Типовой государственный контракт на закупку товаров, работ и услуг. Договор комиссии на закупку товара

Договор на приобретение товаров по государственной закупке: рассмотрим подробно

Типовой государственный контракт на закупку товаров, работ и услуг. Договор комиссии на закупку товара

Как показывает практика, успех предпринимателя на рынке государственного заказа  определяется не только знанием конкурсных процедур, умением правильно подобрать соответствующие документы, но и доскональным выполнением контрактных условий.

Но в отличие от обычной коммерческой практики, система взаимоотношений предпринимателя с государственными органами или юридическими лицами  их представляющие (например, агентства или государственная корпорация, муниципальные  предприятия и учреждения) строится на других принципах, что находит непосредственное отражение в контрактной системе.

Строго говоря, проблема определения места государственного контракта среди гражданско-правовых отношений является достаточно сложной. Прежде всего, это объясняется тем, что переход к рыночной экономике повлек за собой в значительной степени замену административных рычагов регулирования экономики договорным способом.

Договор в качестве регулятора общественных отношений стал использоваться не только в традиционных сферах его применения – гражданском, трудовом праве, но и в публично-правовых областях – налоговом, таможенном, бюджетном и др.

Нормативно правовая база в виде существующих законов (например,  ФЗ -44, ФЗ -94 и  ФЗ – 223) определяет государственный и муниципальный контракт как договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правовой договор, заключенный бюджетным учреждением в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством, государственных и муниципальных контрактов, а также за счет предоставленных таким учреждениям бюджетных инвестиций.

Однако это формальное определение мало что дает для участников конкурсных процедур в целях применения на  практике контрактных отношений, где контрагентом выступает государство (в том или ином лице).

В этой статье будет рассказано об основных понятиях, характеризующих госконтракт, дано общее представление о том, что такое типовой договор по госзакупкам и какие  нюансы следует учитывать при его применении в деловой практике.

Общее понятие договора по государственным  закупкам

В системе правовых отношений, охватывающих область государственных закупок в порядке конкурсных процедур (аукционов, запросов котировок и т.п.), понятие договора определяется важными определениями:

  • покупателем является государственный орган — государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица (агентский договор госзакупки)
  • договор — государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке:
  • предпочтительным способом размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд признано проведение открытых торгов (конкурсов) или электронных аукционов
  • порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК РФ;
  • государственный или муниципальный заказчик обеспечивает своевременную оплату товаров за счет средств бюджета, а также возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
  • законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров. Расторжение договора о государственных закупках также имеет свой порядок, который, как правило, носит судебный  характер. Внесудебные споры,  как это практикуется в коммерческом секторе, практически исключены.
  • споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.

Нормативная база кроме кодифицированных законов регулируется такими правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
  2. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
  3. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе»;
  4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Основной порядок заключения договора

Для целей  практической реализации возможностей  работы по государственным контрактам необходимо знать хотя бы общий порядок заключения договора поставки  или оказания  услуг, которые были выиграны  на  соответствующем конкурсе.

Обычно такой порядок состоит из следующих этапов:

  • По результатам конкурса государственный или муниципальный заказчик разрабатывает проект договора с указанием  всех необходимых реквизитов. В некоторых случаях когда, например, осуществляется долгосрочный период работы по контракту, то сначала разрабатывается Генеральное соглашение или контракт, а уже детальная проработка  поставок  или оказания услуг включена в дополнительное соглашение к договору по государственным закупкам.

Также довольно часто  в рамках отношений с государственным заказчиком может быть предусмотрена такая  форма, как агентский договор при госзакупках, где исполнителем является генеральный  подрядчик, а основное выполнение заказа возлагается  на  третью сторону отношений — агента.

Обычно такое встречается когда, например, товары  для государственных нужд поставляются  по импортным контрактам, где агентом  выступает  логистическая  компания, перевозчик и т.п. Обычно его называют оператором контракта  или поставки.

  • После того, как разработан проект договора со всеми дополнительными соглашениями, он направляется поставщику или исполнителю. Законом предусмотрен довольно большой срок (30 дней) для того, чтобы контрагенты его изучили и  вынесли по нему свое решение о согласованиях, доработке технических условий и т.п.
  • Если имеются существенные разногласия по условиям контракта, то либо продлевается срок согласования, либо создается согласительная комиссия, которая должна выработать единое решение и прийти к устраивающему всех консенсусу.
  • Если  форма, условия и  сроки  контракта не удовлетворяют  исполнителя, то он может выйти  на заказчика с предложением о досрочном расторжении контракта, либо сделать это через судебные процедуры.

В случае отказа покупателя от товара или от заключения договора государственный или муниципальный заказчик обязан в течение 30 дней определить для поставщика другого покупателя, например, направить поставщику отгрузочную накладную с указанием получателя товара либо сам выступить получателем товара (с обязанностью оплатить).

Если государственный или муниципальный заказчик указанное условие не выполняет, поставщик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика принятия товара (и его оплаты) либо реализовать товар по своему усмотрению с отнесением разумных расходов по реализации товара на государственного или муниципального заказчика. Убытки, причиненные поставщику в связи с неисполнением государственного или муниципального контракта, подлежат возмещению в течение 30 дней.

Ответственность сторон по договору поставки для государственных или муниципальных нужд является основание наступления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора; Что касается самой  формы  государственного контракта, то в  большинстве случаев он содержит стандартные  пункты  и параграфы, как это обычно применяется в коммерческой практике.

Отдельно стоит сказать несколько слов о  том, как закрывать договора на госзакупках. В отличие от коммерческих договоров прием  работы или услуг осуществляется  не просто по схеме «деньги против поставки», а через специальные  приемные комиссии, где кроме заказчика могут  участвовать различные представители  государства или муниципальных органов власти.

Предприниматель,  участвующий в государственной контрактной системе, должен понимать, что получить государственный контракт – это всего лишь только малая часть работы. И чтобы сдать работу или  товар (и получить вознаграждение), нужно иметь представление о том, как работают такие комиссии и всех тех дополнительных издержках, с которыми он может при этом столкнуться.

Источник: http://tv-bis.ru/investitsii-i-goszakupki/261-dogovor-na-priobretenie-tovarov-po-gosudarstvennoy-zakupke.html

Договор закупки – Образец, бланк 2020 года

Типовой государственный контракт на закупку товаров, работ и услуг. Договор комиссии на закупку товара

Существуют разные виды коммерческого товарооборота, применяемые между предпринимателями. Договор закупки можно отнести к разновидности договора купли-продажи (ДКП), поэтому при отсутствии специального законодательства к нему, можно использовать положение о ДКП.

Такое соглашение является довольно распространенным типом договора в предпринимательстве. Предметом договора закупки может быть различная продукция, кроме недвижимости.

Файлы для скачивания:

Суть договора на поставку товаров

Договор закупки/поставки относится к соглашению, подписанному между двумя субъектами, в результате которого заказчик заключает сделку с продавцом-поставщиком, взявшим на себя обязанности по снабжению заказчика продукцией для предпринимательства или для других целей, не имеющих отношение к семейным или личным интересам.

Такой контракт является возмездным, консенсуальным, двухсторонним и взаимным, и регламентируется в 2020 году ст. 506 ГК РФ. Форма такого соглашения регулируется ст. ст. 158-164 ГК РФ и считается распространённым в РФ между предпринимателями.

Положения, имеющие отношение к поставке продукции, регулируются §3 Гл. 30 ГК РФ (статьи 506 – 524). Однако, кроме ГК РФ, существует ряд прочих законодательных норм, регулирующих правоотношения, связанные с поставкой продукции. Такими законодательными актами можно назвать:

  1. Закон «О стандартизации».
  2. Закон «О защите прав потребителей», если закупка товара осуществляется для дальнейшей розничной реализации.
  3. Устав ж/д транспорта РФ, если товар поставляется железнодорожным транспортом.

Также, данная сфера деятельности регулируется прочими постановлениями и нормативными актами Правительства РФ. К примеру, «Инструкцией о правилах приёма продукции …»

Требования

Как уже отмечалось в начале статьи, договор закупки/поставки является разновидностью ДКП.

Поэтому, такой тип соглашения обязан соблюдать такие же требования, которые установлены при купле-продаже и предоставлению услуг.

В то же время, в законодательстве РФ для таких договоров предусмотрены специфические нормы, имеющих отношение лишь к сделкам, оформляемым при осуществлении закупок за счет государственных или муниципальных средств.

Такие специальные требования регламентированы ст. 34 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с данным законом к договору закупок предъявляются следующие требования:

  1. Заказчики обязаны разработать стандартные типы договоров для каждого направления закупок и при формировании документов для их сопровождения, строго соблюдать формы, утвержденные локальным распоряжением заказчика (учреждения).
  2. В договоре о госзакупке должны отображаться условия, указанные в документах к осуществлению торгов. Изменять такие условия после завершения торгов запрещается.
  3. При отказе от исполнения обязательств по договору закупки – начисляется неустойка на виновную сторону.
  4. Долгосрочные и дорогостоящие договоры закупок (более 3-х лет и более 100 млн. рублей) обязаны исполняться согласно графику, являющимся неотъемлемым приложением такого контракта.
  5. В договорных условиях непременно обязан указываться порядок возвращения заказчиком поставщику финансов, переданных в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту.
  6. Игнорирование перечисленных требований может привести к признанию через суд договора закупки недействительным.
  7. Последствия аннулирования такой сделки могут стать весьма плачевными, вплоть до конфискации, приобретенного по данному договору товара в бюджет.

Изменение порядка исполнения обязанностей по закупке, практически невозможно.

Допускается изменение условий договора госзакупки продукции по согласию сторон, если такая возможность предусмотрена в разработанных технических документах к госзакупке и в непосредственно в договоре.

При этом в договоре обязаны быть детально отображены условия действующего договора, которые допускается скорректировать, и причины допускающие такие изменения. Это является гарантией безопасности для заказчика, и исполнителя от потерь, как финансовых, так и временных.

В тексте договора закупки необходимо отображать следующие данные:

  • Название документа.
  • Населенный пункт подписания соглашения и дата его составления.
  • Реквизиты покупателя и продавца продукции с указанием:
    • Ф.И.О.
    • Паспортных данных.
    • Места прописки.
  • Если сторонами контракта являются юр. лица, то отображаются их реквизиты, с данными уполномоченных лиц, представляющих эти учреждения.
  • Предмет контракта с отображением:
  • Названия товара.
  • Комплектности и качества поставляемой продукции или ссылки на спецификацию.
  • Качества и товарного ассортимента.
  • Данных о таре и упаковке продукции.
  • Времени и порядка поставки продукции.
  • Порядка приема продукции по количеству и качеству.
  • Стоимость товара, стоимость соглашения и порядок расчетов между сторонами сделки.
  • Ответственность сторон.
  • Сроки действия соглашения и условия его досрочного расторжения.
  • Порядок разрешения конфликтных ситуаций между участниками контракта.
  • Прочие данные.
  • Реквизиты участников соглашения и подписи (печати) сторон.

Как правильно оформить договор закупки в 2020 году?

Для регулирования закупок в государственных и муниципальных ведомствах принят Закон о контрактах под № 44-ФЗ от 05.04.2013 года. Данный нормативный акт довольно непрост для восприятия, поэтому предлагается пошаговая инструкция оформления такого договора в 2020 году.

Для того, чтобы правильно оформить государственную процедуру закупки понадобиться иметь годовой план государственных закупок и изменений к нему, а также подготовить документы в соответствии с нормативами госзакупок. Одним из документов является договор закупки.

После прохождения конкурса по закупке продукции, понадобится заключить контракт, на основании которого стороны будут выполнять принятые на себя обязанности.

Особенности оформления договора закупки/поставки заключается в следующем:

  1. Поставщик (исполнитель) принимает на себя функции по передаче продукции гос. заказчику либо его представителю, а государственное ведомство (заказчик) принимает на себя функцию – своевременно рассчитаться с Исполнителем.
  2. Участники соглашения называются: Заказчик и Исполнитель.
  3. Стороной заказчика является государство (в лице госучреждения).
  4. Исполнителем может выступать любая компания, независимо от формы собственности, места расположения, или любое физлицо, в т. ч. ИП.
  5. Также в качестве Исполнителя может выступить иностранная фирма и зарубежный ИП, в случае, если заказываемая продукция не производятся в РФ.

Для оформления контракта понадобиться выполнить предварительные процедуры и сроки:

  • Проект госзакупок разрабатывается госучреждением и отсылается Исполнителю.
  • Затем, Исполнитель, получивший проект госзаказа, на протяжении 30 дней должен подписать его и возвратить один экземпляр договора Заказчику.
  • Если контракт заключается по итогам торгов для государственных потребностей, договор заключается не раньше 10-ти и не позже 20-ти дней с момента завершения торгов.
  • Если на протяжении данного периода договор не будет подписан Исполнителем, то право на заключение контракта передается лицу, занявшему второе место в торгах, а данные об Исполнителе, отказавшегося заключить контракт, направляются в реестр недобросовестных поставщиков, с исключением участия его в торгах на протяжении 3-х лет.

Форма договора закупки мало чем отличается от обыкновенного ДКП. В структуре договора должны присутствовать:

1. Предмет соглашения, с отображением:

  • сроков поставок;
  • цены и порядка расчетов.

Цену устанавливает Исполнитель на основании торгов, независимо от используемого им способа налогообложения. Однако, если Исполнитель пользуется упрощенной системой налогообложения (УСН), он назначает цену без НДС и его цена сравнивается с участником торгов, отображающим цену с учетом НДС.

2. Обязательные условия, с указанием:

  • места исполнения.
  • порядка принятия продукции.

3. Ответственность сторон, с отображением:

  • Ответственности Исполнителя, выражаемая в неустойке, процент которой определяет Заказчик, но не меньше 1/300 в день от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый просроченный день поставки продукции. Обычно 0.1- 0.3 % в день от стоимости договора.
  • Ответственности Заказчика, устанавливаемая в таком же размере, что и Исполнителю за каждый день задержки оплаты.

Примечание. Заказчик или Исполнитель освобождаются от начисления неустойки, если будет доказано, что срыв обязательств произошел вследствие непреодолимой силы.

4. Прочие условия договора, в котором отображены:

  • права и обязательства участников сделки;
  • форс-мажорные ситуации;
  • обеспечение договора.

Возможные виды обеспечения:

  • Банковская гарантия без права отзыва (ст. 368 – 379 ГК РФ).
  • Страхование ответственности (ст. 932 ГК РФ).
  • Заключение договора поручительства.
  • Перечисление денег в залог (в т. ч. в виде вклада (депозита) (ст. 334- 358 ГК РФ)).

Примечание. Сумма обеспечения не должны быть больше 30% начальной стоимости договора, указанного при участии в аукционе.

5. Изменение контракта.

Любые изменения в контракте допускать нельзя, за исключением:

  • Изменения реквизитов сторон (если внесены изменения в учредительные документы и пр.).
  • Изменения объема поставляемой продукции.
  • Изменения стоимости договора (при долгосрочном договоре, при существенном повышении или уменьшении стоимости услуг).

Примечание. Для вступления в силу таких правок требуется согласие обеих сторон.

6. Прекращение договора:

  • Завершение основных обязательств.
  • Досрочный разрыв договора, который допускается лишь:
  • По соглашению участников сделки.
  • По судебному решению.

Примечание. Обращение в суд по расторжению договора может быть лишь при отказе другого участника прекратить сотрудничество.

После заполнения всех разделов договора закупки/поставки стороны обязаны подписать договор и приступить к его выполнению.

Скачать бланк и образец

Источник: https://dogovor.net/zakupki/

Типовые контракты по 44‑ФЗ

Типовой государственный контракт на закупку товаров, работ и услуг. Договор комиссии на закупку товара

Статья актуальна на 3 января 2018

Заказчики будут закупать популярные товары и услуги на стандартных условиях. Первые типовые контракты начали публиковать в ЕИС еще в апреле 2016 года и их список постепенно растет. Пора узнать, что это такое и посмотреть, не обязаны ли заказчики в вашей отрасли их применять.

Кто и зачем применяет типовые контракты?

Правительство стремится стандартизировать процедуру закупок тремя способами:

  1. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ уже обязаны использовать стандартные требования к товарам и услугам при подготовке техзадания.
  2. Продолжают наполнять каталог товаров, работ и услуг, из которого заказчики обязаны будут брать наименование закупки.
  3. В популярных видах закупок министерства начали утверждать типовые контракты.

Все меры призваны снизить риск ошибок и злоупотреблений со стороны заказчиков.

Утвержденные типовые контракты публикуют в библиотеке ЕИС. Уже есть готовые шаблоны на:

Библиотека типовых контрактов постепенно пополняется. Список актуален на 01.09.2019. 

Типовые контракты должны использовать заказчики федерального, регионального и муниципального уровня во всех видах процедур:

  • открытых,
  • закрытых,
  • при выборе единственного поставщика.

Постановление правительства РФ № 606 обязывает переходить на типовой контракт через 30 дней после того, как он опубликован в ЕИС.

Когда заказчику необязательно применять типовой контракт?

Заказчик может использовать собственный шаблон контракта, если в информационной карте типового контракта нет ОКПД2 закупки или ее начальная цена не попадает в указанный диапазон (например, до 100 000 рублей).

Например, в типовом контракте на образовательные услуги указан ОКПД 2 85.42.19.000 (услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие). Если организация покупает образовательные услуги с другим кодом, она может заключать с победителем контракт по своему шаблону. Например, как в этой закупке.

Также свои контракты заказчик может использовать при:

  • Проведении закупок за наличный расчет;
  • Запросе котировок для оказания скорой медицинской помощи;
  • Запросе предложений на поставку спортивного инвентаря для олимпийских и паралимпийских команд;
  • Запросах котировок на территории иностранного государства;
  • Заключении контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за границей;
  • Закупке услуг по защите интересов России при подаче в международные суды и арбитражи исков к России;
  • Некоторых закупках у единственного поставщика (например, которые дешевле 100 000 руб., на посещение зоопарка, театра, музея, цирка, контракт с конкретным физическим лицом на создание произведения искусства). Полный список есть в постановлении. ​

В типовых контрактах есть постоянная часть и переменные, в которых заказчик может:

  • Выбрать одно или несколько условий из ограниченного перечня вариантов (способ оплаты, срок возврата обеспечения контракта);
  • Самостоятельно вносить в контракт условия конкретной закупки (данные поставщика, размер обеспечения контракта, срок оказания услуг).

Оформлять протокол разногласий поставщик может только на переменные части, которые заказчик определил самостоятельно.

Риски типовых контрактов для поставщиков

Шаблоны должны защитить заказчика и поставщика от недобросовестного выполнения условий контракта. Но в опубликованных контрактах есть спорные моменты, в том числе по самым важным для поставщика условиям: оплата товаров, возврат обеспечения и сроки исполнения контракта. Посмотрим примеры.

Обеспечение контракта

В контракте на медизделия у заказчика есть выбор, когда возвращать деньги, внесенные в качестве обеспечения. Например, он может это сделать после того, как закончилась гарантия на оборудование. Этот срок может составить несколько лет, так что при поставке медизделия по типовому контракту лучше предоставлять заказчику банковскую гарантию.

В контракте на образовательные услуги условий возвращения обеспечения вообще нет. Заказчики должны описывать их самостоятельно.

В контракте на НИОКР есть требование о повторном предоставлении банковской гарантии, если исходная гарантия перестала действовать. Несмотря на то, что в 44-ФЗ такого требования нет, оно кажется логичным. Не всегда можно точно определить, когда закончится научное исследование. Если испытание еще идет, а гарантия уже закончилась, заказчик может потребовать новую.

Сроки контракта

В контракте на образовательные услуги срок окончания работ устанавливается календарной датой, а не датой с момента подписания контракта: «конечный срок оказания услуг: не позднее __________ 20__ года». Если кто-то подаст жалобу на заказчика, то начало исполнения контракта перенесется и срок окончания работ может быть сорван. Изменить его можно только через суд.

Выводы

Как и раньше, условия контракта зависят от конкретного заказчика. Так что рекомендуем при работе с типовыми контрактами, как с нетиповыми: внимательно читать проект контракта и корректировать свои действия в зависимости от предложенных условий из постоянной и переменной части.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1121-contracts-44

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: