Ширина проезжей части дороги – основные аспекты. Из каких элементов состоит автомобильная дорога? Трамвайные пути определение по пдд

Содержание
  1. Дорога и ее основные элементы
  2. Проезжая часть
  3. Полоса движения
  4. Разделительная полоса
  5. Обочина
  6. Тротуар
  7. Трамвайные пути
  8. Сделаем вывод
  9. Трамвайный путь: строительные нормы и ПДД
  10. Строительные нормы
  11. Конструктивные размеры рельсового пути
  12. Размещение и назначение
  13. Разрешенные маневры на трамвайных путях
  14. Запрещенные действия ТС на трамвайных путях
  15. Развороты и повороты
  16. Возможные ошибки при развороте
  17. Пересечение нерегулируемого перекрестка
  18. Если есть регулировщик или светофор
  19. Сколько придется заплатить
  20. Дорожные происшествия
  21. Внештатные ситуации
  22. Трамвайные пути на шоссе Энтузиастов
  23. Тема 1. Дорога и её элементы. Участники движения
  24. Выводы
  25. Закрепление
  26. Ширина проезжей части дороги – основные аспекты. Элементы дороги
  27. Дороги, их виды, элементы и прилегающие к ним территории
  28. Основные элементы дороги – простые понятия
  29. Сколько проезжих частей может включать в себя дорога?
  30. Ширина проезжей части дороги в ПДД
  31. Определение по ПДД что означает проезжая часть?
  32. Чем является проезжая часть по ПДД?
  33. Как распознать проезжую часть?
  34. Полосы
  35. Особенная разметка
  36. Обустройство проезжей части
  37. Остановка
  38. Количество проезжих частей на дороге
  39. Ширина проезжей части

Дорога и ее основные элементы

Ширина проезжей части дороги – основные аспекты. Из каких элементов состоит автомобильная дорога? Трамвайные пути определение по пдд

Центральным понятием ПДД является дорога. А как еще может быть в Правилах ДОРОЖНОГО движения?

Определение из ПДД (п.1.2):

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Приспособленность для движения – один из главных критериев дороги. Насыпь, дамба, заасфальтированный, забетонированный, мощеный участок земной суши и пр., по которым двигаются транспортные средства (далее – ТС), — это и есть дорога.

Но и искусственные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты), которые используются для перемещения ТС, — тоже дорога.

Две узкие полоски вытоптанной травы, уходящей в поле? И это – дорога.

И даже если лютой зимой местный тракторист прямо по полю с помощью своего бульдозера проложит «зимник» (чтобы короче было ездить к своей любимой на встречу), то это тоже будет дорога. Пусть и временная (до весенней распутицы), но – дорога!

А как быть с ледовой переправой. В ПДД нет такого понятия, но есть определение, что это тоже дорога. Недаром же она обозначается дорожными знаками.

И даже брошенные в болотистый торфяник хворост или бревна, превращаются в гать – дорогу на болоте.

И на всех этих многочисленных вариантах дорог действуют (или, как принято говорить, «работают») Правила дорожного движения.

Итак, дорога – это участок, подготовленный и предназначенный для движения ТС.

Она включает в себя (как видно из второй части цитаты) следующие основные элементы:

  1.     проезжую часть (одну или несколько), которая делится на полосы движения;
  2.     разделительную полосу (при наличии);
  3.     обочины (при наличии);
  4.     тротуары (при наличии);
  5.     трамвайные пути (при наличии).

Об этих элементах дороги и поведем речь.

Проезжая часть

Очень часто с понятиями «проезжая часть» и «дорога» происходит путаница. Под дорогой нередко подразумевают тот самый асфальт, по которому двигаются ТС.

Это ошибка! Тот самый асфальт – это лишь часть дороги. А именно – проезжая часть дороги.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

И оказывается, что асфальтовое покрытие имеет не дорога, а ее проезжая часть.

И не асфальт – критерий проезжей части, а движение безрельсовых ТС. Проезжая часть может быть оформлена с помощью иного покрытия – бутового камня, брусчатки, щебня – или просто иметь грунтовую основу.

Но это – проезжая часть, которая создана специально для движения безрельсовых ТС. Трамвай к ним не относится.

Полоса движения

Исключительно для удобства движения проезжую часть дороги делят продольными линиями разметки на специальные участки – полосы движения (или полосы для движения).

Определение из ПДД (п.1.2):

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Чтобы не «потеряться» на широкой проезжей части, водителю нужен какой-то ориентир при движении. Такой ориентир – это полоса движения, ширина которой достаточна для беспрепятственного и безопасного движения.

Но что делать зимой, когда разметка неразличима?

Или она вовсе не нанесена на проезжую часть?

В этом случае водитель обязан самостоятельно определить свое положение, которое он занимает на проезжей части. И делается это так: проезжая часть делится продольной линией строго посередине; участок справа – наш, слева – «встречка».

И последний штрих – сколько ТС способно разъехаться одновременно в одном сечении дороги. Количество ТС, способных сделать это, и укажет на численность полос.

Следовательно, полосы для движения ТС обязательно присутствуют на проезжей части. Водителю просто надо их найти.

Разделительная полоса

Существуют участки дорог, посреди которых можно встретить оригинальную конструкцию, — разделительную полосу.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Судя по определению, разделительная полоса – это «мертвый» участок дороги, который категорически запрещен для осуществления движения, остановки и стоянки ТС.

Для чего же существует разделительная полоса? Для обеспечения безопасности движения! Разделительная полоса разграничивает, разделяет транспортные потоки противоположных направлений, затрудняя (или делая невозможным) выезд на встречные полосы движения. Именно поэтому автомагистраль (самый скоростной участок дороги!) должен обязательно иметь разделительную полосу (или ограждения посредине дороги).

Однако разделительная полоса может быть оформлена не только с помощью какой-то физической конструкции, но и с помощью разметки «одинарная сплошная» (1.2.1).

На такой участок дороги тоже нельзя выезжать для движения, остановки или стоянки.

Говоря о разделительной полосе, нельзя не отметить ее еще одного важного свойства: разделительная полоса выделяет смежные проезжие части.

И последний момент. Понятно, что разделительная полоса не является обязательным элементом дороги, но положительно влияет на безопасность.

Обочина

Как это и не может показаться странным, обочина – тоже элемент (или часть) дороги. А все потому, что по обочине в редчайших случаях Правилами разрешено движение. А главное – обочина является участком дороги, на котором допускаются остановка и стоянка ТС.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1  либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Обочина – дорожный элемент, который непосредственно примыкает к проезжей части и к тому же – в одной плоскости. Поэтому она не может быть отделена от проезжей части каким-то газоном или бордюром. Она именно «приклеена» к проезжей части, потому что предназначена, в основном, для остановки и стоянки.

Как правило, обочина отличается от асфальтовой проезжей части иным способом покрытия: она может быть выражена травяным покровом, щебнем, грунтом, песком, глиной и пр.).

Однако на крупных федеральных трассах практикуется формирование обочины с помощью такого же покрытия, как и на проезжей части. Это делается для обеспечения максимальной безопасности движения по скоростной дороге, чтобы частицы грунта, песка, глины не попадали на проезжую часть и не натворили беды при экстренном торможении ТС.

В этом случае границей проезжей части и обочины будет специальная – сплошная или прерывистая – линия разметки.

Говоря об обочине, следует отметить, что она не является обязательным дорожным элементом. Как правило, в населенных пунктах обочина отсутствует за ненадобностью, ибо ТС совершают стоянку или остановку, используя край проезжей части.

Следовательно, обочина – это удел загородных дорог. Кстати, здесь – в условиях отсутствия тротуаров – разрешено и движение пешеходов.

Тротуар

Тротуар – это еще один дорожный элемент. Причисление его к одной из частей дороги вполне оправдано. И вот почему.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

В принципе, все просто и понятно. Тротуар – для пешеходов, а они – участники движения. Потому и тротуар – часть дороги. Однако в редчайших случаях по нему разрешено движение ТС, а также их остановка и стоянка.

Тротуары, как и обочины, не являются обязательным элементом дороги.

Вне населенного пункта в них практически нет потребности: пешеходы перемещаются по обочинам.

Трамвайные пути

В наших ПДД есть много неточностей, «белых пятен» и т.п. Один из пробелов – отсутствие определения трамвайных путей, которые являются частью дороги, но не являются проезжей частью. Такие характеристики обусловлены анализом понятий «дорога» и «проезжая часть».

Существует два преимущественных способа организации трамвайных путем (в пределах дороги):

1) посредине дороги;

2) на границе с проезжей частью.

Невнимание ПДД к понятию «трамвайные пути» неоправданно, ибо они могут быть использованы для движения (в соответствии с нормами ПДД).

Очевидно, нам предлагается самим домыслить: трамвайные пути – это участок дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств.

Сделаем вывод

Дорога – это часть суши (или искусственное сооружение), предназначенная для движения ТС. В структуру дороги входят несколько элементов (проезжая часть и – по возможности – разделительная полоса, тротуар, обочина, трамвайные пути).

Этот онлайн сервис поможет проложить маршрут ОТ и ДО на машине, а также рассчитает среднее время в пути и ориентировочный расход топлива.

Источник: https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/ponyatiya/doroga.html

Трамвайный путь: строительные нормы и ПДД

Ширина проезжей части дороги – основные аспекты. Из каких элементов состоит автомобильная дорога? Трамвайные пути определение по пдд

Трамвайный путь – это инженерное сооружение с такими конструктивными элементами, как: основание (или нижнее строение), верхнее строение, водоотводные сооружения, земляное полотно, а также дорожное покрытие.

Строительные нормы

Подготовка земляного полотна – начальный этап сооружения трамвайных путей. Если полотно размещается на проезжей части улицы, роют продольный котлован, если пути будут на обособленном полотне, то создают насыпь или выемки.

Далее укладываются подрельсовые опоры и балласт. Они составляют основание трамвайного пути. Эти опоры представляют собой продольные лежни, шпалы или рамные конструкции. Для балласта выбирают щебень, песок или мелкий гравий.

Верхнее строение пути – это рельсы, специальные рабочие части (крестовины, стрелочные переводы, пересечения и пр.), скрепления, которые предназначены для соединения рельсов и подрельсовых опор (накладки, подкладки, болты, костыли, стяжки, шурупы и т. д.), а также электросоединения.

Для удаления грунтовых и дождевых вод прокладываются водоотводные сооружения.

Дорожное покрытие укладывают снаружи рельсов и между, если трамвайный путь располагается на проезжей части улицы. Покрытие может быть из брусчатки, асфальтобетона, булыжника или железобетонных плит.

Конструктивные размеры рельсового пути

Основным параметром является ширина колеи. Это просвет между рабочими гранями головок рельсов, измеряемое перпендикулярно продольной оси пути. На прямом участке колеи этот размер принимается равным 1 524 мм (российский стандарт железнодорожной колеи). На участках с искривлением или поворотами ширина колеи может быть увеличена в соответствии с радиусом поворота или кривой.

Участки с двухпутным направлением движения укладываются с учетом ширины вагонов (2 600 мм) и необходимым зазором между ними (600 мм). Поэтому при отсутствии на междупутье опор для контактных проводов, общепринятая минимальная его ширина на прямом участке принимается равной 3 200 мм, нормальная – 3 500 мм. При наличии опор ширина междупутья должна быть не менее 3 550 мм.

При закладке трамвайной колеи фактическую ширину междупутья намечают между осями параллельно идущих путей.

Размещение и назначение

Согласно ПДД, трамвайные пути размещают при наличии аллеи или бульвара по краям проезжей части, при отсутствии – по центру. На набережных, крупных магистралях или улицах с движением в одну сторону пути прокладывают вдоль одной из сторон проезжей части.

Предпочтение при расположении путей отдается изолированному от остального дорожного движения полотну. Это не всегда реально: свободных земель, особенно в больших городах, не хватает.

По назначению трамвайные пути разделяют на:

  • служебные (прокладываются на территориях депо и между эксплуатационными путями и депо);
  • временные (монтируются на непродолжительный период ремонтных работ);
  • эксплуатационные (основные трамвайные пути).

Эксплуатационный трамвайный путь прокладывается чаще всего в двух направлениях. Однопутные размещают в местах, где невозможно проложить пути в двух направлениях.

Каждый водитель должен знать, что трамвайные пути не считаются полосой дорожной части, а являются отдельным элементом дороги. Поэтому даже рельсы попутного с автомобильной полосой направления не предназначены для передвижения по ним безрельсовых ТС. Выезд на трамвайную колею в особых случаях регламентирован Правилами ДД.

Разрешенные маневры на трамвайных путях

Полностью разрешенный маневр на рельсах для электротранспорта – это пересечение.

Правила ДД разрешают движение по трамвайным рельсам, только если:

  • они расположены слева от водителя;
  • они находятся на одной высоте с дорожным полотном;
  • и трамвай, и автомобиль движутся в одном направлении.

Допускается движение транспортных средств по рельсам попутного направления, если все полосы дорожного полотна заняты. Но при этом должны быть созданы условия для беспрепятственного проезда трамвая. Кроме того, выезд на трамвайные пути может быть запрещен соответствующими дорожными знаками.

Запрещенные действия ТС на трамвайных путях

Штраф будет выписан за следующие действия водителя:

  • проезд по рельсам, размещенным справа от автомобиля;
  • езда по трамвайной колее, находящимся ниже или выше проезжей части;
  • выезд на встречные трамвайные пути (за это могут лишить права управлять автомобилем);
  • разворот по рельсам через правую сторону.

Кроме того санкции будут наложены при игнорировании запретительных дорожных знаков и/или разметки, нанесенной на дорожное полотно. К ним относятся знаки 3.19; 4.1.1; 4.1.2; 4.1.4, а также разметка 1.1; 1.2.1 и 1.3.

Развороты и повороты

Как ясно из правил ДД, транспортным средствам движение по путям для электротранспорта разрешено прямо, также допускается разворот через левую сторону и поворот (при этом без создания помех проезду электротранспорта), в том числе и пересечение улицы через перекресток.

Левый поворот разрешен Правилами ДД, если:

  • отсутствуют линии разметки на дорожном полотне;
  • трамвайная колея лежит справа от автомобиля и на одной высоте с дорогой.

Начиная маневр, необходимо убедиться в том, что электротранспорта в данный момент нет. Поворот совершается только под прямым углом. Несоблюдение этого условия приравнивается к выезду на полосу встречного направления, что влечёт за собой штраф в 5 000 рублей. Иногда к этому приводит выключение сигнала поворота еще до завершения этого маневра.

Разворот можно совершить так:

  • убедиться в том, что трамвайные пути находятся в попутном с автомобилем направлении и распложены не выше/ниже дорожного полотна, а также в том, что знаки и дорожная разметка, запрещающие этот маневр, отсутствуют;
  • уступить дорогу (если есть необходимость) электротранспорту;
  • перестроиться на трамвайные пути попутного направления;
  • включить сигнал поворота, совершить разворот;
  • выключить сигнал поворота.

Если разворот на трамвайных путях разрешен (при описанных выше условиях), то обгон запрещён. Ибо он невозможен без выезда на противоположную полосу движения.

Правый поворот через трамвайные пути Правила регулируют следующим образом. Для совершения этого маневра транспортное средство должно занять крайнее правое положение. Начинать правый поворот с путей для электротранспорта категорически запрещено.

Возможные ошибки при развороте

Одна из основных – маневр начинается с проезжей части, а не с трамвайной колеи. Ответственности в этом случае не предусмотрено. Разговор идет лишь о создании аварийной ситуации. Если неправильно начать разворот, есть большая вероятность столкнуться с транспортным средством, движущимся по путям прямо.

Вторая частая ошибка – разворот с трамвайных путей встречного направления. В этом случае водитель совершает грубейшее нарушение, предусмотренное Правилами ДД, пунктом 9.6, то есть совершает выезд и движение по трамвайным путям встречного направления.

Нередко транспортное средство оказывается на встречной трамвайной колее не поперек. В этом случае инспектор ГИБДД квалифицирует этот маневр как выезд на встречную полосу трамвайного движения. А это, естественно, грозит штрафом.

https://www.youtube.com/watch?v=TbUhBmEOovw

Ну и еще встречается ошибка при развороте через левую сторону, на которой припаркованы транспортные средства. В подобной ситуации начинать маневр желательно, когда автомобили (разворачивающийся и припаркованный) находятся на одной линии. Такое начало разворота в условиях ограниченности пространства минимизирует возможность столкновения.

Пересечение нерегулируемого перекрестка

Правила ДД разрешают это только в случаях, когда:

  • электротранспорт (находится справа от водителя) и автомобиль движутся попутно, оба будут совершать поворот налево;
  • трамвай (располагается по правую сторону от автомобиля) и ТС двигаются в одном направлении к перекрестку, но вагон продолжает двигаться прямо;
  • электротранспорт, находящийся справа от водителя, будет выполнять левый поворот, в то время как безрельсовое транспортное средство продолжает двигаться по прямой.

Если въезд на перекресток определяют знаки из пунктов Правил ДД 5.10; 5.15.1 и 5.15.2 регулирующие движение по полосам или указывающие на дорогу с реверсивным движением, то санкции за выезд на пути электротранспорта будут обязательно, ибо он запрещен. Поворот направо должен быть совершен без пересечения трамвайных рельсов.

Как можно повернуть, если у автомобильного и трамвайного пути попутное направление? Маневр допускается, если пути располагаются на одном уровне. В таких ситуациях осуществляется левый поворот с трамвайных путей, как и разворот. Иное движение может быть указано знаками 5.15.1; 5.15.2 либо дорожной разметкой 1.18.

Если есть регулировщик или светофор

В этом случае при разрешающем сигнале или жесте инспектора обоим видам транспорта трамвай имеет безусловное преимущество, безотносительно к направлению его движения. Однако при включенной зеленой стрелке в дополнительной секции светофора совместно с запрещающим сигналом светофора электротранспорт обязан уступить дорогу автомобилям, движущимся по другим направлениям.

Сколько придется заплатить

Сумма взыскания за правонарушения на трамвайных путях зависит от серьезности проступка. Самый «дорогой» из них – езда транспортного средства по рельсам встречного направления. За это предусмотрен штраф в 5 000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок до полугода. Но если проступок зафиксировала видеокамера, то водитель отделается только штрафом.

Наказание грозит и за пересечение сплошной полосы, отделяющей трамвайную колею от проезжей части. Инспектор ДПС может просто предупредить, а может выписать штраф в 500 рублей.

Такая же сумма будет взыскана с автолюбителя, передвигающегося по трамвайным рельсам попутного направления, но мешающего передвижению электротранспорта.

Остановку ТС на трамвайных путях ПДД относят к очень грубым нарушениям. Сегодня оно «стоит» 1 500 рублей. В столице и Санкт-Петербурге за это нарушение придется выложить 3 000 рублей.

Водители, позволяющие себе обогнуть препятствие по путям для электротранспорта встречного направления, должны быть готовы оплатить эту вольность суммой в полторы тысячи рублей. Причем ни затор на дороге, ни пробка не являются оправданием проступка: они не признаются препятствием.

Если автолюбитель будет повторно остановлен за такое же правонарушение, Административный кодекс разрешает лишать его водительских прав сроком на 12 месяцев. А если этот проступок зафиксировала видеокамера, то штраф возрастает до 5 000 рублей.

Такая же сумма взыскания (а может быть, и лишение удостоверения) ждет водителя, объехавшего препятствие, которое можно было обойти не заезжая на пути электротранспорта.

Иногда водитель имеет веские причины, принуждающие его к описанным нарушениям. Доказывать их уважительность, однако, придется в судебном порядке.

Дорожные происшествия

Практически всегда их виновником признается автомобилист. В очень редких случаях вина возлагается на водителя трамвая. Например, он выехал из депо, не посмотрев по сторонам, или начал движение на красный (или желтый) сигнал светофора.

Первое, что необходимо сделать водителю, спровоцировавшему ДТП, – освободить путь электротранспорту. Потому как оплачивать упущенную выгоду транспортной компании – удовольствие дорогое. Чаще всего суд идет на уступки истцу и назначает суммы, превышающие 10 000 рублей. Поэтому автоюристы советуют при любых обстоятельствах ДТП как можно скорее освободить трамвайные пути.

Если в случившемся происшествии электротранспорт не задействован, необходимо быстро взять данные свидетелей, нарисовать схему ДТП, желательно с привязкой к какому-либо стационарному объекту, сделать несколько фотографий с разных ракурсов и следовать в ближайшее отделение ГИБДД. Если ситуация позволяет, то можно не обращаться в инспекцию, современные правила и нормы это допускают.

Внештатные ситуации

Ездить по трамвайным путям, в том числе и встречного направления, разрешено во время проведения ремонтных работ на одной/нескольких полосах дорожного полотна. В этом случае инспекторы ДПС организуют объезд, который может проходить по встречным трамвайным путям.

Также подобный объезд сотрудники ГИБДД имеют право предложить по причине крупного дорожного происшествия. Но в этих и подобных ситуациях, они должны регулировать движение ТС.

Трамвайные пути на шоссе Энтузиастов

В Москве окончена реконструкция полотна на ш. Энтузиастов. Теперь здесь лежат износостойкие рельсы, что дало возможность значительно увеличить скорость движения вагонов. Но ремонт трамвайных путей это еще не все. Теперь для электротранспорта запустили «зеленую волну». Это особая регулировка светофоров и датчиков движения. Последние настроены на приближение большого транспорта.

По мнению экспертов, и трамваи, и автолюбители теряют времени на проезд перекрестков в пять раз меньше: трамваям не приходится ждать пока включится для них «зеленый» на светофоре, а водителям стоять на «красный» при отсутствии проезжающего трамвая. Экспериментальная «зеленая волна» получила множество положительных отзывов.

Поэтому подобная интеллектуальная развязка будет устанавливаться по всей столице.

Источник: https://FB.ru/article/327423/tramvaynyiy-put-stroitelnyie-normyi-i-pdd

Тема 1. Дорога и её элементы. Участники движения

Ширина проезжей части дороги – основные аспекты. Из каких элементов состоит автомобильная дорога? Трамвайные пути определение по пдд

  • страница
  • Архив номеров
  • 2015(23)

программы обучения детей 7—10 лет

  • Понятие «участник дорожного движения»: пешеход, водитель, пассажир.
  • Название и назначение элементов городской дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, полоса движения).
  • Назначение бордюра, пешеходного ограждения.
  • Название и назначение элементов загородной дороги (проезжая часть, обочина, кювет).
  • Правила движенияпешеходов по тротуарам. Правостороннее движение пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге.

В начале занятия педагог выясняет, что думают дети о том, зачем люди строят дороги, для чего существуют Правила дорожного движения. В ходе обсуждения преподаватель подводит детей к выводу, что дороги строятся для удобства передвижения людей (как в транспортных средствах, так и пешком), а Правила дорожного движения необходимы для безопасного передвижения по дорогам.

Далее вводится понятие «участник дорожного движения» (человек, принимающий непосредственное участие в процессе движения) и даются определения понятиям «пешеход», «водитель», «пассажир».

  • Пешеход — человек, двигающийся по дороге вне транспортного средства (ТС) и не производящий на ней работы.
  • Водитель — человек, двигающийся по дороге в ТС и управляющий им.
  • Пассажир — человек, двигающийся по дороге в ТС, но не управляющий им, а также тот, кто заходит в ТС или выходит из него (кроме водителя).

Можно задать вопрос, к какой категории участников дорожного движения относятся велосипедисты, мотоциклисты (водители) и велосипедисты, ведущие свой велосипед (пешеходы).

После этого надо разобрать, из каких элементов состоит дорога. Для этого сначала вводятся понятия «городская дорога» и «загородная дорога».

Городская дорога — это дорога, проложенная в пределах населённого пункта; загородная дорога, соответственно, та, которая прокладывается вне пределов населённого пункта. Детям демонстрируются плакаты с изображением двух видов дорог, и анализируется, из каких элементов состоит каждая из них, а также обязательно разбирается, для чего предназначен каждый из элементов дороги.

Городская дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути (необязательно), разделительная полоса (необязательно).

Загородная дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, обочина, кювет, разделительная полоса (необязательно).

Назначение элементов дорог

  • проезжая часть предназначена для движения безрельсовых транспортных средств, пешеходам двигаться по проезжей части запрещено;
  • тротуар (фр. trottoir от trotter — быстро ходить) предназначен для движения пешеходов, транспортным средствам двигаться по тротуару запрещено. Тротуар строится таким образом, чтобы он был выше уровня проезжей части;
  • трамвайные пути предназначены для движения трамваев, остальным транспортным средствам разрешается въезжать на трамвайные пути попутного направления, расположенные на одном уровне с проезжей частью, если при этом транспортное средство не создаёт помех для движения трамвая;
  • обочина предназначена для остановки и стоянки транспортных средств, пешеходам разрешено двигаться по обочине, соблюдая правила безопасности;
  • кювет (фр. cuvette, букв. — лохань, таз) предназначен для сбора и отвода воды с дорожного полотна;
  • разделительная полоса (не путать с разделительной линией!) разделяет дорогу на проезжие части встречного направления и не предназначена для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

При разговоре о городской дороге надо обязательно объяснить назначение бордюра и пешеходного ограждения. Дети должны понять, что бордюр — это не тротуар и не проезжая часть, а граница между ними, как граница между двумя государствами, нейт­ральная полоса. Поэтому двигаться по бордюру пешеходу нельзя, очень опасно.

Сами дети могут попытаться объяснить, почему движение по бордюру опасно для пешеходов.

Также надо акцентировать внимание детей на том, что пешеходное ограждение устанавливается по краю тротуара для безопасности пешеходов на наиболее опасных участках дороги, поэтому категорически запрещается перелезать через пешеходное ограждение и сидеть на нём.

После того, как названия и назначение элементов дороги изучены, с помощью напольной игры «Азбука дорожного движения» моделируется участок дороги (сначала городской). Дети должны определить, где на этом участке проезжая часть, где тротуар.

На дорогу приглашаются два «пешехода» из числа обучающихся. С их помощью преподаватель объясняет правила движения пешеходов по городской дороге (двигаться только по тротуару, по его правой стороне спокойным шагом).

Надо наглядно продемонстрировать обучающимся, что в противном случае пешеходы могут столкнуться, помешать друг другу, затормозить движение на тротуаре. Здесь же впервые вводится термин «правостороннее движение». После «пешеходов» на дорогу приглашаются «водители».

Им предлагается занять своё место на дороге. Когда «водители» определятся, всем остальным задаётся вопрос: «Правы ли наши водители, нет ли у вас замечаний?»

Если «водители» заняли место на проезжей части, на её правой стороне, замечаний быть не должно. В противном случае объясняется, в чём каждый из «водителей» ошибся. Вводится термин «дорога с двусторонним движением» — транспорт движется по дороге в двух направлениях. Дети-«водители» показывают, как они будут двигаться по дороге.

Далее педагог перестраивает «водителей» так, чтобы они двигались в одном направлении и занимали всю ширину проезжей части. Детям задаётся вопрос: «Бывает ли такая ситуация на дороге? Нарушают ли водители Правила дорожного движения?» Вводится термин «дорога с односторонним движением» — транспорт движется по всей ширине дороги в одном направлении.

Выводы

  • по дороге с двусторонним движением водители должны двигаться только по правой стороне проезжей части;
  • пешеходы на городской дороге должны двигаться только по правой стороне тротуара спокойным шагом.

Обязательно надо обсудить правила движения на велосипеде.

Так как по дороге, а именно по проезжей части на велосипеде разрешается ехать лишь тем, кто достиг 14-летнего возраста. Детям до 14 лет по дороге с велосипедом можно двигаться лишь, ведя велосипед рядом с собой, по тротуару. В этом случае они приравниваются к пешеходам и подчиняются правилам для пешеходов.

Кататься же на велосипеде можно в любом безопасном приспособленном для этого месте.

Далее с помощью той же напольной игры разбирается движение пешеходов и транспортных средств по загородной дороге. Дети показывают, где находится проезжая часть, где обочина (кювет можно не изображать).

Так как движение транспортных средств по загородной дороге такое же, как и по городской (скорость здесь не рассматривается), можно вызвать детей-«водителей», чтобы они самостоятельно показали, как будут двигаться по дороге. Потом «водители» остаются на дороге, к ним приглашаются «пешеходы».

Создавая различные ситуации, преподаватель должен подвести детей к выводу, что самым безопасным способом движения по обочине для пешеходов является движение навстречу транспортным средствам.

Закрепление

Для закрепления изученного детям предлагается выполнить следующее задание: на рисунке с изображением городской и загородной дорог надо раскрасить их элементы теми цветами, которые предложит педагог.

Например, проезжую часть — серым, тротуар — зелёным, обочину — жёлтым, кювет — голубым, и обязательно найти бордюр и раскрасить его красным цветом.

Далее на тротуаре и обочине красной точкой обозначить местоположение пешехода и стрелочкой показать направление его движения.

После выполнения заданий происходит фронтальная проверка, обсуждается, как правильно надо было их выполнить.

Другие статьи по теме: Методика работы

 

Источник: http://www.dddgazeta.ru/archive/2015_23/17705/

Ширина проезжей части дороги – основные аспекты. Элементы дороги

Ширина проезжей части дороги – основные аспекты. Из каких элементов состоит автомобильная дорога? Трамвайные пути определение по пдд

РазноеЭлементы дороги

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

(Примечание автора: мы рассмотрим основные термины и определения не в алфавитном порядке, а объединив их по смыслу)

Дороги, их виды, элементы и прилегающие к ним территории

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспорта средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну и несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

К дорогам относят улицы, проспекты, магистрали, грунтовые, лесные и полевые пути, а также те, которые могут использоваться для движения только зимой (например, ледовые переправы).Основное назначение дороги — обеспечить движение транспорта и пешеходов.

Дороги в населенном пункте обычно состоят из элементов, изображенных на рис. 1 и 2.

рис. 1. Дорога в населенном пункте

рис. 2. Дорога в населенном пункте

рис. 3. Дорога вне населенного пункта

На рис. 1-3 приняты следующие обозначения:1 – проезжая часть;2 – полоса движения;3 – разделительная полоса;4 – тротуар;5 – обочина.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Вне населенного пункта чаще всего вместо тротуара устраивают обочины (рис. 3). Они предназначены для пешеходов. Велосипедам, мопедам, гужевым повозкам (саней), верховым и вьючным животным разрешено движение по обочинам, если оно не создает помех пешеходам. Движение прочего транспорта по обочинам запрещено, кроме случаев, указанных в пп. 9.9 и 12.1 Правил.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств (обозначена цифрой 1 на рис. 1-3).

Трамвайные пути не относятся к проезжей части дороги, а являются ее границей (рис. 4). Однако, в ряде случаев, выезд безрельсового транспорта на трамвайные пути попутного направления, расположенные на одном уровне с проезжей частью, не является нарушением (пп. 8.5 и 9.6 Правил).

рис. 4. Разделение дороги на проезжие части

«Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Разделительная полоса (рис. 2) почти всегда приподнята над проезжей частью и чаще всего окаймлена бордюрным камнем. Достаточно часто на разделительной полосе размещают газоны, а иногда и трамвайные пути.

Трамвайные пути, расположенные на разделительной полосе, использовать для движения безрельсового транспорта не допускается (рис. 5).

рис. 5. Трамвайные пути на разделительной полосе

На рис. 6 изображен фрагмент Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Посередине дороги проходит разделительная полоса. Следовательно, на МКАД две проезжие части.

рис. 6. Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД)

При отсутствии разделительной полосы — на дороге одна проезжая часть. ВНИМАНИЕ: любые линии разметки, нанесенные на проезжей части, не являются разделительной полосой. На рис.

7 по центру дороги проходит сплошная двойная линия разметки это не разделительная полоса. Поэтому на такой дороге всего одна проезжая часть. Однако , в некоторых случаях разделительная полоса может быть организована с помощью линии разметки 1.2.

1, в этом случае линии находятся на достаточном удалении друг от друга.

рис. 7. Двойная сплошная линия разметки – не делит дорогу на проезжие части!

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

При определении количества полос учитывайте, что их подсчет ведется по всей ширине дороги (от левого тротуара или обочины до правого тротуара или обочины). Поэтому на МКАД (рис. 6) десять полос движения. А на дороге, изображенной на рис.

7, — четыре. Полоса движения предназначена для движения автомобилей в один ряд (друг за другом).

Мотоциклы могут двигаться по одной полосе и в несколько рядов, так как их ширина не принимается в расчет при определении количества полос на дороге.

Если разметка не видна или отсутствует и нет знаков 5.8.1, 5.8.2, 5.8.7, 5.8.8, то количество полос для движения, в соответствии с п. 9.1 Правил, определяется габаритными размерами автомобилей с учетом безопасного бокового интервала между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина проезжей части, расположенная слева (рис. 8).

рис. 8. Определение числа полос

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1—1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2.

На рис. 9 изображен нерегулируемый пешеходный переход.

рис. 9. Нерегулируемый пешеходный переход

Понятие «Пешеходный переход» включает в себя и регулируемые переходы, иными словами, такие, на которых порядком движения пешеходов и транспорта управляют светофоры либо регулировщики.

Рассматриваемое понятие «Пешеходный переход» охватывает только наземные переходы, то есть случаи, когда в установленных местах пешеходы переходят проезжую часть.

Однако наиболее безопасны подземные и наземные переходы, которые обозначаются знаками 5.17.1, 5.17.2 и 5.17.3, 5.17.4

При наличии в зоне видимости подземного или надземного переходов пешеходам переходить проезжую часть разрешено только по ним.

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 (рис. 10).

рис. 10. Автомагистраль

Автомагистрали — высококачественные дороги, по которым возможно безопасное движение транспорта с высокими скоростями. На них должно быть не менее двух полос для движения в одном направлении, встречные потоки отделены друг от друга разделительной полосой, пересечения с другими дорогами выполняют в виде развязок на разных уровнях (мосты, эстакады, тоннели и т. д.).

Не случайно на знаке 5.1 «Автомагистраль» изображена дорога с разделительной полосой и мост через нее. Водители могут определить принадлежность дороги к автомагистрали только по наличию знака 5.1. Иные перечисленные выше признаки не позволяют водителю делать вывод о том, что дорога, по которой он едет, является автомагистралью.

Порядок движения по автомагистралям изложен в 16 разделе Правил.

« дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей) (рис. 10, 11), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой дороге (рис. 12), либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий (рис. 18—20).

рис. 11. Варианты обозначения главной дороги

Если знаков, указанных в определении « дорога», перед перекрестком нет, а пересекающие (примыкающие друг к другу дороги) имеют твердое покрытие, то они считаются равнозначными. В этом случае пересечение грунтовых дорог также считается равнозначным.

Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает такую дорогу равной по значению с пересекаемой.

Покрытие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком предотвращает попадание грязи с грунтовой дороги на главную, выполняя функцию своеобразного половичка (рис. 12).

рис. 12. Грузовик на второстепенной дороге

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не преданная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Въезды на прилегающие территории не считаются перекрестками. Следовательно, в таких местах дорожные знаки, требования которых распространяются до ближайшего перекрестка, своего действия не прекращают.

Далее — Виды пересечений. Населенные пункты.

Уроки ПДД

Урок 1 – Общие положения

1pdd.ru

Вождение авто – это целая наука, в которой есть свой свод правил. В этой статье мы рассмотрим определение проезжей части дороги в ПДД, узнаем, какой должна быть ее ширина и другие параметры.

Основные элементы дороги – простые понятия

Итак, дорогой называют полосу, которая предназначена для передвижения транспортных средств. Она может состоять из следующих элементов: одной или нескольких проезжих частей, тротуаров, трамвайных путей, разделительных полос и обочин.

Тротуар знаком абсолютно всем городским жителям, и именно он часто становится объектом ссор с водителями, которые так и норовят припарковаться в зоне, предназначенной для пешеходов.

Обычно он отделяется от дорожного полотна при помощи газона, кустарников, деревьев, бордюров. Впрочем, габариты современных автомобилей позволяют преодолеть и большинство из перечисленных преград.

Этот элемент дороги считается необязательным, так как вне населенного пункта, на трассах тротуар отсутствует.

Следующий элемент дороги – трамвайные пути. Они тоже не являются обязательной частью дороги. В настоящее время между специалистами ведутся разговоры о возможной ликвидации трамваев. Они считаются неэкономичными. Как говорится, специалисты «лают», караван идет.

Полоса на дороге, функцией которой является разграничение смежных потоков движения, называется разделительной. Эта дорожная разметка является неотъемлемой частью автомагистрали и служит для регулировки движения и обеспечения безопасного вождения. Что касается обочины, то она примыкает к проезжей части и необходима для стоянки или осуществления остановки транспорта.

Сколько проезжих частей может включать в себя дорога?

Изучив ПДД, перейдем к вопросу возможного количества проезжих частей на дорожном полотне. Итак, стоит отметить, что здесь огромное значение имеют разделительные полосы.

Именно они осуществляют деление дороги на проезжие части. В основном, дорогу разделяют на две проезжие зоны. Цель такого разделения – повышение уровня безопасности для участников дорожного движения.

Но есть достаточно много дорог, разделенных на четыре проезжие части.

Главной дорогой в таком случае считаются две центральные полосы, а стоянки, остановки и прочие маневры выполняются на боковых частях. Саму проезжую зону делят на две полосы.

Это необходимо для совершения обгона транспортного средства и разъезда автомобилей.

Стоит отметить, что, помимо автомобилей, мотоциклов, по этой зоне могут также передвигаться велосипедисты и пешеходы (если рядом отсутствует тротуар и велосипедная дорожка).

Ширина проезжей части дороги в ПДД

Итак, рассмотрев четыре элемента дороги, перейдем к пятому и самому основному, если верить ПДД – проезжая часть. Этот элемент дороги служит для передвижения транспортных средств. Проще говоря, без него не может быть и самой дороги. Многие водители путают дорогу с проезжей частью. Они считают, что дорогой является полоса, покрытая асфальтом.

Как мы уже смогли выяснить, как раз эта полоса называется проезжей зоной, а дорога имеет более широкое понятие, которое включает и другие элементы.

Какую ширину должна иметь проезжая зона дороги? Есть ли установленные параметры? Да, есть. На самом деле они зависят от категории самой дороги. Определение ширины установлено нормами СНиП.

 Так, в населенных пунктах она составит от 2,75 метров и до 4 метров. Могут быть и исключения, например, размеры дорог в исторических частях города, обусловленные устаревшими представлениями о ширине и их назначении.

Регламент для дорог, находящихся вне населенных пунктов, следующий:

  • от 3,75 метров для проезжих частей 1 и 2 категорий;
  • 3,50 метров для 3 категории;
  • 3 метра – 4 категория.

Источник: https://starimpex.ru/raznoe/elementy-dorogi.html

Определение по ПДД что означает проезжая часть?

Ширина проезжей части дороги – основные аспекты. Из каких элементов состоит автомобильная дорога? Трамвайные пути определение по пдд

Обеспечение комфортного и безопасного продвижения — это есть одно из главных условий нахождения на дороге любых транспортных средств.

Дамба либо насыпь, плотина асфальтированная или бетонированная, мощёная бутом часть земельного участка, предназначенная для проезда транспорта — может называться дорогой.

Она состоит из следующих главных конструктивных узлов:

  • проезжий элемент дороги, бывает разделён на отдельные линии,
  • может иметься полоса, разделяющая потоки,
  • обочина,
  • тротуар (если предусмотрен),
  • трамвайный путь (в условиях города).

Чем является проезжая часть по ПДД?

В понятиях правил дорожных движений указано следующее обозначение: «Проезжая часть» — определяется, как элемент дороги, который назначен для проезда безрельсового транспорта.

Часто она покрыта асфальтом, однако это не является отличительной чертой проезжей части. По определению – это место, предназначенное для проезда автомобилей и мотоциклов.

Также она иногда оформляется другим материалом:

  • щебнём,
  • брусчаткой,
  • бутовым камнем,
  • может иметь обычную грунтовую основу.

Как распознать проезжую часть?

Тротуары имеют довольно большую ширину (могут быть даже более пяти метров), поэтому их, возможно перепутать с проезжею частью. Чтобы разделить эти понятия, нужно помнить — правила ДД гласят:

«Тротуар» — есть элемент дороги, служащий для свободного продвижения людей в нужную им сторону. Находится он неподалёку от проезжей части, в крайнем случае, может быть отделён от неё зелёным насаждением.

Пешеходная тропка отличается высотой с проезжим элементом дороги.

Когда она просто прилежит без раздельных линий, тогда, скорее всего это есть обочина. Обочиной является частичкой дороги, она соседствуюет с проезжим элементом, находящимся на одном уровне по высоте с ней.

У неё другой вид покрытия, который может выделяться разметками, поддерживать, также на ней могут быть поставлены знаки «стоянка» или «остановка».

То есть, тротуары — объекты, определяющиеся следующими признаками:

  • соседствуют с проезжей частью,
  • разделяются чем — то (знаками, або разметками, различными отметками) в части нахождения на одном уровне с проезжей частью для ТС,
  • могут являться крайней правой частью дороги,
  • но ни в коем случае не есть разделительной разметкой.

Полосы

Главным образом, для безопасности проезжие части дороги разделяют ограничительными линиями разметки на отдельные участки – полосы следования.

«Полосой следования» называется одно из параллельных направлений движения по проезжим частям, которые обозначены определёнными разметками, они обязаны иметь ширину, позволяющую безопасно продвигаться автомобилям, как минимум в одном направлении.

Особенная разметка

Продольная разметка (полосы, стрелки и другие отметки) определяют разные способы движения и порядок пересечения перекрёстков. В основном линии движения обозначаются белой линией.

Сплошная узкая полоса:

  • отделяет продвижение ТС в противоположных направлениях,
  • показывает границу полосы движения в критических местах для безопасности движения на дороге,
  • означает грань дороги, на которую въезд не разрешён,
  • также определяет место, где могут парковаться транспортные средства,
  • и окраину проезжей дороги, не относящейся к автомагистралям.

Эту полосу пересекать запрещено. Разрешается пересекать только для кратковременной остановки транспортных средств — на обочине или, в качестве исключения, при объезде препятствий.

Прерывистую разметку пересекать разрешается только в случае перестроения.

В случае отсутствия разделительной линии, водитель может сам сориентироваться с шириной полосы дороги, учитывая габариты собственного автомобиля, а также ТС, проезжающих рядом в обоих направлениях, не забывая брать во внимание также интервал между ними.

Дополнительные полосы на проезжей территории могут добавляться в местах подъема на возвышения дороги (или, например, эстакады).

Водитель не имеет право двигаться по левой полосе, если свободна правая часть дороги.

Обустройство проезжей части

Инженерные образования дорожных покрытий обычно разделяют по принципу укрепления на жёсткие (железобетонные) и прочие.

Дорожные слои по организации могут состоять:

  • из укатанных сыпучих материалов, набирающих прочность в результате уплотнения и развития сил трения (расклинки) — они удерживают отдельные частицы в слое,
  • из асфальтовых и бетонных составов, которые образуют монолитные смеси после укладки, уплотняются и затвердеваются,
  • монтируемые смешанные цементобетонные сборки из плит.

Основным качеством дорожных покрытий есть её безопасность, поэтому очень важно использовать более экономичные технологические приемы, как и комплексную механизацию.

Чтобы сделать упрочнённый грунт для дорог необходимо:

  • смешать песок с глиной в соответствующих частях,
  • далее смесь замешивают с цементом. Этот раствор укладывают на месте, толщина слоя в результате должна быть не меньше 6 см., а может больше,
  • сверху предыдущего покрытия эту дорогу накрывают небольшим количеством битума — он не даст быстро утратить влагу грунту, пока не схватится цемент,
  • существует современные смеси, называемые «макадам», которые состоят из некоторых слоёв щебёнки. Укладывая их — нужно пропитывать водой, а затем как можно тщательней укатать дорожным катком,
  • затем сверху насыпают и укатывают слой мелкозернистого щебня — это будет надёжным и достаточно прочным покрытием.

Остановка

Согласно правилам дорожного движения, стоянка или остановка возможны только под разрешающими знаками. Если же вдруг, они отсутствуют — останавливаться можно только на самом крайнем положении дороги или на обочине, дабы не иметь возможность препятствовать продвижению другого транспорта.

В крайнем случае, на короткое время можно уйти как можно правее и остановившись, включить аварийку.

Количество проезжих частей на дороге

Сколько нужно линий движения для автомобилей (безрельсовых ТС) обычно обозначается стрелками, полосой или же специальными значками.

Если же они не присутствуют, тогда водители должны сами определить ширину своей полосы движения, не забывая учитывать также габариты других транспортов, двигающихся рядом и соблюдая интервал между ними.

Ширина проезжей части

Проезжая часть дороги, имеющая асфальтированное покрытие, по стандартам должна иметь ширину не меньше семи с половиной метров.

Дороги, у которых более простейшее покрытие, могут иметь ширину дорожного полотна менее семи метров.

Подводя итог, мы можем заключить — проезжая часть призвана обеспечить безопасное продвижение безрельсовых транспортов, таких, как автомобили и мотоциклы.

Если же на ней нет обозначающих запрещающих знаков — могут находиться велосипеды и мопеды, а также велосипеды и пешеходы — при отсутствии дорожки или обочин и тротуаров.

Загрузка…

Источник: https://dorpex.ru/avtomobilnyie-sovetyi/proezzhaya-chast-opredelenie-po-pdd

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: