Школьная адаптация: как помочь первокласснику. Адаптация детей к школе. Трудности адаптации первоклассников

Как адаптировать к школе первоклассника

Школьная адаптация: как помочь первокласснику. Адаптация детей к школе. Трудности адаптации первоклассников

Чем помочь ученику, который начинает учиться?

Проблема, с которой сталкиваются родители, учителя и сами дети в первые месяцы обучения в первом классе, связана с важной переменой в жизни и вхождением в новые условия.

Для вчерашних «завсегдатаев» детских садов а ныне учеников знакомство с новым коллективом, педагогом и даже помещением является настоящим стрессом. Этой проблеме посвящены многие научные труды.

Но для начала нужно выяснить –

Что такое адаптация к школе?

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещает детский сад, где каждый день наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и спокойный режим дня не дают детям уставать.

В школе же, напротив, всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость и обязанность всё успевать. Приспособление к новым условиям требует определённых усилий.

Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо. Внимание родителей к адаптации в данном случае имеет принципиальное значение.

Без усилий родителей процесс адаптации может быть не воспринят ребёнком в должном понимании.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, ожидает встреча с новым коллективом детей и взрослых.

Ему потребуется установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, узнать новые обязанности, связанные с учебной работой. И как показывает опыт, не все дети готовы к этому.

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

Психологи указывают, что с несформированностью личности многие первоклассники, и особенно шестилетки, имеют проблемы в социальной адаптации, обязывающей подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Сколько длиться адаптация первоклассника

Считается, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев.

На это влияют многие факторы, такие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса, коммуникативные способности и возможности и прочее. И здесь не обойтись без помощи учителя и близких родственников ученика: родителей и бабушек с дедушками.

Как происходит адаптация?

Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Возможно снижение аппетита детей и массы тела.

Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. По этому поводу вспомнился старый анекдот про первый день первоклассника. Ученик возвращается из школы после первого школьного дня и с порога предъявляет родителям:

Что ж вы не сказали, что эта волынка затянется на десять лет?

Эти проблемы учёные называют “адаптационной болезнью”, “школьным шоком”, “школьным стрессом”. По степени адаптированности детей можно разделить на три группы:

  • Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но процесс адаптации проходит быстро.
  • Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Процесс адаптации происходит в течение полугода для таких детей.
  • Третья группа – это дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, так как они “мешают” работать в классе.

Существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей:

Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.

Это страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо, а также, напротив, ожидание от ребенка только отличных достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет.

В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. “Хорошим” считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает, пишет и справляется с учебными заданиями.

К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно. Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности.

А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.

Уход от деятельности. Это когда ребенок сидит на уроке, слушает и не слышит учителя, не выполняет задания учителя.

Следует заметить, это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии.

Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

Негативистская демонстративность. Данная трудность характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины.

Взрослые наказывают, но те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является лишение внимания.

Внимание в любой форме – безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

Вербализм. Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов.

Многие родители считают, что речь – важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и раскованно говорить. Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка. Вербализм сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей.

Как помочь ребенку?

Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основной тактикой является сдерживание речевого потока и стимулирование продуктивной деятельности.

В качестве примера можно проследить «кипучую» деятельность некоторых политиков страны.

Они много и красиво говорят, обещая и строя воздушные замки всеобщего благополучия, но быстро забывают о сказанном, переходя к новым прожектам.

Для безболезненной адаптации ребёнка в школьную жизнь следует обращать внимание не только на его умственную подготовку, то есть способность читать, писать, декламировать, но и психологическую подготовку к новой жизни, то есть находит общий язык со сверстниками и принимать условия работы в новой социальной роли. Ведь ребёнок попадает в новый мир, в котором ему придётся больше полагаться на себя и свои силы, чтобы добиваться результатов не только на радость родителям, но и формируя уверенность в самом себе при узнавании нового. А старшие должны предусматривать трудности и помогать их преодолевать.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/kak-adaptirovat-k-shkole-pervoklassnika-5d939ff55d6c4b00ae54a657

Адаптация первоклассников: этапы, трудности, советы

Школьная адаптация: как помочь первокласснику. Адаптация детей к школе. Трудности адаптации первоклассников

Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе.

Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание.

Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально. В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний.

Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе, читайте в этой статье.

Адаптация к школе

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему.

До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать.

Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.

Трудности

Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.

         В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:

  • личность педагога
  • коллектив одноклассников
  • новый режим дня
  • ограничение двигательной активности
  • новые обязанности.

В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной.

Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования.

И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:

  • неуспеваемость
  • нежелание что-то делать
  • негативизм
  • демонстративность
  • лень.

Справиться с этими трудностями помогут избежать наши психолого-педагогические рекомендации.

Этапы

Адаптация первоклассников делится на этапы.

Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу.

Этот этап обычно начинается с апреля-мая, когда родители приводят малыша на подготовительные занятия в школу. Обычно, педагогический персонал уже знаком с проблемой адаптации малышей и старается провести оптимальную профилактическую работу в этом направлении, а именно:

  • знакомят детей со школой и её территорией (проводят экскурсию)
  • совершенствуют крупную и мелкую моторику ребёнка (посредством специальных упражнений)
  • проводят спортивные занятия
  • развивают общий интеллект
  • работают с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка.

Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.

Этот этап — самый сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка. Здесь педагоги призваны:

  • оказывать педагогическую поддержку первоклассникам
  • выявлять и учитывать индивидуальные особенности и возможности учеников при построении учебного процесса
  • консультировать родителей по проблеме адаптации к школе, содействовать им в выработке тактики общения с детьми.

Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации.

Этот этап прорабатывается во втором семестре первого класса с целью выявления и устранения проблем учебного процесса, возникающих в связи со сложностью общения отдельных детей и другими школьными трудностями.

Работа происходит в направлениях:

  • диагностика психического здоровья ребёнка (агрессивность, самооценка, тревожность)
  • коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности (обучение, поведение, общение)
  • консультирование школьным психологом учителей и родителей по вопросам обучения и общения
  • отслеживание результатов адаптации первоклассников.

Программа адаптации

При составлении программы адаптации вашего первоклассника рекомендуем учесть три основных компонента: психологическую, физиологическую и социальную адаптацию.

Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника.

Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома.

Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость.

Психологическая

Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться.

«Совет. Внимательно выслушивайте ребёнка и вникайте во все проблемы, о которых он вам говорит. Не высмеивайте его, не унижайте, не приводите в пример тех детей, у которых получается лучше справляться с обучением в школе. Это приведёт только к замкнутости, скрытности,  раздражению, нежеланию рассказывать родителям о своих волнениях».

Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах. Частая критика окажет негативное влияние: ученик может поверить в то, что он неудачник.

Ребёнок должен понять, что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него.

Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда.

Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.

Рекомендации по психологической адаптации первоклассника:

  1. Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
  2. Формируйте высокую самооценку ребёнка.
  3. Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.
  4. Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
  5. Проводите время с ребенком после школьного дня.
  6. Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
  7. Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
  8. Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
  9. Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.

Физиологическая

В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу.

Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое.

Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.

Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.

Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?

  1. Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
  2. Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
  3. Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
  4. Следите за правильной осанкой ученика.
  5. Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
  6. Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
  7. Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.
  8. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
  9. Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
  10. Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

«! Норма выполнения домашнего задания с первоклассником – 40 минут».

Социальная

Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей.

Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию.

  Поддерживайте контакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего малыша сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях.

Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.

Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.

«Золотое правило воспитания. Ребенок больше всего нуждается в любви именно в то время, когда он меньше всего её заслуживает».

Советы родителям

Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:

  1. Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
  2. Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
  3. Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
  4. Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
  5. Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
  6. Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.
  7. Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
  8. Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
  9. Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
  10. Не ставьте ребёнку условий.
  11. Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
  12. Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
  13. Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.

Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.

сюжет: практические рекомендации по адаптации детей к школе

Источник: https://paidagogos.com/adaptatsiya-pervoklassnikov-etapyi-trudnosti-sovetyi.html

Адаптация ребенка к школе: советы родителям

Школьная адаптация: как помочь первокласснику. Адаптация детей к школе. Трудности адаптации первоклассников

› Психология и самоанализ › Детская психология

Адаптация первоклассников — это механизм социализации личности ребенка, а также его включение в систему новых отношений и связей.

Поступление в школу — это изменение всех привычных условий дошкольника, его вступление в новый социальный статус ученика.

Такой сложный процесс у каждого протекает по-разному, поэтому педагоги, психологи и родители совместными усилиями должны помочь успешно адаптироваться малышу.

Особенности адаптации

Психологи отмечают некоторые особенности и проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе, которые связаны с постоянным развитием и изменениями в современной школе:

  • большое влияние на адаптацию оказывают технический прогресс, информатизация общества и введение образовательных стандартов, что усложняет привыкание к школе;
  • ФГОС требует от ребенка не только предметных знаний и умений, но и личностных и метапредметных результатов, которые отражены в портрете выпускника начальной школы;
  • резкая смена социальной роли: вчерашний дошкольник становится учеником. Это большая ответственность для него: новый режим, потребность в организации своей деятельности, новая система прав и обязанностей.

Период адаптации первоклассника к школе недаром считают сложной жизненной ситуацией как для ученика, так и для родителей. Стресс, который ребенок получает в начале учебного года, сравнивают с эмоциями взрослого, который одновременно переехал в другой город, сменил работу и делает ремонт в новом жилье.

Структура и виды адаптации

Существуют следующие этапы адаптации ребенка к школе.

  1. Ориентировочный (2-3 недели). На этом этапе организм бурно реагирует на существенные изменения в жизни ребенка, все его системы работают на пределе, работа проходит в стрессовом режиме. Ученик только знакомится с новой обстановкой и условиями, ищет возможности подстроиться.
  2. Неустойчивое приспособление (2-3 недели). На следующем этапе он начинает привыкать к новым правилам, требованиям и нормам поведения. Организм ищет оптимальные пути решения, реагирует на стресс менее тревожно.
  3. Относительно устойчивое приспособление (от 1,5 месяцев до года). К этому этапу все способы реагирования на возникающие ситуации найдены, ребенок спокойно действует на основе приобретенного опыта. Организм уже не испытывает стресс и не заставляет все системы работать на пределе возможностей.

Помимо этапов, психологи и педагоги выделяют три вида адаптации: социальную, физиологическую и психологическую.

Социальная

Предполагает, что ребенок должен овладеть новой социальной ролью — ролью ученика. Включает в себя следующие компоненты:

  • умение слушать учителя;
  • понимание своих обязанностей и их выполнение;
  • следование школьным порядкам и требованиям;
  • хорошие отношения с одноклассниками;
  • отсутствие конфликтных ситуаций;
  • умение самостоятельно организовать и выполнить задание.

Физиологическая

Предполагает, что детский организм испытывает большой стресс из-за сильных изменений, связанных с учебой. Даже небольшая нагрузка заставляет ребенка испытывать сильное напряжение. Это часто приводит к переутомлению.

К показателям физиологической адаптации относятся также:

  • самочувствие;
  • качество сна;
  • работоспособность;
  • аппетит;
  • различные заболевания и их обострение.

Психологическая

Этот вид адаптации зависит от готовности ребенка к школе: чем больше развиты психические процессы, тем успешнее она пройдет.

Оценивается по следующим параметрам:

  • мотивация к учебе;
  • готовность выполнять задания и понимать их;
  • уровень развития познавательных процессов;
  • ежедневное настроение;
  • способность оценивать себя и свою работу.

Уровни адаптации

При поступлении в школу в жизни ребенка происходят кардинальные изменения. Они затрагивают те стороны, которые связаны с учебой. Специалисты выделяют следующие уровни адаптации первоклассников к школе.

Высокий уровень

Характерно быстрое привыкание ребенка к школьной жизни (в течение 2-6 недель). Первоклассник положительно относится к школе, имеет мотивацию учиться, готов узнавать новое, знания и навыки усваивает быстро.

Такой ребенок хорошо справляется со школьной программой, способен решать задания повышенной сложности. Ученик может организовать свою деятельность, выполняет инструкции учителя. У него хорошие отношения с одноклассниками, есть друзья.

Не имеет проблем со здоровьем, редко бывает в плохом настроении.

Источник: https://lifemotivation.ru/child-psy/adaptatsiya-rebenka-k-shkole

Адаптация в 1 классе

Школьная адаптация: как помочь первокласснику. Адаптация детей к школе. Трудности адаптации первоклассников

› Адаптация

13.11.2018

По статистике, большинство деток с восторгом ждут момента, когда они впервые переступят порог школы. А она берет и встречает целым набором требований, которые кардинально отличаются от привычных условий дома, детского сада или подготовительных занятий.

Беззаботный период, когда можно было проводить время размеренно и играючи, сменяется уроками, необходимостью ежедневного умственного труда, требующего от новоиспеченного первоклашки повышенного внимания, усидчивости и правильности осанки в течение всего урока.

А ведь еще нужно найти «общий язык» с учителем, многочисленными одноклассниками, научиться быть дисциплинированным, соответствуя новым правилам… Психика еще недавнего малыша напрягается, ей требуются время и помощь, чтобы перестроиться и свыкнуться с теперешними условиями.

Этот период привыкания и овладения новыми навыками называется адаптация школьников.

Адаптация к школе

Адаптация 1-классников в школе – это становление социализации ребенка, его включение в систему новых отношений, привыкание к нормам и правилам учебного заведения и переход к систематическому обучению. Сколько времени она займет и насколько легко пройдет для ребенка, всецело зависит от согласованной работы родителей, учителя, психолога, школьной администрации, а также влияния ряда условий:

  • личности самого первоклашки (характер, возраст, развитость социальных навыков);
  • уровня учебной подготовки;
  • специфики школьного учреждения;
  • сложности учебного процесса и заложенной в него нагрузки, пр.

Стандартно психологи отводят на период адаптации к школе от 1 недели до полугода. Выделяют три уровня:

  1. Высокий. Ребенок быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, учиться идет с удовольствием, не нуждается в дополнительной мотивации. Без проблем находит общий язык с одноклассниками, не испытывает страха или стеснения перед учителем, с легкостью осваивает основной материал, справляется с более сложными задачами, выходящими за рамки программы. Он здоров, невротические реакции не наблюдаются.
  2. Средний. Привыкание к условиям школьной жизни растягивается до 2-3 месяцев. Школьник внимателен, усидчив, отношения с другими ребятами дружелюбные. Посещение учебного заведения не вызывает негативных эмоций, равно как и положительных. Могут наблюдаться отставание от программы, «уходы в себя», перепады настроения. Выполнять задания самостоятельно не получается, требуются постоянный контроль и стимулирование.
  3. Низкий. Первоклассник не испытывает радости от посещения школы. Тяжело просыпается утром, постоянно находит причины, чтобы пропустить занятия. У него наблюдаются невротические состояния: страхи, потеря аппетита, расстройства сна, вялость, или наоборот, чрезмерная возбудимость. Школьный материал для него сложен, ребенок усваивает его отдельными фрагментами. Нарушает дисциплину, не общается с одноклассниками (даже не знает их имен), не видит в учителе авторитета.

Трудности

1 класс сопряжен для детей с ростом психоэмоциональной нагрузки, т. к. уже первые школьные дни вынуждают мобилизоваться, изменить привычное поведение соответственно новой обстановке. На особенности адаптации первоклассников влияют:

  • личность учителя и коллектив одноклассников;
  • новый режим дня и непривычные обязанности;
  • необходимость ограничивать двигательную активность, заменяя ее повышенным вниманием и сосредоточенностью.

Ориентируясь на эти факторы, психологи выделяют базовые проблемы учебной мотивации, дисциплины, адаптации:

  1. Хроническая неуспеваемость. Обусловлена низкой работоспособностью, недостаточностью формирования учебных навыков и умений. Впрочем, далеко не редкость случаи, когда неуспеваемость провоцируется родительским отношением к учебе и школе в целом. С одной стороны – это страх, что сыну или дочери будет сложно, некомфортно, чадо будет мерзнуть/голодать/простужаться/болеть. С другой – повышенные требования к ребенку, ожидания только высоких отметок, постоянных учительских похвал, существенных школьных достижений.
  2. Отказ/нежелание что-либо делать, отлынивание от учебной деятельности. Школьник находится на уроке, а одновременно с тем – «витает в облаках». Вопросы учителя не слышит или делает вид, что не слышит, задания не выполняет.
  3. Негативистская демонстративность. Педагог постоянно жалуется на отвратительное поведение ребенка и несоблюдение им дисциплины. Парадоксально, что выбранные взрослыми формы наказания воспринимаются маленьким нарушителем порядка как поощрения.
  4. Вербализм. Это специфический тип развития личности, когда речевая деятельность находится на высоком уровне, а вот логическое и образное мышление отстают. Первоклассник кажется крайне смышленым, он бойко разговаривает и отчетливо отвечает на вопросы, у него завышенная самооценка, но на практике ребенок не может решить большую часть задач и творческих заданий.
  5. Проявления лени. Возникают в силу разных причин, например, особенности темперамента, низкий уровень учебной мотивации, малый процент познавательных мотивов, стремление избежать неудач и т. д. В любом случае лень снижает интерес к школьной жизни и замедляет процесс получения знаний.

Когда первоклассник демонстрирует устойчивое нежелание ходить в школу, причины трудностей в адаптации могут крыться в следующем:

  • завышенные требования родителей и/или педагога;
  • открытая демонстрация неудовлетворенности учебными успехами со стороны взрослых;
  • непонимание школьного материала;
  • систематические неудачи;
  • отсутствие признания ребенка «своим» классом;
  • внутренние причины (страх перед неудачей, зажатость, отсутствие мотивации и пр.);
  • большой объем внеурочной деятельности (секции, кружки, домашние обязанности), из-за которой ученик сильно устает или попросту не успевает уделить должное внимание учебе.

Этапы

С 1 сентября и до момента фиксации положительной динамики адаптация детей в 1 классе проходит три взаимосвязанных периода (при благоприятном течении событий):

  1. «Физиологическая буря». Этап стрессового состояния, который имеет место задолго до сентября, еще когда будущий школьник начинает посещать подготовительные занятия. Длится до 3 недель. Школьные привычки и рефлексы едва зарождаются.
  2. Непосредственно начало полноценной учебы. Ребенок становится спокойнее, постепенно свыкается с новой социальной ролью, адекватно воспринимает поставленные перед ним задачи и обязанности. Начинает приспосабливаться к условиям новой социальной среды. Длительность – 2-3 недели.
  3. Фаза устойчивого приспособления детского организма, когда ученик уже четко понимает, что от него требуется, он меньше напрягается, мобилизует свои умения и возможности. Энергозатраты становятся пропорциональными поставленной перед ним задаче.

Программа адаптации

Перед каждым учителем начальных классов стоит важная задача – приложить все усилия, чтобы адаптация в 1 классе прошла быстро, без показательных детских истерик.

Изначально ребят знакомят друг с другом, со школой и ее территорией, создают в классе благоприятную, доброжелательную атмосферу. Для этого проводятся всевозможные спортивные, внеклассные и прочие профилактические мероприятия.

Используются современные, востребованные педагогические и психологические методики.

Во втором периоде внимание педагога должно быть сконцентрировано на воспитании детей: выработке режима дня, освоении и закреплении школьных правил, закладке понимания критериев оценки школьной деятельности.

Учитель оказывает всяческую психологическую поддержку первоклассникам и их родителям, старается выявить индивидуальные особенности и способности у каждого из ребят, учесть эту информацию при построении учебного процесса.

Одновременно с тем педагог ведет карту наблюдений за школьной жизнью первоклашек в адаптационный период и фиксирует основные изменения и трудности отдельных учеников. Далее с ними будет проводиться коррекционно-психологическая работа для устранения проблем учебного процесса.

В плане ФГОС-программы (федеральные государственные образовательные стандарты) предусматривается индивидуальный подход к каждому первокласснику (следует быть предельно внимательным к его мыслям, чувствам, помочь ребенку найти свое место в коллективе) со стороны не только классного руководителя, но и всего педсовета. Основные задачи, которые ставятся перед учителем:

  • сформировать у каждого воспитанника адекватную самооценку и уверенность в своих силах;
  • обучить коммуникационным навыкам и самоанализу;
  • правильно мотивировать к получению знаний, заложить в сознании важность учебы;
  • научить уважительно относиться к школьному окружению, их чувствам и желаниям;
  • помочь найти свое место в учебном процессе.

Школьная социализация детей в 1 классе делится на 3 равнозначные составляющие: психологическую, физиологическую и социальную адаптации. Далее о каждой из них.

Советы родителям

Часто социальные педагоги проводят занятия с родителями будущих первоклассников, на которых подробно рассматривают процесс адаптации детей к школе, играют в специальные игры, изучают психологические упражнения, позволяющие ускорить процесс. Если подобные мероприятия посетить не довелось, возьмите на вооружение ряд общих рекомендаций, которые помогут вашему чаду легче справиться с адаптационным периодом:

  1. Не совмещайте начало школьной жизни с обилием дополнительных внеурочных занятий и всевозможных секций.
  2. Серьезно подойдите к режиму дня своего школьника.
  3. Не расширяйте список его домашних обязанностей, мотивируя это новым статусом «школьника».
  4. Не требуйте завышенных результатов, при недостижении которых в малыше генерируется чувство вины.

Как помочь ребенку

В период адаптации активно поддерживайте обратную связь с учителем и родителями тех деток, с которыми ваш ученик подружился. Не бойтесь обсуждать моменты, которые тревожат вас в поведении сына или дочери. Кроме того:

  • Будьте в курсе, комфортно ли ребенку в классе, нет ли сложностей в общении с другими ребятами, не нужна ли ему помощь в налаживании отношений с ними.
  • Помогайте с уроками, учите, как их правильно выполнять, но не делайте это вместо него. Научите сосредотачиваться и удерживать внимание.
  • Хвалите, поддерживайте, подчеркивайте его успехи, да и в целом – больше времени проводите вместе.
  • Объясняйте, что каждый может ошибаться, ребенок должен понимать, что ошибка – это повод все исправить, и не терял веру в свои силы.
  • Следите за своей речью – то, что вы говорите своему школьнику, должно мотивировать на исправление поведения и дальнейшее развитие, а не обижать или унижать. Например, вместо того, чтобы отрезать «не ври мне!», скажите мягче – «мне неприятно, что ты меня обманываешь».

Действуйте в подобном позитивном ключе и вам удастся не только совместными усилиями незаметно преодолеть адаптационный период, но и поддержать детскую индивидуальность, поспособствовать ее дальнейшему развитию.

Заключение

Проблемы адаптации детей в 1 классе – злободневная тема для всей образовательной системы.

Ребенок любого возраста, приходя первый раз в школу, очень волнуется и ждет поддержки от взрослых – как родителей, так и учителя.

Не оставляйте его чаяния без должного внимания, ведь именно от течения адаптационного периода во многом зависит, каким будет социальный статус вашего новоиспеченного первоклассника в ближайшие несколько лет.

Адаптация в 1 классе Ссылка на основную публикацию

Источник: https://prodetskiysad.ru/adaptaciya/pervoklassnikov-k-shkole

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: