебной практики по делам о налоговых преступлениях и распространяющее свое действие и на 2020 год. Кого теперь ждёт ответственность по этим делам?

Общее содержание Постановления

Постановление Пленума обобщило судебную практику по делам, касающимся статей 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ. Все они связаны с умышленным уклонением от выплаты в бюджетную систему России сумм по налогам, сборам и платежей по обязательным страховым взносам. Суть таких нарушений в следующем:

  • виновный не предоставляет декларацию о доходах, хотя обязан, либо вносит в неё заведомо ложные сведения;
  • неперечисление в бюджет сумм, которые виновный должен удерживать, как налоговый агент;
  • сокрытие финансов или имущества, облагаемого налогом.

Суть разъяснений, сделанных Пленумом

Постановление №48 заострило внимание судей на ряде ключевых моментов:

  1. Поскольку общественная опасность налоговых преступлений связана с непоступлением средств в бюджеты, учитывать надо налоги и сборы, предусмотренные НК РФ, а также специальные, введённые федеральным и региональным законодательством. При этом одинаковую опасность представляет уклонение от уплаты как налогов, так и платежей в обязательные фонды.
  2. Сам факт непоступления средств в бюджет не образует состава преступления. Судам следует обращать внимание на то, доказан ли прямой умысел. Это означает, что подсудимый должен не только нарушить налоговое законодательство, но и сознательно желать, чтобы обязательные платежи не были сделаны. Сомнительные моменты должны трактоваться в пользу подсудимого.
  3. Также в пользу подсудимого трактуются и сомнения, касающиеся вопросов периода, за который исчисляются налоги, сборы и взносы.
  4. Статьи 198-199.2 УК РФ предусматривают, что человек, впервые совершивший налоговое преступление, может быть освобождён от ответственности, если полностью возместил причинённый ущерб, то есть заплатил все налоги, сборы и назначенные пени. Пленум специально обратил внимание судов, что здесь каждую статью нужно брать отдельно: так, даже если лицо уже было раньше осуждено по ст. 198, по ст. 199 оно всё равно будет считаться впервые совершившим налоговое преступление.
  5. Разъяснено, что самого наличия скрытых средств или имущества, с которых должны выплачиваться налоги, недостаточно. Обвинение должно чётко доказать, что сокрыты они были умышленно и именно с целью уклониться от уплаты.

Кто может быть привлечён к ответственности?

Субъектами преступлений, предусмотренных ст. ст. 198-199.2 УК, являются:

  1. Физические лица, которые в силу закона обязаны выплачивать налоги или сборы, а также делать отчисления в фонды страхования. Такими лицами, в первую очередь, являются ИП, а также приравненные к ним в налоговых вопросах лица (главы КФХ, адвокаты, нотариусы и т. д.). Однако Пленум ВС РФ специально отметил, что ответственность распространяется и на обычных граждан, если по закону они являются плательщиками налогов.
  2. Руководство организаций-налогоплательщиков. К ответственности привлекаются либо единоличный руководитель (генеральный директор), либо руководитель финансовой части организации (финансовый директор, коммерческий директор и т. д.). Поскольку преступление должно совершаться только умышлено, необходимо, чтобы не просто было уклонение от уплаты или сокрытие имущества, но при этом руководитель знал о нём и помогал ему произойти.
  3. Главные бухгалтеры предприятий. Они тоже должны участвовать в уклонении или сокрытии умышленно.
  4. Иные работники, на которых по закону или, согласно внутренним нормам организаций, возложена обязанность по ведению бухучёта и сдаче налоговой отчётности.

Как пособники, также могут привлекаться:

  1. Должностные лица органов власти, если они помогали скрывать организации доходы или имущество.
  2. Сотрудники банковских и иных организаций, умышленно не исполняющие обязанности по блокировке счетов (ст. 76 НК РФ) или аресту имущества (ст. 77 НК РФ).
  3. Подставные лица, если фактически предпринимательскую деятельность или руководство организацией ведёт другой человек.

Как и во всех случаях, кроме оговоренных особо, уголовная ответственность за эти виды преступлений наступает с 16 лет. Наказанию подлежат как граждане РФ, так и иностранцы или лица без гражданства, если они по закону обязаны платить российские налоги.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Налоги , Юридические термины

Источник: https://zakonguru.com/nalogi-2/nalogovye-prestupleniya.html

Санкции за неуплату налогов: налоговая и уголовная ответственность

Уголовное наказание за налоговые преступления

Санкции за неуплату налогов — это налоговое и уголовное наказание за невыполнение обязанностей, установленных НК РФ для налогоплательщиков и налоговых агентов. Конкретные меры ответственности отличаются в зависимости от состава правонарушения, категории виновного, наличия смягчающих обстоятельств, прочих условий.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Разберемся, когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, а в каких случаях за такое нарушение используют санкции, предусмотренные НК РФ.

Когда назначат штраф за неуплату налогов

Для удобства налогоплательщиков каждому сбору посвящена отдельная глава НК РФ. В ней уточняется срок уплаты обязательных платежей, а также санкции за его несоблюдение. Например, налогу на прибыль организаций посвящена глава 25. Согласно ст.

287 НК РФ, юридические лица, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, должны рассчитываться с бюджетом ежемесячно — до 28 числа месяца, следующего за отчетным.

Для налогоплательщиков, рассчитывающихся поквартально, установлен иной срок — не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Другой пример — для плательщиков налога на имущество — граждан.

Владельцы квартир, домов и гаражей расплачиваются с бюджетом раз в год: полностью заплатить за прошлый год необходимо до 1 декабря следующего (ст. 409 НК РФ).

По истечении установленного законом срока и выявления недоимки (задолженности) ФНС выносит решение о привлечении неплательщика к ответственности, а также направляют требование об уплате обязательного платежа.

То есть налоговики направляют извещение о необходимости расплатиться с бюджетом и одновременно привлекают к ответственности: выписывают штраф за несвоевременную оплату налогов, размер которого также предусмотрен НК РФ.

Возьмем те же примеры — налог на прибыль организаций и на имущество для физических лиц. В обоих случаях будут применяться санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ.

Штраф за уклонение от уплаты налогов составляет от 20 до 40 процентов суммы, которая своевременно не попала в госказну. Дополнительно нарушителю назначат пени за неуплату налогов.

Правда, их рассчитывают по итогам уплаты самой недоимки, поскольку пеня начисляется за каждый календарный день просрочки. На основании ст. 75 НК РФ, она составляет:

  • для граждан, включая тех, кто получил статус ИП, — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной в текущем периоде;
  • для организаций — 1/300 ставки ЦБ РФ за просрочку сроком до 30 календарных дней (включительно) и 1/150 ставки, начиная с 31-го дня.

Когда наступает уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Важным обстоятельством является совершение нарушения умышленно, в результате которого бюджет недополучил сумму в крупном или особо крупном размере. Нужно помнить и о том, что уголовное дело за неуплату налогов может быть возбуждено только в отношении физического лица: руководителя организации (учредителя, главного бухгалтера), ИП, гражданина. Кроме того,

Как материалы попадают к следователям? Существует 2 варианта. Первый (абз. 3 п. 4 ст.

69) — сумма недоимки у налогоплательщика-физического лица превышает 900 000 рублей за последние три года, у налогоплательщика (налогового агента) — организации — 5 млн рублей.

На этом основании документы передают следователям, которые уже изучают причины регулярной неуплаты. Второй вариант (п. 3 ст. 32 НК РФ) — передача материалов в связи с невыполнением требования об уплате обязательного платежа на протяжении двух месяцев.

Чтобы было проще разобраться, какая предусмотрена уголовная ответственность за налоговые правонарушения (2020), посмотрите в таблицу.

Вид правонарушения, норма УК РФ

Предусмотренное наказание

Уклонение физлица от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 198 УК РФ).

  • штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 3 лет.

Уклонение организации от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 199 УК РФ).

  • штраф от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Отметим, что уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена и для налоговых агентов. Поскольку неисполнение обязанности по удержанию и перечислению денежных средств рассматривается как неуплата налогов, УК РФ предусматривает (ст. 199.

1 УК РФ) аналогичные санкции и за это правонарушение. Кроме того, есть отдельное наказание за сокрытие доходов или имущества, за счет которых можно было бы погасить недоимку. В таком случае должностному лицу организации или ИП грозит (ст. 199.

2 УК РФ):

  • штраф от 2000 до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Когда освободят от санкций

Существуют несколько обстоятельств, при которых ни налоговая, ни уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом или организацией не наступает. Так, нарушителя не накажут, если он не достиг 16-летнего возраста к моменту совершения преступления. Санкции также не последуют, если истекут сроки давности или не будет доказана вина ИП, гражданина или юридического лица.

Кроме того, освободят от ответственности, если нарушение допущено впервые, а также в случае уплаты недоимки, пени и штрафов до первого судебного заседания по уголовному делу (ст. 28.1 УПК РФ).

Напомним также, что закон запрещает привлекать к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/ugolovnaya-otvetstvennost

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: