Предусмотренный максимальный срок погашения долговых обязательств. Формы долговых обязательств российской федерации. Понятие и формы долговых обязательств РФ

Содержание
  1. Государственное долговое обязательство
  2. Виды государственных долговых обязательств
  3. Государственные ценные бумаги
  4. Нерыночные государственные долговые обязательства
  5. Сроки погашения государственных долговых обязательств
  6. Процентные ставки по государственным обязательствам
  7. Порядок учета государственных долгов
  8. Погашение государственных долговых обязательств
  9. Понятие о составе и формах долговых обязательств
  10. Общая характеристика
  11. Какие существуют классификации
  12. По наличию субъективного признака
  13. По принадлежности
  14. По степени срочности
  15. По возможности определить размер обязательства
  16. Формы обязательств
  17. Особенности фиксирования
  18. Как отражаются в бухгалтерском учете
  19. Сроки погашения государственных обязательств
  20. Виды долговых обязательств РФ
  21. Долговые обязательства – это вид гражданских правоотношений
  22. Что такое долговые обязательства
  23. Характеристики ДО
  24. Классификация ДО
  25. Правила оформления ДО
  26. Как составляется договор займа
  27. Как оформляется долговая расписка
  28. Сроки и правила погашения ДО
  29. Срок долговых обязательств рф
  30. Государственный долг и его классификация
  31. Текущий и капитальный государственный долг
  32. Внешний и внутренний долг
  33. Виды и классификация государственного долга
  34. Методологический к расчету внешнего долга Российской Федерации
  35. Общие понятия статистики внешнего долга
  36. Структура и характеристика внешнего долга
  37. Принципы учета и охват данных

Государственное долговое обязательство

Предусмотренный максимальный срок погашения долговых обязательств. Формы долговых обязательств российской федерации. Понятие и формы долговых обязательств РФ

Государственное долговое обязательство представляют собой ценные бумаги, подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления.

Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита.

Общая сумма заимствований и составляет государственный долг страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Дефицит бюджета вынуждает правительство страны искать разные способы его погашения. Государственные долговые обязательства классифицируются в первую очередь по форме заимствований:

  • Соглашения кредитные с правительствами иностранных государств международными фондами и другими финансовыми организациями, а равно и договора, заключенные с указанными субъектами международных отношений.
  • Ценные бумаги, выпущенные органами государственного управления страны.
  • Государственные и правительственные гарантии, а также договора о поручительстве в пользу третьих лиц.
  • Признание долговых обязательств юридических и частных лиц государственным долгом с соответствующим переоформлением на основе национального законодательства.
  • Договора и иные формы соглашений о продлении и изменении порядка выплат по государственным долговым обязательствам.

Перечисленные выше формы заимствований, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние, ценные бумаги и нерыночные займы. Займы, которые производятся региональными органами власти, а также муниципалитетами на покрытие собственных расходов не имеют статуса государственных обязательств. Такой порядок существует в большинстве стран с федеративным и конфедеративным устройством.

К числу крупнейших организаций кредиторов относятся: Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Группа Мирового банка и другие.

Они обычно выделяют деньги правительствам государств на определенных условиях. Средства их формируются разными способами и чаще всего за счет взносов государств доноров.

Так, наибольший ежегодный взнос в МФО делают Соединенные Штаты Америки.

Государственные ценные бумаги

Правительства большинства стран используют и достаточно широко для привлечения средств фондовые рынки. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется в целях:

  • покрытия бюджетного дефицита;
  • компенсации кассового разрыва;
  • финансирования инфраструктурных и других дорогостоящих проектов, а также некоторых национальных программ;
  • привлечение финансовых средств до погашения процентов и тела кредита по ранее сделанным заимствованиям.

Виды ценных бумаг, эмитируемых государственными органами, соответствуют их целевому назначению:

  • Ценные бумаги долговые рассчитаны на длительные и средние сроки погашения.
  • Краткосрочные векселя государственных органов управления.
  • Целевые облигации под конкретные проекты.
  • Казначейские обязательства.

Перечисленные выше ценные бумаги, как правило, имеют свободное обращение на фондовых рынках. Более того, в международных государственных отношениях существует такое понятие, как рынок государственных обязательств участниками которого являются следующие организации:

  • частные и корпоративные инвесторы;
  • банковские учреждения и паевые фонды;
  • страховые компании;
  • пенсионные фонды государственные и иной правовой формы.

Крупнейший рынок государственных облигаций находится в Соединенных Штатах Америки. Именно это государство имеет самый большой государственный долг в мире, который два года назад превысил уровень ВВП на 8 %. Для сравнения сумма внешних и внутренних заимствований России не превышает 13, 4 %, то есть составляет не более седьмой части валового внутреннего продукта.

Нерыночные государственные долговые обязательства

Некоторые виды заимствований не могут свободно продаваться третьим лицам. В нашей стране к таким формам государственных долговых обязательств относятся:

  • Векселя Министерства финансов.
  • Целевые внутренние займы, приобретателями которых были граждане страны.
  • Долговые обязательства РФ по гарантированию накоплений населения.
  • Задолженность Правительства по кредитам ЦБ РФ.
  • Госгарантии и поручительства.
  • Долговые обязательства бывшего СССР, по которым правопреемником выступила Российская Федерация.

 Перечисленные ценные бумаги не могут быть предметом торга на биржах, по ним в большинстве случаев не начисляются проценты. Целевые займы могут быть выигрышными, а по отдельным категориям заимствований производится лишь индексирование в соответствии с объявленным официально уровнем инфляции.

Сроки погашения государственных долговых обязательств

 Условия предоставления займов правительствам могут различаться, в том числе и по периоду в течение, которого осуществляется возврат средств и процентов по ним. По срокам погашения государственные долговые обязательства делятся на следующие виды:

  • Краткосрочные. Обычно это казначейские бумаги для компенсации кассовых разрывов, возврат денежных средства по ним производится в течение календарного или финансового года.
  • Среднесрочные. Сроки погашения по ним составляют период от одного года до пяти лет.
  • Долгосрочные.

По общему правилу сроки погашения нереструктуризированных задолженностей не может превышать 30 лет.

Процентные ставки по государственным обязательствам

Заимствования правительствами стран за редким исключением осуществляются в форме кредитных средств на разных условиях. Одним из важнейших факторов, определяющих привлекательность того или иного вида государственных обязательств , является процентная ставка. Ее размер зависит от множества факторов и в том числе следующих:

  • Срока погашения. По длительным займам этот показатель значительно ниже, нежели по краткосрочным.
  • Степени доверия к государственным органам данной страны. Инвесторы идут на определенный риск, предоставляя ресурсы правительствам своего или иностранного государства. Соответственно возрастает и цена заимствований.
  • Проводимой государством экономической политики.
  • Уровень ставки рефинансирования, установленной национальным банком. Этот показатель является одним из надежных индикаторов платежеспособности государственных органов.
  • Прогнозируемого роста уровня ВВП на текущий год и на ближайшую перспективу.

Существуют и другие факторы, оказывающие определенное влияние на уровень процентных ставок по государственным долговым обязательствам. Они могут иметь объективный и субъективный характер и во многом определяются таким понятием, как ожидания рынка. Нередко государства попадают в замкнутый круг, заимствования для компенсации дефицита бюджета превышают определенный границы.

После этого правительство вынуждено проводить дополнительные эмиссии ценных бумаг для привлечения всех ресурсов во всевозрастающих масштабах. Полученные деньги идут на обслуживание предыдущих обязательств, а процентные ставки по таким видам бумаг естественным образом растут. В конечном итоге такая финансовая политика приводит к объявлению правительством технического дефолта.

Порядок учета государственных долгов

Заимствования могут осуществляться как правительством страны, так и другими органами власти, субъектами федерации и муниципалитетами. В каждой стране существует своя система учета государственных долговых обязательств. В Российской Федерации установлен следующий порядок:

  • В Министерстве финансов существует Государственная долговая книга.
  • Региональные органы власти или местное самоуправление осуществляют заимствования из доступных им источников.
  • Выданные обязательства регистрируются в Минфине.

Такой порядок позволяет учитывать все долги органов государственной власти, проводить анализ и осуществлять оперативное управление ими. Так, значительный рост внутреннего долга сделал подобные заимствования невыгодными. Ряд мер предпринятых Правительством РФ позволил перевести часть задолженности во внешнюю. Здесь условия кредитования выгоднее, нежели на перегретом внутреннем рынке.

Погашение государственных долговых обязательств

Обслуживание заимствований , сделанных правительством, осуществляется за счет средств консолидированного бюджета. Структура государственных долговых обязательств включает в себя две основных составляющих: капитальной и текущей. Первая часть представляет собой общую сумму долгов на данный момент, а вторая складывается из платежей обязательных к погашению за указанный период.

При формировании расходной и доходной части государственного бюджета, эти средства предусматриваются в так называемых защищенных статьях. Выделение средств на эти цели производится в обязательном порядке зачастую за счет других выплат.

Задержки погашения таких платежей недопустимы и подрывают доверие кредиторов к государственным долговым обязательствам. Это чревато оттоком капиталов и осложнением экономической ситуации в стране и другими крайне неприятными последствиями.

Государственные долговые обязательства одним из самых эффективных инструментом управления развитием экономики. Правительство за счет краткосрочных обязательств имеет возможность быстро ликвидировать кассовый разрыв, возникающий из-за неравномерности налоговых и иных поступлений. Погашение дефицита бюджета позволяет определенным образом воздействовать на валютный курс.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9230-gosudarstvennoe-dolgovoe-obyazatelstvo

Понятие о составе и формах долговых обязательств

Предусмотренный максимальный срок погашения долговых обязательств. Формы долговых обязательств российской федерации. Понятие и формы долговых обязательств РФ

Взаимоотношения между физическими лицами и организациями могут привести к ситуации, когда одна сторона берет у другой денежные суммы или материальные ценности с условием их возврата в будущем. Долговое обязательство – это гарантия того, что заем будет возвращен. Чтобы иметь юридическую силу, он всегда должен быть оформлен письменно с соблюдением правовых норм.

Общая характеристика

Предоставление денежных средств или материальных ценностей в качестве займа, которое сопровождается подписанием договора, приводит к образованию долговых обязательств.

ГК РФ характеризует любое обязательство, как правоотношение между физическими или юридическими лицами, когда одному следует совершить (либо наоборот не совершать) в пользу другого ряд действий. К таковым может относиться передача денег либо имущества, выполнение определенных работ и пр.

Можно выделить несколько причин, вследствие которых возникает обязательство:

  • Односторонняя личная инициатива, направленная на улучшение благосостояния иного лица.
  • Изменения законодательных и подзаконных актов.
  • Нанесение ущерба.

Т. е. можно сказать, что часть обязательств – это следствие волеизъявления сторон, а часть – результат действий третьих лиц, не участвующих в них.

Какие существуют классификации

Рассмотрим существующие виды долговых обязательств РФ. В публично-правовой системе можно выделить несколько вариантов систематизации, отталкиваясь от различных признаков.

Долговые обязательства формируются при появлении задолженности одной из сторон

По наличию субъективного признака

Обязательства делятся, исходя из объекта, которому организация задолжала денежную сумму:

  • Лицам, которые осуществляли денежные и материальные вложения в уставной капитал.
  • Персоналу предприятия (например, в виде долгов по заработной плате).
  • Третьим лицам (государственным структурам, внебюджетным фондам, контрагентам и пр.).

По принадлежности

Обязательства можно классифицировать, отталкиваясь от вида собственника, которому они принадлежат:

  • Уставной капитал, т. е. заемные средства, которые не нужно погашать в процессе деятельности предприятия.
  • Кредиты и займы, которые в процессе функционирования организации необходимо будет погасить.

По степени срочности

  • Краткосрочные. Максимальный период их исполнения составляет один год.
  • Долгосрочные. Рассчитаны на срок более 12 месяцев.
  • Среднесрочные. Их необходимо погасить в течение 3-6 месяцев.

По возможности определить размер обязательства

  • Обязательства с заранее оговоренным размером будущего погашения (например, кредитные платежи, оплата по договорам купли-продажи и пр.).
  • Обязательства, у которых заранее определить размер будущих платежей затруднительно, т. к. он зависит от действий иных лиц (например, от судебного решения и пр.).

Необходимость правильно классифицировать возникшее обязательство вызвано потребностью определения дальнейшей тактики для его прекращения.

Обязательства классифицируются по различным признакам

Формы обязательств

Анализируя современное законодательство Российской Федерации, можно определить несколько форм долговых обязательств, которые существуют на данный момент:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые заключаются Федеральным Правительством от имени государства в качестве заемщика со всевозможными зарубежными коммерческими структурами и государственными образованиями.
  • Внутренние государственные займы, которые осуществляются, если от имени РФ выпускают ценные бумаги.
  • Договоры и соглашения, которые подразумевают получение от местных (например, муниципальных) субъектов РФ ссуд и кредитов в федеральный бюджет.
  • Договоры, которые подразумевают предоставление государственных гарантий от имени РФ.
  • Соглашения и договоры, которые подписываются от имени РФ о проведении реструктуризации или продлении долговых обязательств России, которые возникли в прошлом.

Особенности фиксирования

Когда возникает необходимость зафиксировать обязательства в отчетах, то для этого нужно вносить в документы именно те суммы, которые вытекают из отчетов фирмы и имеют признание в качестве верных. Но в этом правиле есть и исключение. При расчетах с бюджетными организациями и банками следует первоначально согласовать суммы с указанными структурами.

Долговые обязательства должны быть внесены в сумму основного долга. Для этого правила также действуют исключения. Если необходимо отобразить займы и кредиты, то делать это следует вместе с суммой процентов по имеющимся долгам.

Если заем оформлялся в иностранной валюте, то при составлении отчетности его следует перевести в российские рубли и вносить в документацию именно в рублях.

При расчете налога на прибыль необходимо отталкиваться от доходности обязательств. Все проценты, начисленные по кредитам, следует отнести к внереализационным доходам и учесть при налогообложении.

Договор является одной из форм обязательств

Как отражаются в бухгалтерском учете

Долговое обязательство обязательно должно быть отражено в бухучете. Чтобы осуществить это правильно, следует обратиться к ПБУ 15/2008.

Чтобы точнее определить способ отражения в балансе, необходимо обратиться к гражданскому российскому законодательству с целью выяснения видов привлечения заемных средств. Всего ГК РФ выделяет их несколько видов:

  • Договор займа. В данном случае заимодавец передает заемщику материальные ценности или денежную сумму и обратно должен получить их в том же самом объеме. При этом составляется письменное долговое обязательство, выдаваемое заемщиком кредитору.
  • Кредитный договор. Финансовое учреждение (например, банк) передает клиенту определенную сумму денег в долг согласно договору. По истечении определенного срока заемщик обязан ее вернуть, выплатив при этом начисленные проценты. Используется безусловное долговое обязательство.
  • Товарный кредит. Одно лицо предоставляет другому материальные предметы, которые имеют между собой общие признаки. Возврат осуществляется в пределах заключенного соглашения, который действует в рамках кредитного договора.
  • Коммерческий кредит. Одна сторона передает другой в собственность денежную сумму или материальные предметы, которые объединены общими признаками. Он может предусматривать выдачу кредита (в том числе и в виде аванса, отсрочки по оплате и пр.).

Основную сумму задолженности следует отразить в бухучете в качестве кредиторской:

  • На балансе счета 66 по краткосрочным кредитам.
  • На балансе счета 67 по долгосрочным кредитам.

Обязательства должны быть зафиксированы при ведении бухучета

Но кроме основной суммы следует указать и выплачиваемые по займу проценты и прочие дополнительные расходы. Для осуществления этих целей следует руководствоваться следующими правилами:

  • Проценты следует отразить на последнюю дату месяца.
  • Если процентные выплаты согласно условиям договора должны осуществляться равномерно (а не в последний день месяца), тогда в отчете их следует обозначать именно на эти даты согласно условиям договора.
  • Дополнительные расходы в бухучете разрешено зафиксировать одномоментно или равномерно распределить на весь срок действия договора займа. Отражаются по Дебету субсчета 91 – 2 (прочие расходы).
  • При наличии инвестиционных активов их надлежит включить в Дебет счета 08. Когда работы с активами завершаются, то с 1 числа того месяца, который идет следом за окончанием работ, их переносят в Дебет субсчета 91 – 2.
  • Если предприятие работает с векселем, то проценты по нему должны быть начислены отдельно от основной суммы и распределяться равномерно в течение всего срока, пока ценная бумага находится в обращении.
  • При работе с облигациями проценты по ним надлежит начислять отдельно от основной стоимости бумаги и отражать равномерно в течение всего времени, пока облигация имеет хождение.

При составлении отчета о прибылях и убытках проценты, которые должны быть начислены по займам, следует отразить по строке 2330 «проценты к уплате».

Сроки погашения государственных обязательств

Выплата займа сопровождается подписанием договора, в котором оговариваются временные рамки, в течение которых долг необходимо вернуть. То же самое касается кредитов, предоставляемых правительствами государств.

Существуют три стандартные разновидности государственных долговых обязательств, исходя из сроков их возврата:

  • Долгосрочные. Рассчитаны на срок, превышающий пять лет.
  • Среднесрочные. Расчет по ним следует произвести в период от одного года до пяти лет.
  • Краткосрочные. Срок возврата по ним не может превышать один год (календарный либо финансовый).

Обязательство должно быть исполненного в оговоренные сроки

Согласно международным стандартам срок возврата государственных обязательств не может превышать 30 лет. Исключение составляют случаи проведения его реструктуризации.

Долговые обязательства РФ могут возникать в отношении физических или юридических лиц, международных организаций и пр. Полученные кредиты должны быть использованы в качестве внутренних и внешних активов. Госдолг РФ обеспечивается всем имуществом, которое входит в государственную казну. Сроки возврата по нему подчиняются международным нормам.

Наличие долговых обязательств, особенно государственных, может привести к серьезным последствиям. Так, любой аналитик скажет, что возникновение серьезных вооруженных конфликтов последних десятилетий – это следствие растущего американского госдолга. Поэтому понимание основ данного вопроса столь важно для любого современного человека.

Речь в видео пойдет о долговых обязательствах:

Источник: https://MoyDolg.com/obyazatelstva/vidy/dolgovye.html

Виды долговых обязательств РФ

Предусмотренный максимальный срок погашения долговых обязательств. Формы долговых обязательств российской федерации. Понятие и формы долговых обязательств РФ

1. Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным Российской Федерацией от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

3. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

4. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, привлеченным Российской Федерацией, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным Российской Федерацией;

4) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий, выраженных в валюте Российской Федерации;

5) объем иных долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, привлеченным Российской Федерацией, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам, привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.

См. все связанные документы >>>

Помимо перечисленных видов государственного долга законодатель определяет его структуру.

В юридической литературе нередко структура государственного долга отождествляется с формой его осуществления, то есть долг образуется в результате заимствований государством в различных формах.

В статье отмечается, что структура государственного долга представляет собой группировку долговых обязательств РФ по соответствующим видам:

— кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

— государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

— бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

— государственным гарантиям РФ;

— иным долговым обязательствам, ранее отнесенным на государственный долг в соответствии с законодательством РФ.

В статье особо подчеркивается, какие обязательства включаются в объем государственного внутреннего долга РФ (п. 4 ст. 98) и в объем государственного внешнего долга РФ (п. 5 ст. 98).

Долговые обязательства – это вид гражданских правоотношений

Никакие правоотношения не могли бы функционировать, если бы не было обязательств. Это определенный формат правовых взаимоотношений.

Они связывают между собой самых разных лиц – и физических, и юридических, если те планируют произвести действия, предусмотренные их обязательствами. Сфера их применения весьма обширна.

Сейчас достаточно распространены и долговые обязательства, а еще это может быть и передача имущества, и выполнение конкретных работ или оказание услуг, и компенсация понесенных расходов.

Что такое долговые обязательства

Большинство правовых нюансов, связанных с понятием обещания, подлежащего выполнению, прописаны в главе 21 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Это разновидность гражданских правоотношений. Она обязывает одну из сторон либо выполнить в пользу другой конкретные действия, либо воздержаться от них (ст. 307 ГК РФ).

Если говорить именно о долговых обязательствах (далее – ДО), то из определения ст.

307 вытекает, что в их рамках одно лицо (или должник, заемщик) должно произвести уплату денежных средств или передать определенное имущество в пользу иного лица (или кредитора).

В свою очередь, кредитор вправе выдвигать к должнику определенные требования, чтобы тот выполнил обязательства, возложенные на него. ГК РФ определяет несколько оснований, из которых возникают обязательства: сделки, договора и т. д.

Характеристики ДО

Если речь идет о коммерческих взаимоотношениях между юрлицами или ИП, то долговое обязательство означает привлечение в оборот заемных средств. Но такие гражданские правоотношения могут быть между разными сторонами. Долговые обязательства могут возникают между физлицом и юрлицом, просто между гражданами, между ИП и юрлицом, между двумя предпринимателями.

Как правило, ДО представляют собой письменный документ в свободной форме. Особенно это касается долговых взаимоотношений между физлицами.

Он составляется и подписывается сторонами при оформлении кредита либо займа. Его обязательные параметры: сумма заемных средств и срок, на который они предоставляются.

Включаются и дополнительные условия, например, стоимость кредита, процентная ставка и т. д.

Классификация ДО

Это достаточно обширный круг обязательств. При их оформлении нужно учитывать различные факторы. Виды долговых обязательств можно классифицировать следующим образом.

РазновидностиПримеры
В зависимости от формы договора.Это товарный, коммерческий, бюджетный и т. д. договор. Заём может осуществляться в итоге в денежной либо товарной форме. А также в формате предоплаты, аванса, предоставления отсрочки или рассрочки оплаты. На реализацию ДО это никак не влияет. Суть остается неизменной: заемщик обязан вернуть в условленный срок кредит, а кредитор вправе затребовать погашение задолженности по истечению данного срока.
В зависимости от способа привлечения кредитных ресурсов.Например, для юридических лиц одной из распространенных форм ДО являются векселя или облигации.
В зависимости от сроков погашения задолженности (2 вида).Если срок действия ДО менее года, то они относятся к краткосрочным. Когда заемщик обязуется погасить долг в течение одного-пяти лет, то обязательства можно характеризовать как среднесрочные. При внесении в договор условий о погашении долга в срок от пяти до 20 лет ДО приобретает свойства долгосрочного.
Со сроками погашения задолженности связано и еще одна классификация ДО. В этом случае рассматривается параметр соблюдения указанных в договоре сроков. В зависимости от этого ДО может быть срочным, просроченным либо отсроченным.

В первом случае обязательства являются действующими, поскольку срок погашения еще не наступил либо был официально пролонгирован.

Во втором случае все установленные договором сроки уже истекли, а заемщик не обращался с просьбой о пролонгации либо получил отказ. В третьей ситуации исполнение ДО официально откладывается по каким-либо уважительным причинам.

Так решить может, например, суд. Фактически происходит пролонгация действия ДО, но по решению не самого кредитора, а сторонней организации.

Правила оформления ДО

В зависимости от сторон, который вступают в такие гражданские правоотношения, выбирается и формат ДО. Физлица или ИП не могут выпускать облигации либо векселя.

Так что наиболее распространенными формами ДО в настоящее время для них выступают договора займа или долговые расписки. Первый вариант чаще используется, когда одной из сторон выступает юридическое лицо или ИП.

При взаимоотношениях просто граждан чаще применяется формат долговых расписок.

Однако многие эксперты считают, что договора займа имеют свои преимущества, а потому их можно рекомендовать использовать и физлицам. Плюсы, прежде всего, в том, что договор займа снижает риски и в то же время делает процедуру более простой.

Долговые расписки составляются непосредственно в момент передачи денег. Не имеет значения, происходит это в наличной или безналичной форме.

Желательно, чтобы эта процедура проходила в присутствии свидетелей, которые либо засвидетельствуют данный факт подписями в документе, либо готовы подтвердить его в случае необходимости своими свидетельскими показаниями.

Как составляется договор займа

Для оформления и подписания нет необходимости в привязке к моменту передачи денег. В тексте документа прописывается, что передача денежных средств производится в определенные сроки и на неких условиях. В договоре указывают:

  • паспортные данные сторон или реквизиты других документов, удостоверяющих личность;
  • персональные сведения, которые могут иметь значение для получения займа;
  • точную сумму заемных средств;
  • сроки действия ДО;
  • проценты по долговым обязательствам;
  • ответственность за срыв сроков или неисполнение иных условий договора;
  • способы разрешения спорных вопросов;
  • банковские реквизиты при безналичных расчетах.

В текст договора могут быть включены и иные условия. Например, можно прописать возможность замены заемных денежных средств при возврате долга на какое-то конкретное имущество и т. д. Чем полнее будет текст документа, тем меньше риски невозврата заемных средств.

При подписании договора займа не требуются свидетели. Это самодостаточный документ.

Как оформляется долговая расписка

Граждане чаще всего все-таки ограничиваются именно ими, оформляя ДО. Это также письменный документ, который составляется в свободном формате. Четко установленной формы для расписок не разработано.

Оформление расписки – это дело сугубо добровольное, но только до определенной суммы заемных средств. При ДО, размер которого десятикратно превышает текущий МРОТ, письменный документ должен быть составлен в обязательном порядке. В соответствии с ним будет в дальнейшем производиться исполнение обязательств. Это означает, что в тексте следует прописать:

  • сумму обязательств;
  • сроки и условия возврата средств;
  • их использование (процентная ставка, если таковая предусмотрена); если заём беспроцентный – это обязательно фиксируется в тексте;
  • ответственность заемщика;
  • права кредитора при невыполнении заемщиком условий договора.

Закон не предъявляет обязательных требований к оформлению ДО. Они могут быть зафиксированы в простой письменной форме либо заверены у нотариуса. Юридическая сила у них равнозначная, но удостоверение у нотариуса значительно повышает для кредитора шансы на выигрыш при судебных разбирательствах.

Кроме того, письменный документ, подтверждающий ДО, также должен содержать максимально полные идентификационные данные сторон.

Это позволит более оперативно привлечь заемщика к ответственности при отказе от выполнения условий ДО. Всё оформление следует производить только так, как предусмотрено действующим законодательством.

Участники сделки по ДО должны быть дееспособными, а сама она заключаться только на добровольной основе.

Сроки и правила погашения ДО

Данный вид обязательств относится к разовым сделкам. Для них свойственны обязательные условия возвратности и срочности. Это означает, что в письменном документе вне зависимости от его формы (договор или расписка) надо прописать срок, по истечению которого задолженность должна быть погашена заемщиком, а заемные средства – возвращены кредитору.

Если заемщик полностью признает свое ДО, но в силу объективных обстоятельств не в состоянии погасить его в установленные сроки, то возможно заключение дополнительного соглашения сторон. В нём можно предусмотреть перенос сроков погашения полной суммы долга. Также может быть принято решение об уплате задолженности в рассрочку, то есть частями в течение определенного времени.

Такое соглашение, как правило, выгодно обеим сторонам. Заемщик получает отсрочку. В свою очередь кредитор сможет заново вести отсчет срока исковой давности (три года) уже с даты подписания допсоглашения. К тому же новый документ укрепляет его позиции в случае судебного процесса, поскольку служит еще одним документальным подтверждением факта ДО.

ДО в виде долговой расписки после полного выполнения всех условий, прописанных в ней, возвращается к заемщику. Обязательства считаются погашенными. Кредитор обязан подтвердить данный факт в письменной форме.

Если же заемщик уклоняется от погашения задолженности, дело, скорее всего, перейдет для рассмотрения в суд. Здесь кредитор уже вправе будет запросить не только возврат суммы долга, но и выплату компенсации за пользование чужими средствами. На заемщика могут быть наложены и иные штрафные санкции.

Долговые обязательства являются законным и достаточно простым способом защитить свои права как заемщику, так и кредитору. Правила оформления понятны даже гражданам, которые не обладают значительным багажом правовых знаний. Однако при фиксировании ДО всё равно не следует отступать от требований закона, чтобы минимизировать возможные риски.

Срок долговых обязательств рф

Источник: https://lepshin-lawyer.ru/vidy-dolgovyh-obyazatelstv-rf/

Государственный долг и его классификация

Предусмотренный максимальный срок погашения долговых обязательств. Формы долговых обязательств российской федерации. Понятие и формы долговых обязательств РФ

Государственный долг является суммой выпущенных, но не погашенных еще государственных займов, которые начисляются с процентами. Данная сумма должна выплачиваться вместе с процентами через определенный срок или к определенной дате.

Текущий и капитальный государственный долг

Капитальным государственным долгом называют всю сумму выпущенных и не погашенных государственных долговых обязательств, к которым относятся начисленные по ним проценты на определенную дату.

Текущим государственным долгом называют расходы по выплате кредиторам доходов по всем государственным долговым обязательствам, время которых наступило.

К общегосударственному долгу России относится федеральный долг (долги Правительства РФ), долг муниципальных образований и государственный долг субъектов страны.

Внешний и внутренний долг

В зависимости от вида валюты государственный долг подразделяется на внешний (выражается в иностранной валюте) и внутренний (выражается в валюте РФ).

Внешним долгом является долг иностранным государствам, лицам, организациям. Для страны он очень обременителен, так как необходимо отдавать товары, ценное сырье, оказывать определенные услуги для оплаты процентов и погашения долга.

Если по внешнему долгу платежи составляют в диапазоне 20 – 30% от деятельности внешнеэкономического направления, то страну относят в разряд должников, а привлекать новые займы для такого государства будет довольно затруднительно.

Внутренним долгом государства является долг своему населению. Сюда относятся долговые обязательства правительственных органов перед физическими, юридическими лицами.

Виды долговых обязательств государства:

  • Государственные займы, которые осуществлены посредством выпуска от имени Центрального банка или правительства ценных бумаг.
  • Полученные правительством кредиты.
  • Иные долговые обязательства, которые гарантированы Правительством РФ.

Виды и классификация государственного долга

Внешний и внутренний государственный долг являются наиболее значимыми позициями в классификации государственных долговых обязательств по источнику заимствования.

В России учет долговых обязательств в валюте иных стран осуществляется в составе внешнего долга. В рублевом эквиваленте долговые обязательства входят в состав внутреннего долга.

В настоящей классификации кроме валюты займа может учитываться и иной признак – категория кредиторов (нерезиденты или резиденты) и держатели государственных ценных бумаг.

В зависимости от периодичности погашения, обслуживания обязательств выделяется в составе государственного долга его капитальная и текущая составляющая.

Под капитальным государственным долгом понимаются все выпущенные и непогашенные долговые государственные обязательства, куда входят проценты, начисленные по данным обстоятельствам.

В текущий долг входят государственные долговые обязательства, срок погашения уже наступил по которым.

Пассивный и активный государственный долг – это такая характеристика долгов, которая зависит от их социально-экономического показателя и использования в виде инструментария экономической государственной политики.

К активной составляющей государственного долга относятся заимствования, которые размещаются для финансирования определенных социально-экономических программ, а также инвестиционных проектов, реализуемых на среднесрочный и долгосрочный период.

Под пассивным государственным долгом понимается получения займов для финансирования покрытия дефицита бюджета и текущих расходов.

Для характеристики общего положения долговой государственной зависимости определенное значение имеет понятие чистого долга государства – отрицательного или положительного значения, которое определяется при помощи вычитания из зарубежных активов и общего объема долговых обязательств суммы долгов иных стран перед этим государством. На практике зачастую применяется понятие «чистых заимствований» в виде разницы между получением и погашением долгов.

Если говорить про совокупный объем долговых обязательств и учитывать разный уровень управления ими, можно выделить понятие общегосударственного, государственного и муниципального долга. В общегосударственный долг входит задолженность не только России, но и ее субъектов с муниципальными образованиями.

Получается, что построить классификацию государственного долга можно с помощью нескольких детализированных уровней, что имеет существенное значения для полного и корректного учета долга государства и эффективного управления им.
Больше информации в сфере экономике: economista.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a96e372ad0f223b0cb55b84/gosudarstvennyi-dolg-i-ego-klassifikaciia-5aba91a6a936f4f8a53843e0

Методологический к расчету внешнего долга Российской Федерации

Предусмотренный максимальный срок погашения долговых обязательств. Формы долговых обязательств российской федерации. Понятие и формы долговых обязательств РФ

Концептуальной и методологической основой статистики внешнего долга является совместный документ международных организаций «Статистика внешнего долга: руководство для составителей и пользователей», а также шестое издание «Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» МВФ (далее — РПБ6).

Общие понятия статистики внешнего долга

В соответствии с международной методологией внешний долг на отчетную дату представляет собой непогашенную сумму текущих безусловных обязательств резидентов Российской Федерации перед нерезидентами в виде основного долга и начисленных на отчетную дату процентов, подлежащих погашению в будущем.

Понятие резидентной принадлежности в статистике внешнего долга соответствует РПБ6: институциональная единица является резидентом Российской Федерации, если экономическая территория Российской Федерации является центром ее преобладающего экономического интереса. Институциональные единицы объединяются в институциональные секторы.

Статистика внешнего долга охватывает все виды задолженности всех секторов экономики перед нерезидентами, независимо от того, в какой валюте номинирована эта задолженность, и формы ее погашения. В статистику внешнего долга также включаются данные о просроченной задолженности, которая учитывается вместе с тем финансовым инструментом, по которому она возникла.

Ключевой характеристикой долга является безусловное обязательство должника осуществить выплату основного долга и процентов, поэтому внешний долг не включает гарантии, открытые кредитные линии и прочие условные обязательства, а также инструменты участия в капитале.

Исключением являются привилегированные акции, принадлежащие нерезидентам, которые классифицируются в качестве компонента внешнего долга и включаются в долговые ценные бумаги. Позиции по производным финансовым инструментам не учитываются в данных по внешнему долгу.

Структура и характеристика внешнего долга

Данные о внешнем долге классифицируются следующим образом:

  • По институциональным секторам и подсекторам: органы государственного управления, в которых отдельно выделяются федеральные органы управления и субъекты Российской Федерации; центральный банк; банки; прочие секторы, которые подразделяются на другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и НКОДХ (некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства).

Существует также секторальная классификация данных о внешнем долге Российской Федерации с использованием понятия государственный сектор в расширенном определении.

В отличие от классификации на основе институциональных секторов, государственный сектор в расширенном определении включает внешнюю задолженность органов государственного управления, центрального банка и институциональных единиц банковского и прочих секторов, которые являются государственными корпорациями. К последним относятся банки и небанковские корпорации, в которых органы государственного управления и центральный банк напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных институциональных единиц, не подпадающих под это определение, классифицируются как внешний долг частного сектора.

  • По срокам погашения — краткосрочные обязательства (с первоначальным сроком погашения один год и менее или выплачиваемые по требованию) и долгосрочные (с первоначальным сроком погашения свыше одного года и срок погашения по которым отсутствует).
  • По видам долговых инструментов — долговые ценные бумаги, ссуды и займы, торговые кредиты, текущие счета и депозиты, прочие обязательства. Финансовый лизинг классифицируется как ссуды и в отдельных презентациях выделяется в самостоятельную позицию.
  • По валютам — внешний долг в национальной валюте и в иностранных валютах. Долг в национальной валюте определяется как долг, номинированный в национальной валюте. Остальной долг представляет собой долг в иностранной валюте.
  • По функциональным категориям — в некоторых презентациях в отдельную позицию выделяются данные о долговых обязательствах в рамках отношений прямого инвестирования, которые подразделяются на:
    • инвестиции прямого инвестора в долговые инструменты предприятия прямого инвестирования;
    • инвестиции предприятия прямого инвестирования в долговые инструменты прямого инвестора (обратное инвестирование);
    • инвестиции в долговые инструменты между сестринскими предприятиями.

Принципы учета и охват данных

Статистические данные о внешнем долге Российской Федерации формируются в долларах США. При расчете остатков иностранных обязательств на начало и конец отчетного периода, если они номинированы в других валютах, производится пересчет в доллары США с использованием курсов и кросс-курсов, установленных Банком России на эти даты.

Долговые обязательства резидентов оцениваются следующим образом.

      • Торгуемые долговые инструменты (эмиссионные ценные бумаги):
        • органов государственного управления — в сумме непогашенной части основного долга;
        • банков и прочих секторов — по рыночной стоимости.
      • Неторгуемые долговые инструменты:
        • органов государственного управления, центрального банка и банков — как сумма непогашенной части основного долга и начисленных процентов;
        • прочих секторов — как сумма непогашенной части основного долга.

Задолженность федеральных органов управления представлена двумя категориями: «Новый российский долг» и «Долг бывшего СССР».

Новый российский долг:

      • кредиты, привлеченные от международных финансовых организаций;
      • кредиты, привлеченные от правительств иностранных государств;
      • еврооблигации, выпущенные Правительством Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте и в российских рублях, находящиеся в собственности нерезидентов;
      • облигации федерального займа, номинированные в российских рублях, находящиеся в собственности нерезидентов;
      • прочая задолженность по текущим операциям.

Долг бывшего СССР:

      • задолженность по кредитам, привлеченным СССР от стран — членов Парижского клуба кредиторов;
      • задолженность по кредитам, привлеченным СССР от официальных кредиторов из социалистических стран;
      • задолженность по кредитам, привлеченным СССР от прочих официальных кредиторов;
      • прочая задолженность СССР по клиринговым счетам, товарным кредитам, аккредитивам, по кредитам, привлеченным внешнеторговыми организациями.

Задолженность субъектов Российской Федерации:

      • задолженность по кредитам, привлеченным субъектами Российской Федерации из-за рубежа;
      • облигации, эмитированные на внутреннем и внешнем рынке субъектами Российской Федерации, находящиеся в собственности нерезидентов.

Задолженность центрального банка:

      • задолженность по кредитам, включая прямые РЕПО, заключенные Банком России с нерезидентами;
      • наличная национальная валюта;
      • депозиты, размещенные нерезидентами в Банке России; задолженность Российской Федерации перед Международным валютным фондом по распределенным СДР (специальные права заимствования).

Задолженность банков:

      • кредиты — средства, привлеченные банками от нерезидентов, не являющихся банками, по сделкам с ценными бумагами, переданными без прекращения признания (прямые РЕПО);
      • текущие счета и депозиты, размещенные в банках нерезидентами. В данную категорию включаются кредиты и иные заемные средства, привлеченные от банков-нерезидентов;
      • долговые ценные бумаги и привилегированные акции, эмитированные банками, находящиеся в собственности нерезидентов;
      • прочая кредиторская задолженность — задолженность по выплате дивидендов, задолженность, возникшая в результате уступки прав требования, прочая задолженность.

Задолженность прочих секторов:

    • кредиты и депозиты — задолженность по кредитам, привлеченным финансовыми организации (кроме банков), нефинансовыми организациями и домашними хозяйствами от нерезидентов, задолженность по прямым РЕПО, текущие счета и депозиты небанковских кредитных организаций, привлеченные от нерезидентов;
    • долговые ценные бумаги и привилегированные акции, эмитированные финансовыми организации (кроме банков) и нефинансовыми организациями, находящиеся в собственности нерезидентов;
    • торговые кредиты — кредиторская задолженность перед нерезидентами по операциям, связанным с поставками товаров и оказанием услуг;
    • задолженность по финансовому лизингу — задолженность по договорам аренды (лизинга) оборудования, полученного от нерезидентов, на срок более 1 года;
    • прочая задолженность — задолженность по выплате дивидендов; обязательства страховых компаний, возникающие при заключении договоров страхования с физическими и юридическими лицами — нерезидентами; обязательства страховых компаний, возникающие при заключении договоров перестрахования со страховыми организациями-нерезидентами; задолженность, возникшая в результате уступки прав требования нерезидентам; прочая кредиторская задолженность.

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 23.08.2019

Источник: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/meth-kom-debt/

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: