Территориальные основы местного самоуправления виды муниципальных образований. Территориальные основы местного самоуправления: понятие и принципы

Территориальная основа местного самоуправления: понятие и принципы

Территориальные основы местного самоуправления виды муниципальных образований. Территориальные основы местного самоуправления: понятие и принципы

Вопросы организации и реализации власти в стране неразрывно связаны с ее территориальным устройством. Это обуславливается тем, что работа муниципальных и госструктур осуществляется в границах определенных административных единиц, на которые подразделяется государство. Рассмотрим далее понятие территориальных основ местного самоуправления.

Общая характеристика

Территориальные основы организации местного самоуправления представляют собой специальный институт. Он состоит из комплекса норм, регулирующих и закрепляющих состав и формирование административных единиц, границы МО, правила их установления и изменения.

В соответствии с Конституцией, местное самоуправление осуществляется в сельских, городских поселениях, на иных территориях с учетом историко-культурных и прочих традиций. Данное положение детализируется в ФЗ №131.

В нормативном акте понятие территориальных основ местного самоуправления подразумевает также осуществление аналогичной деятельности в городских округах, внутригородских территориях городов фед. значения, муниципальных районах.

В нем также сказано, что установление и изменение границ административных единиц осуществляется по нормам регионального законодательства.

Муниципальные образования

Они представляют собой административные единицы, в пределах которых реализуется власть. В МО присутствует муниципальная собственность, работают созданные населением структуры управления. В соответствии с ФЗ №131 территориальную основу местного самоуправления составляют:

  1. Сельские и городские поселения.
  2. Муниципальные районы.
  3. Городские округа.

Территориальные основы местного самоуправления предусматривают выделение также районов в городах фед. значения. В пределах этих единиц реализация власти осуществляется непосредственно гражданами или через выборные и прочие структуры.

Поселения

Правовые и территориальные основы местного самоуправления предполагают наделение муниципальных образований полномочиями по решению проблем, связанных с обеспечением жизни и деятельности граждан, проживающих в МО.

Сельским поселением именуется одно или несколько населенных пунктов. Ими могут быть поселки, села, деревни, станицы, кишлаки, хутора, аулы и проч.

В сельских и городских поселениях власть реализуется непосредственно гражданами или через выборные и прочие институты власти.

Муниципальные районы

Они объединяют территорию нескольких поселений. В муниципальных районах реализуются полномочия власти по вопросам, имеющим межмуниципальный характер. Входящие в них поселения, как отмечалось выше, обладают собственным кругом компетенции. Власть в муниципальных районах также осуществляется непосредственно населением либо через сформированные им структуры.

Как правило, они формируются на базе населенных пунктов краевого, областного или республиканского значения. Территориальная основа местного самоуправления в городских округах позволяет решать вопросы, касающиеся как муниципалитетов, так и поселений, входящих в них. Кроме этого, в пределах этих административных единиц могут реализовываться отдельные государственные полномочия.

В 2005 г. были установлены границы МО, сельских и городских поселений, муниципальных районов и округов. Территориальные основы местного самоуправления определяют ключевые положения, касающиеся отграничения административных единиц друг от друга. Они определяются ст. 11 ФЗ №131. Среди ключевых положений следует отметить:

  1. Территория субъекта РФ должна быть разграничена между поселениями. Районы с небольшим населением, кроме исторически сложившихся единиц, прилегающих к ним участков общего пользования, традиционного природопользования, рекреационных и прочих площадей, могут в границы не включаться.
  2. Территории поселений, в том числе возникающие на местности с низкой плотностью населения, межселенные площади включаются в муниципальные районы. Исключением из этого правила выступают городские округа.

Принципы территориальных основ местного самоуправления предусматривают также, что поселения формируются исторически сложившимися землями, прилегающими к ним наделами общего и традиционного природопользования, рекреационными участками (вне зависимости от целевого назначения и формы собственности).

Численность населения

Территориальная основа местного самоуправления взаимосвязана с количеством граждан, проживающих в пределах конкретных земель. В городское поселение может входить 1 поселок или город. В соответствии с генпланом в его состав также включаются территории, используемые для развития транспортной, социальной и другой инфраструктуры.

В сельское поселение входит один поселок/село, численность населения в котором больше 1000 чел. (для площадей с высокой плотностью – больше 3 тыс. чел.). Им также может быть объединение нескольких пунктов, в каждом из которых проживает меньше 1 тыс. человек. В региональном законодательстве может быть установлено иное правило.

Например, статус сельского поселения может получить пункт, численность жителей в котором меньше 1 тыс. чел. При этом учитывается плотность населения всего субъекта и доступность территории. Районы с численностью меньше 100 чел.

, в том числе с небольшой плотностью населения и расположенные в труднодоступных местах, могут не наделяться таким статусом.

Границы

Территориальная основа местного самоуправления устанавливает, что в качестве административного центра муниципального района может выступать поселок/город, наделенный статусом округа.

Границы поселения, включающего 2 и больше пунктов, устанавливаются в соответствии с пешеходной доступностью. Учитывается расстояние до административного центра и обратно для жителей всех пунктов, включенных в его состав.

Данное правило может не применяться для районов с небольшой плотностью и расположенных в труднодоступных и отдаленных участках. Территория поселения должна включать населенный пункт полностью. Он не может входить в другой район.

В состав муниципального района территория городских округов не включается. Границы районов определяются в соответствии с необходимостью формирования условий для решения проблем межпоселенческого характера уполномоченными структурами власти.

Нюанс

Территориальная основа местного самоуправления устанавливает ряд правил, в соответствии с которыми поселение приобретает статус городского округа.

Это осуществляется по региональному законодательству с учетом существующей транспортной, социальной и прочей инфраструктуры, которая необходима для самостоятельного решения муниципальными структурами вопросов, отнесенных к их ведению, и реализации отдельных госполномочий.

Особенности плотности населения

Территориальные основы местного самоуправления в РФ определяют критерии, по которым численность граждан считается небольшой. К районам с низкой плотностью, в частности, относят участки, на которых количество населения более чем втрое меньше, чем в среднем во всех селах страны.

Соответственно, высокая плотность предполагает численность граждан, превышающую среднюю в 3 раза. Список субъектов, отдельных районов, имеющих ту или иную характеристику количества проживающих в их пределах граждан, утверждается правительством.

Корректировка указанных перечней допускается не чаще 1 раза в 5 лет.

Изменение границ

Территориально-организационные основы местного самоуправления, установленные в Конституции, определяют, что перенесение отграничивающих линий между поселениями осуществляется с учетом мнения граждан, проживающих в их пределах. По ст.

12 ФЗ №131 изменение границ производится по инициативе населения, федеральных, региональных муниципальных структур власти путем издания соответствующего закона субъекта. В первом случае проводится референдум. Инициатива государственных/муниципальных органов оформляется их решениями.

Закон субъекта не должен вступать в действие в ходе избирательной кампании по формированию муниципальных структур власти и во время референдума. Изменение границ районов, в результате которых отдельные участки МО будут отнесены в состав другого образования, осуществляется с согласия граждан, проживающих в них.

Оно выражается путем ания или на сходах с учетом мнения законодательных (представительных) структур власти соответствующих муниципалитетов.

В ФЗ №131 закрепляется гарантия исключения инициирования процесса изменения границ населенных пунктов органами власти, если оно влечет снижение их численности. Ключевые предписания по этому вопросу присутствуют в ст. 12. В ч.

5 указанной нормы установлено, что снижение численности граждан поселений меньше чем на половину от минимального количества после определения границ не выступает как достаточное основание для инициирования местными органами, федеральными/региональными структурами процедуры их изменения.

Преобразование МО

Оно представляет собой объединение образований, их разделение, изменение статуса поселения в связи с признанием его городским округом или исключение из данной категории. Правила, в соответствии с которыми осуществляется преобразование, устанавливаются в ст. 13 ФЗ №131.

Согласно норме, указанные процедуры выполняются по инициативе местных, федеральных, региональных структур или населения. В последнем случае решение принимается на референдуме. Решения органов власти оформляются постановлениями. Объединение поселений, не влекущее изменение границ других муниципалитетов, производится с согласия граждан каждого населенного пункта.

Оно выражается анием или на сходах. При объединении 2 и более районов, при котором границы иных образований не подвергаются изменениям, учитывается мнение населения. Оно выражается представительными структурами каждой территории. Разделение поселения, в результате которого образуются два и более населенных пункта, производится с согласия населения каждого из них.

Оно выражается на сходах или посредством ания. При разделении муниципального района учитывается мнение населения. Оно выражается представительным органом.

Изменение статуса

Оно осуществляется в соответствии с региональным законодательством. Поселение может быть признано городским округом или лишено этого статуса.

Изменение данной характеристики осуществляется по согласию его граждан, а также населения района, из состава которого оно выделяется. Мнение людей выражается посредством ания. Оно проводится раздельно на территории района и поселения.

В случае отсутствия согласия процедура преобразования и изменение статуса не допускается.

Заключение

Ключевым документом, определяющим территориально-организационную основу местной власти, является ФЗ №131.

Этот нормативный акт детализирует положения Конституции, в которых зафиксирована самостоятельность муниципалитетов в вопросах, отнесенных к их исключительному ведению.

Как следует из законодательства, административно-территориальное деление выступает в качестве неотъемлемого элемента государственного устройства.

Источник: https://FB.ru/article/264847/territorialnaya-osnova-mestnogo-samoupravleniya-ponyatie-i-printsipyi

Территориальные основы местного самоуправления

Территориальные основы местного самоуправления виды муниципальных образований. Территориальные основы местного самоуправления: понятие и принципы

Определение 1

Территориальные основы местного самоуправления – это система предусмотренных основным законом страны и федеральным законодательством нормативных принципов, устанавливающих основы правового регулирования общественных отношений в сфере территориальной организации публичного управления на уровне местных сообществ.

Территориальные основы публичного управления местными сообществами, в самом общем виде, охарактеризованы положениями Основного закона и специальным законодательством, устанавливающим общие принципы организации публичного управления местными сообществами в России.

Положениями конституционного законодательства предусмотрено, что публичное управление местными сообществами реализуется в стране в муниципальных образованиях, организованных в форме городского поселения или сельского поселения, а также на иных территориях при учете местных и других исторических традиций. Кроме того, конституционными положениями регулируется порядок изменения территории публичного управления. Такое изменение территории публичного управления реализуется только при учете мнения населения управляемой территории.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Таким образом, конституционно закреплено, что территориальной основой публичного управления в стране выступают муниципалитеты, образованные в форме городского поселения или сельского поселения, при этом не запрещено образование публичного управления местными сообществами на иных формах территорий.

Специальными положениями федерального законодательства предусматривается, что публичное управление местным сообществом реализуется на территории страны в муниципалитетах в форме городского поселения, сельского поселения, муниципального района, муниципального городского округа, а также на территории внутри города, когда он имеет соответствующее деление, в том числе внутри города федерального значения.

Кроме того, на основе регионального законодательства публичное управление местными сообществами в городском округе может также реализовываться на территории внутригородского района.

территориальных основ местного самоуправления

Система организации публичного управления напрямую зависит от территории управления, потому как функционирование местных органов публичной власти осуществляется в пределах конкретной территориальной единицы, допустимые формы которой предусматриваются специальным законодательством. Так, состав территории публичного управления местным сообществом, порядок установления такой территории, ее изменения регулируются федеральным, региональным законодательством и актами местного нормотворчества.

Специальным федеральным законодательством, устанавливающим общие основы организации публичного управления местного сообщества, определяются соответствующие формы территориальной организации публичной власти – в форме городского поселения, сельского поселения, муниципальных района или округа либо городского округа, в том числе территории внутри города и территории внутри города федерального значения. Названные формы территории публичного управления местным сообществом наделяются своими полномочиями на основании регионального законодательства.

Замечание 1

Итак, организация публичного управления местным сообществом – это организация публичного управления территориальной единицей, в которой управление реализуется населением при наличии в собственности имущества, собственных финансовых средств (бюджета) посредством организации местных органов управления, формируемых местным сообществом непосредственно.

Уровни территориальных основ местного самоуправления

Организация управления местными сообществами реализуются на различных уровнях публичного управления, которые можно выделить по двум основным признакам:

  • В качестве первого признака выделяется характер властных полномочий. Муниципалитеты более низкого с точки зрения публичного управления уровня – это поселения городского типа и сельского типа, внутригородская территория. На таких территориях разрешаются только вопросы местного характера. В свою очередь, местное сообщество более высокого с точки зрения организации публичной власти уровня, например, муниципальный район или городской округ кроме отнесенных к ведению вопросов местного характера могут реализовывать отдельные переданные им полномочия государства. Передача таких полномочий реализуется на основе федерального или регионального законодательства;
  • В качестве второго признака формирования соответствующего уровня публичного управления выделяют место муниципалитета в общей системе публичного управления местным сообществом. Так, например, поселение городского или сельского типа, внутригородская территория относятся к публичной территориальной организации управления местными сообществами низшего уровня (или первичного уровня). В состав таких форм организации публичного управления местным сообществом входят другие населенные пункты, прилегающие территории, не обладающие статусом муниципального образования и лишенные права самостоятельно разрешать вопросы местного характера.

При этом организация территориального управления местным сообществом всегда строится с учетом исторических особенностей территории, ее объема, типа поселения, числа территорий, которые входят в состав управляемой единицы, численностью населения, характера инфраструктуры и связи с иными единицами публичного управления.

Так, территорию организации публичного управления местным сообществом составляет исторически обособленная территория с прилегающими к ней земельными участками общего пользования, земельными участками традиционного природопользования.

При этом в состав территории включается земельные участки независимо от их назначения и формы собственности.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/territorialnye_osnovy_mestnogo_samoupravleniya/

Территориальные основы местного самоуправления: понятие, виды

Территориальные основы местного самоуправления виды муниципальных образований. Территориальные основы местного самоуправления: понятие и принципы
Определение 1

Территориальными основами местного самоуправления называют совокупность норм, в чьи функции входит закрепление и регулирование территориальной организации местного самоуправления.

На текущий момент в законодательстве и юридической науке рассматриваются различные подходы к территориальной организации Российской Федерации.

Любому государству с относительно крупными размерами необходимо территориальное разделение — это способствует реализации управленческих целей. Территориальное разделение осуществляется ради оптимального выполнения госаппаратом своих функций.

Государственный аппарат власти также подвергается разделению как по вертикали, так и по горизонтали согласно территориальному разделению самого государства.

Определение 2

Территориальное деление государства — это разделение его территории на части, которое проводится в интересах граждан этого государства.

Также подобный процесс способствует упорядочиванию отношений как между государством и единицами его территории, так и между ними самими. Это осуществляется посредством закрепления правового положения государства и его внутренних территориальных составляющих, а также процессов образования/преобразования/упразднения отдельных единиц государственной территории.

Основные понятия территориального разделения

При рассмотрении вопросов территориального разделения РФ стоит иметь ввиду то, что в соответствующей литературе и законодательных актах применяется целый ряд смежных понятий.

Рассмотрим их подробнее.

Определение 3

Государственно-территориальным устройством Российской Федерации является разделение ее территории на субъекты, единицы административно-территориального значения и населенные пункты, которое необходимо для государственного управления.

Определение 4

Территориальное устройство субъектов страны — это разделение территории отдельных субъектов РФ на единицы административно-территориального значения, муниципальные образования и населенные пункты, которое выполняется для функционирования публичной власти.

Определение 5

Административно-территориальное устройство субъектов страны — это территориальное разделение субъектов РФ на единицы административно-территориального значения и населенные пункты, которое осуществляется для функционирования государственной власти субъекта.

Определение 6

Муниципально-территориальное устройство субъектов страны — это разделение территории субъектов страны на муниципальные образования, которое необходимо для реализации муниципальной власти.

Определение 7

Ведомственно-территориальное устройство субъектов страны — это разделение территории субъектов на образования ведомственно-территориального назначения (например, территории министерств или курортные зоны), избирательные округа, временные пояса и тому подобное для реализации федеральной государственной власти.

В практическом значении могут быть использованы разнообразные соотношения административно-территориального устройства к муниципально-территориальному, которые действуют в рамках каждого определенного государственного субъекта. О. В. Берг рассматривает 4 возможных варианта административно-территориального деления, которое можно применить для организации государственной власти, включая местное самоуправление.

  1. Административно-территориальные единицы, используемые для организации государственной власти территориально больше единиц такой же категории, необходимых для организации местного самоуправления (то есть образований муниципального значения).
  2. Границы единиц административно-территориального значения для государственной власти идентичны границам муниципальных образований.
  3. Муниципальные образования размерно больше административно-территориальных единиц для организации государственной власти.
  4. Административно-территориальные единицы для организации власти равны по территориальному признаку с муниципальными образованиями, однако их границы не совпадают.

Четвертый вариант устройства субъекта РФ теоретически возможен, однако практически не используется, так как является неэффективным с организационной точки зрения. Третий вариант применим только к городам, которые состоят из районов с созданными подразделениями некоторых органов государственной власти (например, налоговая инспекция). Чаще всего используются варианты 1 и 2.

Опиши задание

Что такое муниципальные образования и их роль в территориальном разделении

Местное самоуправление реализуется в рамках административно-территориального устройства субъектов. Органы местного самоуправления функционируют исключительно в границах муниципальных образований — территориальных основ местного самоуправления.

При этом стоит учитывать, что административно-территориальная единица является формальной единицей территориального деления субъекта страны, которую выделили государственные органы власти данного субъекта для реализации своих полномочий.

А формирование системы муниципальных образований осуществляется, образно выражаясь, «снизу» — согласно потребностям местных граждан.

Определение 8

Понятие «муниципальное образование» является комплексным и обозначает поселение городского или сельского типа, а также прочую территорию, в границах которой выполняется местное самоуправление.

Введение и юридическое закрепление такого понятия обусловлено развитием федеративных отношений, в результате которых во множестве субъектов Российской Федерации начали применять исторические и национальные территориальные наименования — для юридической практики были необходимы унифицированные определения территорий, в границах которых выполнялось местное самоуправление.

Термин «муниципальное образование» был введен Гражданским Кодексом РФ (в статьях 124 и 215), после чего он появился в федеральных законах о местном самоуправлении.

В текущем Законе о местном самоуправлении (действует с 2003 года) нет определения муниципального образования, в нем содержится только перечисление видов таких образований, которые могут быть сформированы на территории Российской Федерации.

Определение 9

Муниципальное образование можно определить как населенную территорию, которая обладает статусом муниципального образования согласно закону субъекта страны, имеет установленные этим законом границы и обладает компетенцией в решении вопросов местного значения.

Законом предусматривается создание муниципальных образований следующих разновидностей:

  • городское поселение;
  • сельское поселение;
  • муниципальный район;
  • городской округ;
  • внутригородская территория в границах города федерального значения.

В РФ сейчас действует двухуровневая организация местного самоуправления.

Муниципальными образованиями первого уровня считаются городские и сельские поселения.

Определение 10

Сельским поселением считается один или несколько населенных пунктов, которые объединены общей территорией, при этом местное самоуправление в них осуществляется напрямую населением или посредством выборных либо прочих органов местного самоуправления.

Определение 11

Городским поселением считается город или поселок, местное самоуправление в которых выполняется либо населением напрямую, либо через выборные или другие органы местного самоуправления.

Местным самоуправлением второго уровня считаются муниципальные районы.

Определение 12

Муниципальный район состоит из поселений либо группы поселений и территорий между ними, которые объединены общей территорией и в ее границах местное управление выполняется для решения задач местного самоуправления ( которые носят межпоселенческий характер) либо напрямую населением, либо через выборные и прочие органы местного самоуправления, имеющие возможность осуществлять отдельные полномочия государства, которые передаются законами федерального значения и законами субъектов государства.

Муниципальный район состоит из сельских или смешанных поселений (сельские и городские).

У поселений и районов существует разный перечень вопросов местного значения, так как для каждого муниципального образования отведена своя роль, поэтому органы местного самоуправления муниципального района должны решать вопросы межпоселенческого характера в отличие от органов местного самоуправления поселения. Слияние поселенческого и районного подходов при формировании системы муниципальных образований дает возможность одновременно решить такие задачи, как приближение местного самоуправления к населению и комплексное решение вопросов местного значения, согласно их территориального уровня.

Случаи одноуровневого самоуправления в Российской Федерации

Исключением из общего правила (для некоторых территорий Российской Федерации) является одноуровневое самоуправление. Рассмотрим такие случаи подробнее.

Одним из них является местное самоуправление на межселенных территориях.

Определение 13

Межселенной территорией называют территорию, расположенную вне границ поселений, на территорию которых распространяется местное самоуправление органами власти муниципального района.

Такие территории обычно формируются в местностях с малым числом населения, если отдельный населенный пункт сложно присоединить к поселению ввиду большого расстояния или затрудненного доступа, а само формирование малочисленного сельского поселения с самостоятельным статусом является экономически, организационно или по иным причинам нецелесообразным.

Другим случаем является местное самоуправление в городских округах.

Определение 14

Городским округом считается городское поселение, не находящееся в составе муниципального района, при этом органы его местного самоуправления выполняют задачи местного территориального значения, а также задачи местного значения муниципального района, при этом они могут также выполнять отдельные полномочия государства, которые передаются органам местного самоуправления законами федерального значения и законами субъектов страны.

Городское поселение может быть наделено статусом городского округа согласно закону субъекта РФ при соответствии следующим условиям:

  • в нем существует готовая инфраструктура, которая нужна для самостоятельного решения вопросов местного значения городского округа органами местного городского самоуправления, а также для выполнения отдельных полномочий государства;
  • в нем существует готовая инфраструктура, которая нужна для самостоятельного принятия решения органами местного самоуправления прилегающих (одного или нескольких) муниципальных районов вопросов местного значения, касающихся этих районов, а также для выполнения ими отдельных полномочий государства.

В процессе наделения городского поселения статусом городского округа учитывается перспективность развития этого поселения, что должно быть подтверждено генеральным планом этого поселения.

Согласно указанному закону статус городского округа также получили наукограды и административно-территориальные образования закрытого типа.

Еще один случай — это осуществление местного самоуправления на внутригородских территориях городов федерального значения.

Определение 15

Внутригородской территорией города федерального значения называют часть такого города, в границах которой местное самоуправление выполняется самими населением или выборными и другими органами местного самоуправления.

Наделение муниципальных образований различными статусами (например, городское поселение или округ) осуществляется согласно законам субъектов России.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/munitsipalnoe-pravo/territorialnye-osnovy-mestnogo-samoupravlenija/

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: