Правовые принципы в конституции рф. Конституционные принципы рф

Принципы правового статуса личности, закрепленные Конституцией РФ

Правовые принципы в конституции рф. Конституционные принципы рф

Принципами правового статуса личности являются:

  • всеобщность и неотчуждаемость;
  • непосредственное действие;
  • гарантированность и защищенность;
  • равенство.

Всеобщность и неотчуждаемость

Первостепенные права личности имеют внегосударственное происхождение, они относятся к естественному праву. Эти права даются человеку от рождения, благодаря естественным правам государство не имеет абсолютной власти над человеком. Человек может существовать свободно, индивидуально и автономно.

Государство обязано уважать фундаментальные права человека и гарантировать их. Лишить гражданина этих прав невозможно, государством могут нарушаться, подавляться права при существовании соответствующего режима, но они все равно будут существовать независимо от того, признаны они государством или нет.

Определение 1

Неотчуждаемость – права человека, которые нельзя отнять, они абсолютны. Обязанность государства гарантировать процессы их реализации и правовой защиты.

К конституционным принципам правового статуса личности относится всеобщность, которую можно рассматривать как обладание правами от рождения. Не имеет значения, записаны они в конституционных положениях или нет.

Субъектами таких прав являются все люди, неважно гражданство какой страны они имеют, если они находятся на территории России, то обладают данными правами.

Замечание 1

Конституционные права и свободы имеют несколько особенностей. Они никогда не прекращают своего действия, никто не вправе лишить человека его основных прав. Если сам человек решил отказаться от прав, ему никто не может воспрепятствовать, но он в любой момент может вернуться к их реализации.

Непосредственность действия

Принцип непосредственного действия прав и свобод выражается в том, что независимо от существования правовых актов, которые детализируют реализацию прав, органы законодательной, исполнительной и судебной власти обязаны неукоснительно их соблюдать. Конституция РФ определяет:

Определение 2

Основные права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Поведение человека в обществе регулируется правовыми нормами, которые являются закреплением прав и свобод.

Конституционные права носят неоднородный характер. Есть права, которые не нужно дополнительно регламентировать, например, свобода мысли, творчества, доступ к культурным ценностям.

Непосредственность действия не исключает того, что некоторые права могут конкретизироваться правовыми актами для упорядочивания их осуществления. Например, свобода совести конкретизируется ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Рассматриваемый нами принцип является программой развития российского законодательства. 

Законодатель ограничен основными правами при разработке гражданских и политических правовых актов. Человек всегда индивидуален, автономен и политически активен.

Социальные, экономические, культурные права реализуются различными способами – принятием актов законодательства или мерами по обеспечению прав и свобод граждан, осуществляемыми Правительством РФ.

Замечание 2

Принцип непосредственного действия, утверждает то, что человек имеет основные права независимо от того регламентированы они законодательством или нет, он может защищать их всеми допустимыми законом способами.

Правосудие является основным гарантом прав и свобод. Суды могут прямо ссылаться на конституционные нормы. Это положение отсутствовало в Конституциях советского периода. Судебная практика показывает, что суды нередко ссылаются на конституционные положения:

  • когда конституционные нормы не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона;
  • когда ФЗ противоречит конституционным нормам;
  • когда закон субъекта РФ противоречит конституционным нормам.

Если суд испытывает затруднения по поводу конституционности того или иного правового акта, он имеет право обратиться с запросом в Конституционный суд РФ.

Опиши задание

Равенство

Принцип равноправия имеется во всех классификациях системы принципов прав и свобод. В нем заключается сущность правового статуса личности, поэтому роль этого принципа особенная.

Принцип равенства не допускает дискриминации. Но граждане находятся не в равном положении, и закон призван учитывать это.

Конституционные нормы не допускают ущемления прав и свобод при трудоустройстве, медицинском обслуживании, в осуществлении избирательных, жилищных, земельных прав. Государство предоставляет льготы различным категориям: нациям, социальным группам.

Определение 3

Равноправие – равенство в наиболее существенных правах, которое признается государством.

Различия естественного характера могут повлечь за собой некоторые изменения в правах. Люди различаются по полу, возрасту, национальности и пр. Но внутри социальных категорий людей права равны. Например, все дети имеют равные права, все инвалиды имеют равные права и т.д.

Замечание 3

Государством наложен запрет на любые формы дискриминации, то есть определенная категория людей не должна находиться в менее комфортных условиях, чем другие.

Защита прав и свобод

Основные права человека могут быть защищены только в развитом государстве.

Замечание 4

Права и свободы человека – это высшая ценность, и их защита – обязанность государства. Это положение закреплено в Конституции РФ, где речь идет о демократическом правовом государстве

Государство обеспечивает осуществление прав, создает систему их защиты, устанавливает юридические процедуры такой защиты.

В России действует многоканальная система обеспечения прав и свобод. Каждый человек свободно выбирает способ защиты своих прав, если они нарушены. Государство дает гарантию равных возможностей защищать свои права для всех.

Государство несет ответственность за издание неправовых законов, за неправомерные действия государственных органов и должностных лиц. Государство не должно быть выше права и закона, это достигается при наличии высокой правовой культуры в обществе. Главенство закона – главная гарантия прав и интересов народа.

Вывод 1

Конституционные принципы основ правового статуса личности являются отражением социально-экономических, политических и правовых закономерностей развития государства. Они определяют содержание российского законодательства, обеспечивают взаимосвязь правовых норм, способствуют полной реализации прав и свобод человека, гарантируют их защиту.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/printsipy-pravovogo-statusa-lichnosti/

Конституционные принципы. Конституционно-правовое регулирование

Правовые принципы в конституции рф. Конституционные принципы рф

Деятельность всех современных государств подчинена определенным рамкам, которые существуют как на международном, так и на локальном уровне. Но далеко не всегда существовал подобный порядок. Истории известны моменты, когда жизнь человека ничем не регламентировалась и была подвластна лишь воле случая.

Конечно, подобное состояние дел не могло обещать ничего хорошего. С развитием социальных формаций происходило изменение механизма общественного регулирования. По сути, люди создавали новые способы управления собой. Появление государств обусловило необходимость подобного рода регулирующих механизмов.

Одним из них стало право.

Данная совокупность санкционированных норм морали зарекомендовала себя наилучшим образом. Ведь она наиболее полно регулирует отношения внутри общества, а также его взаимодействие с органами власти в стране. При этом была разработана основа юридических отношений в том или ином государстве.

Ею, в зависимости от конкретной правовой системы, является конституция. В Российской Федерации основной закон также присутствует. Этот нормативный акт имеет высшую юридическую силу и иные характерные особенности.

Непосредственное регулирование общества и возникающих в нем отношений конституция реализует посредством принципов, характеристика которых будет представлена далее в статье.

Общее понятие конституции

Существующий в Российской Федерации и других странах юридический порядок во многом разработан благодаря основному закону – Конституции. По сути, этот документ представляет нормативно-правовой акт высшей юридической силы.

Главной особенностью конституции является тот факт, что она закрепляет или же учреждает основные цели деятельности и создания государства как субъекта правоотношений. Исторически основной закон был известен уже в Древнем Риме.

Одна из первых конституций была создана таким деятелем, как Сервий Тулий. В ней закрепились основные нормы, которыми регулировали некоторые общественные проблемы.

В период Нового времени многие государства принимают конституции для нормализации политического положения и закрепления человеческих прав. Примером тому являются основные законодательные акты Речи Посполитой, Соединенных Штатов Америки, Франции и т.п.

Виды основного закона

Конституционные принципы во многом зависят от формы выражения норм наивысшего государственного акта. На сегодняшний день выделяют две основные формы, а именно:

Первый вид конституций характеризуется тем, что основной закон закрепляется в едином нормативном документе или же в нескольких законах. В Российской Федерации главный нормативный акт существует именно в такой форме.

Неписанные конституции представляют собой совокупность норм, которые разбросаны по разным отраслевым законам. При этом нормативные акты могут быть как общей направленности, так и специальной. Во многих государствах существует понятие «конституционный закон».

Этот НПА выдается по наиболее важным вопросам и содержит в себе основополагающие принципы и нормы.

Если говорить конкретно о Конституции Российской Федерации, то она является писанным актом высшей юридической силы. Её приняли в 1993 году. В законе закреплены основы политико-правового строя РФ, а также порядок возникновения основных органов государственной власти.

Структура Конституции включает в себя следующие структурные элементы, а именно: преамбулу, первый раздел (9 глав), второй раздел. Свое действие основной закон распространяет на территорию всего государства.

Большое значение в данном случае отыгрывают конституционные принципы, которые, по сути, являются основой всей юридической системы государства.

Что такое принципы основного закона?

В юридической науке, принципы – это основополагающие идеи, на которых строится конкретное правовое явление. Конституция в данном случае является «фундаментом» юридической системы государства, о чем уже указывалось ранее.

Поэтому её основы, по сути, касаются также иных правовых отраслей. Таким образом, конституционные принципы – это ключевые положения основного закона, которые характеризуют его как таковой.

В большей части конституционные идеи отражают факт взаимодействия человека и государства.

Группы принципов

Конституция 1993 года состоит из большого количества различных исходных идей. Все они в той или иной степени закрепляют определенный спектр прав и свобод человека в отдельных сферах деятельности.

Однако существуют конституционные принципы, которые регулируют деятельность, например, конкретных ветвей власти.

Учитывая данные особенности, можно выделить определенные группы исходных положений основного закона, например:

  • принципы правового статуса личности;
  • конституционные принципы организации государства;
  • принципы осуществления правосудия.

Все группы являются систематизированными. Они объединяют в себе основную суть и формы правоотношений того или иного характера. При этом абсолютно все группы важны для общества и государства, ведь на их основе строятся современные политические тенденции.

Юридический статус человека и гражданина

Безусловно, основой любой страны является её народ. Без этого элемента государство, по сути, не существует. Поэтому правовой статус человека и гражданина закрепляется в ключевом акте Российской Федерации.

Следует отметить, что каждый индивид имеет спектр неотъемлемых свобод, которые даются ему от рождения. Помимо того, некоторые права входят в «пакет» гражданской связи человека и страны, гражданином которой он непосредственно является.

В РФ правовой статус человека и гражданина является системой, которая состоит из следующих принципов:

  • Все институты системы правомочий личности являются учредительными. Это значит, что они проявляются в существующих юридических отраслях. Однако, как мы знаем, любая отрасль, в свою очередь, должна отвечать Конституции России. В этом и проявляется принцип учредительности. То есть экономические права, гражданские, социальные, экологические и все остальные, входящие в основу статуса личности, исходят от основного закона.
  • Права и свободы граждан, людей являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Данный принцип развивался на протяжении многих столетий. В его основе лежит философия о том, что каждый человек при рождении обретает определенный спектр свобод, которые никто не может у него отнять. Потому что природные права изначально характеризуют субъекта как одну из сторон общественных правоотношений. Каждый человек владеет некоторыми свободами. Например, во многих конституциях основными считаются экономические права, а также политические, гражданские и т.п.
  • Универсальным принципом правового статуса личности, безусловно, является равноправие всех людей. Следует отметить, что представленная основа существует в законодательствах иных стран, где процветает демократический строй. В Российской Федерации принцип равноправия также включен в основной закон. При этом существует множество научных интерпретаций данного юридического явления. Согласно наиболее «классической», равноправие – это форма выражения равновесия юридического характера, которая проявляется в полной гармонии и сочетании интересов и прав конкретных людей, общностей, социальных групп и т.п. Помимо того, представленный термин характеризует одинаковое положение сторон в тех или иных общественных отношениях. Проявление принципа равноправия можно увидеть в равности мужчин и женщин, рас, национальностей и т.п.
  • Равноправие очень тесно переплетается с принципом гуманизма. Его суть состоит в том, что человек, а также его права и свободы являются высшими ценностями в государстве. То есть, исходя из данной нормы, можно сделать вывод о том, что власть в стране гарантирует реализацию и поддержание людских правомочий.
  • Достаточно интересным является принцип общей доступности прав и свобод. Он наиболее явно проявляется в возможности каждого гражданина избирать и быть избранным в представительные органы власти державы.

Таким образом, права и свободы граждан не только учитываются в основном законе, но еще и гарантируются. Именно благодаря конституционным принципам данной направленности люди в РФ могут вступать в правоотношения и создавать новые.

Большое значение на сегодняшний день имеет государственная организация страны. Основополагающие принципы конституции в данном случае обеспечивают ту внутреннюю систему РФ, которую все мы привыкли видеть.

При этом основы построения государства касаются не только граждан и социальных групп, а непосредственно страны. В данном случае последний элемент представлен в виде механизма, который функционирует благодаря многим взаимосвязанным факторам.

Таким образом, существуют следующие принципы организации государства:

  • Демократизм является ключевым принципом построения современной державы. Он проявляется в свободе волеизъявления, доступе к государственной службе, свободе слова и т.п. Данный принцип проявляется в 1 статье Конституции России. Помимо того, он подразумевает собой республиканскую форму правления, при которой власть не сосредоточена в руках единой верхушки.
  • Конституция 1993 года содержит в себе принцип разделения властей. Согласно его положениям, управление страной разделено между тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Принцип разделения властей был создан еще во времена Великой французской революции. На сегодняшний день он является основой демократического режима в любой стране и, в частности, Российской Федерации. Он наглядно проявляется в существовании парламента, правительства и системы судов. Данная структура государственных органов показывает принцип разделения властей в действии.
  • Одним из конституционных принципов является народовластие. Данное положение содержит в себе несколько особенностей государственного строя России. Во-первых, основным источником власти, согласно данному принципу, является народ РФ. Во-вторых, управление государством народ реализует через выборные органы и своих представителей. С точки зрения демократического строя, народовластие является классическим признаком свободы и равенства.
  • Согласно Конституции, Россия – суверенное государство. То есть её территория неделима, что исключает любые посягательства со стороны иных субъектов международных отношений. Помимо того, суверенитет Российской Федерации обеспечивает действие федеральных законов на всей её территории.
  • Территориальное деление в РФ является федеративным. При этом субъекты государства равны в своих правах и имеют частичную автономию.
  • Конституция России подразумевает светский характер государства. Это значит, что в стране не существует обязательной религии. При этом в статье 14 закреплена свобода религиозных объединений, которые являются равными перед законом.

Представленные принципы составляют 14 главу действующей Конституции Российской Федерации. Они играют одну из ключевых ролей в процессе построения государства, ведь на основе данных основополагающих норм существуют многие конституционные институты, а именно: президентство, парламентаризм, законность и т.п.

Понятие правосудия

В любом государстве существует правосудие и органы, которые его исполняют. Данная отрасль жизнедеятельности человека основывает одну из ключевых ветвей власти.

Отсюда следует, что правосудие должно осуществляться на основе четкого законодательного регламента. Потому что эта деятельность непосредственно касается прав и судеб многих людей.

Тот факт, что правосудие – это ветвь власти, обуславливает её конституционно-правовое регулирование. То есть представленное явление регламентируется нормами основного закона.

Принципы осуществления правосудия в РФ

Правосудие в России реализуется через отдельные принципы, закрепленные в основном законе.

  • Исключительно органам судебной ветви власти, которые функционируют в установленном действующем законодательством порядке, разрешено осуществление правосудия. Основой нормативного регулирования этой сферы являются такие НПА, как ФЗ «О судебной системе РФ» и, конечно же, Конституция России.
  • В своей деятельности суды подчиняются исключительно положениям Конституции и федерального законодательства. В данном случае прямо проявляется принцип законности. Следует помнить, что правосудие основывается на гражданском, административном, уголовном и конституционном законодательстве. При этом не допускаются какие-либо отклонения от установленных официальными нормативными актами процедур.
  • Судьи реализуют свою деятельность на основе полной самостоятельности и независимости. Это значит, что никто не может влиять на представителя закона или каким-нибудь образом координировать его действие с целью получения необходимого решения.
  • Правосудие в России осуществляется по принципу равноправия сторон в процессе состязательности. Это значит, что каждый участник имеет право собирать и представлять доказательства, строить свою правовую защиту и взаимодействовать с соответствующими органами для получения необходимых процессу данных. При этом стороны правосудия не могут угнетаться каким-либо образом по расовому, национальному, половому или возрастному признаку.
  • Одним из главных судебных принципов является презумпция невиновности. Это значит, что никто не может быть признан виновным в чем-либо, если его вина не доказана в установленном законом порядке.

Конечно, представленный перечень не отражает абсолютно все принципы осуществления правосудия в России. Однако указанные исходные положения являются наиболее классическими, так как они отображают правосудие, которое должно существовать в современном демократическом государстве.

Заключение

Итак, мы попытались в статье рассмотреть основные конституционные принципы РФ, которые затрагивают разные сферы государственной деятельности.

В заключение следует отметить, что основополагающие истоки функционирования нашей страны как нельзя лучше характеризуют её стремление к равноправию и обретению демократии.

Однако над механизмами реализации данных принципов на сегодняшний день все еще необходимо работать.

Источник: https://FB.ru/article/257595/konstitutsionnyie-printsipyi-konstitutsionno-pravovoe-regulirovanie

Основные принципы конституции российской федерации (к 20летию конституции РФ)

Правовые принципы в конституции рф. Конституционные принципы рф

Раскрываются конституционные основы государственного строя РФ, принципы правового государства, анализируются четыре группы прав и свобод граждан: гражданские, политические, социальные и духовные, называются принципы социального государства. Показываются место и роль политических партий и религиозных организаций.

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов [1].

Раздел 1 Конституции РФ не имеет названия и включает 9 глав и 137 статей, в которых определяются основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеральное устройство, высшие органы государственной власти и управления, судебная власть, местное самоуправление. Последняя глава 9 посвящена конституционным поправкам и пересмотру Конституции.

Раздел 2 Конституции РФ, состоящий из

9 частей, содержит заключительные и переходные положения.

В главе 1 Конституции РФ изложены основы конституционного строя.

Ст.1 Конституции определяет, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления.

Единственным источником власти в государстве является многонациональный российский народ, т.е. совокупность всех граждан России, а не отдельная личность, партия или класс. Народовластие осуществляется в трех формах:

  • непосредственно;
  • через органы государственной власти;
  • через органы местного самоуправления.

Конституция РФ – основной закон государства была принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме. 25 декабря 1993г. она была опубликована и в тот же день вступила в силу.

Принятию Конституции РФ предшествовала длительная работа по внесению изменений и дополнений в Конституцию РСФСР 1978г. Законодательно-конституционный процесс усилился после распада в 1991г. СССР и образования Российской Федерации.

К маю 1993г. представлены два основных конституционных проекта: президентский и парламентский. За основу принят парламентский проект, но с обязательным использованием ряда положений президентского проекта, в частности включения в Конституцию института президента.

Для завершения подготовки Конституции 20 мая 1993г.

было создано Конституционное совещание, в которое вошли пять групп из представителей федеральных органов власти, субъектов Федерации, местного самоуправления, политических, общественных и религиозных организаций,предпринимателей и товаропроизводителей.

Первая форма (непосредственная, или прямая демократия) реализуется в двух видах:

  • путем референдума;
  • путем свободных выборов.

Непосредственная, или прямая форма демократии используется для решения наиболее важных вопросов государственной жизни, таких как принятие Конституции, выборы органов государственной власти, Президента РФ и др.

Две другие формы народовластия образуют представительную, или непрямую демократию, когда народ осуществляет власть не непосредственно, а через своих представителей: через Президента, депутатов, других должностных лиц.

Но и в этих случаях власть любого чиновника делегирована ему народом. Демократический характер многонационального российского государства находит свое воплощение и в принципе федерализма, в федеративном устройстве государства.

(Глава 3 Конституции: Федеративное устройство стр. 69-79).

В составе Российской Федерации в настоящее время находятся 83 субъекта, в том числе 21 республика; 9 краев; 46 областей; 2 города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург; 1 автономная область – Еврейская; 4 автономных округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий.

До 2008г. было 89 субъектов РФ. Вследствие укрупнения субъектов РФ 6 автономных округов слились с краями и областями.

Таким образом, Российская Федерация строится на сочетании административнотерриториального и национальнотерриториального принципов.

И абсолютно неприемлемы предложения тех политиков (В.В. Жириновский, В.Д.

Прохоров), которые призывают перейти к административнотерриториальному делению государства на губернии, без учета национального фактора, что может привести к социальному взрыву.

Оптимизация государственного устройства России на основе принципов федерализма находится в числе приоритетных задач внутренней политики страны.

В целях дальнейшего развития экономики и культуры страны, совершенствования государственного управления в России создано 8 федеральных округов: Центральный; Северо-Западный; Приволжский; Южный; Северо-Кавказский; Уральский; Сибирский; Дальневосточный.

Согласно Конституции федеральные округа не являются субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025г., утвержденной Указом Президента РФ 19 декабря 2012г., называются следующие цели национальной политики:

а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; 

д) успешная социальная и культурная адаптация мигрантов.

Одним из основных принципов национальной политики РФ является развитие русского и национальных языков и культур.

Русский язык как основное средство межнационального общения российских народов является государственным языком Российской Федерации.

В то же время республики в составе Российской Федерации вправе вводить на своих территориях наряду с русским языком собственные государственные языки.

Демократическую сущность российского государства выражает, прежде всего, ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Это принципиальное положение конкретизировано в главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» (Глава 2. ст. 17-64). Права и свободы можно разделить на 4 группы.

В их числе гражданские права: право на жизнь, достоинство личности, право на личную свободу, неприкосновенность частной жизни, жилища, тайна переписки, право на определение национальной принадлежности, право частной собственности, предпринимательской деятельности, право наследования.

К политическим правам относятся избирательное право, право объединений, собраний, митингов и демонстраций, включая право на забастовку др.

Важное значение имеют социальные права. Прежде всего, это право на труд и отдых, защита семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечение социальных пособий и пенсий по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, право на жилище, охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь и бесплатное образование.

Конституция закрепляет права и свободы, которые должны обеспечить духовную свободу личности. Это – право на информацию, свободу мысли и слова, свободу литературного, художественного, научного творчества и др.

Конституция в ст. 1 определяет Российскую Федерацию в качестве правового государства.

Для правового государства характерны следующие принципы:

  1. Разделение властей. Разработанный в свое время великим французским ученым Ш.Монтескье этот принцип получил правовое закрепление в законодательстве многих государств, практическую реализацию в деятельности государственного аппарата большинства демократических стран. Суть этого принципа заключается в том, что единая государственная власть делится на три относительно самостоятельных, независимых ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная – представительная ветвь власти, осуществляет законодательную деятельность, т.е. принимает законы правовые акты, отражающие интересы общества и в силу этого обладающие высшей юридической силой. Органы исполнительной власти приводят исполнение законов в жизнь. Судебная власть обеспечивает правосудие, т.е. рассматривает и решает с позиций права все конфликты в сфере правового регулирования.
  2. Верховенство права, закона. Закон, как акт, принимаемый высшим представительным органом, обладает высшей юридической силой. Поэтому правовые акты всех иных органов (постановления Правительства, приказы министерств и ведомств, судебные акты) должны соответствовать закону, не могут ему противоречить либо вносить в него изменения и дополнения. Верховенство закона предполагает верховенство его перед властью. Органы всех ветвей власти (в том числе и законодательные) должны осуществлять свою деятельность на основании закона.
  3. Для характеристики правового государства большое значение имеют его конституционные основы.

Связь государства с Конституцией, конституционным строем – центральный момент правовой государственности. Не случайно, правовое государство зачастую трактуют как «конституционное государство».

Прежде всего, конституционность государства определяется самим фактом действия Конституции как Основного закона.

С наличием Конституции государственная власть, являясь суверенной, перестает быть неограниченной. Политическая власть становится господством правовых норм, а не произвольной воли.

Отсюда в практику государственно-правового регулирования внедряется принцип верховенства Конституции и Закона.

4.Правовой характер отношений государства и общества, отдельных граждан

Отношения правового государства и гражданского общества совершаются только на основе права. В правовом государстве недопустимо осуществление функций неправовыми средствами, силовыми методами.

Деятельность государства выражается в принятии закона, иных нормативных правовых актов, обеспечением их реализации (правоприменительная деятельность).

Все правовые конфликты разрешаются через судебные органы, осуществляющие правосудие.

В свою очередь, и обратное воздействие общества на государство также осуществляется правовыми средствами. Граждане, как члены общества, участвуют в соответствующем конституционном порядке в формировании представительных органов, через своих представителей реализуют право законодательной инициативы, либо принимают законы непосредственно в ходе референдума.

5.Взаимная ответственность государства и личности

Государство и личность не могут находиться в отношениях равенства. В любом случае, государство – это организация власти, осуществляемая в пределах всего общества.

Правовые предписания, издаваемые властью, имеют общеобязательный характер, обязательны для исполнения всеми, к кому они обращены.

Однако, как уже говорилось, личность во взаимоотношениях обладает естественными правами человека, которые ограничивают пределы вмешательства государства в личностные отношения человека.

Правовое государство предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество.

Маркс считал гражданское общество величайшим человеческим достижением, первой формацией во всемирной истории, которая всем членам любого общества гарантирует одинаковый политический статус. При этом в основе прав человека и гражданина он видел право на частную собственность.

«Право человека на частную собственность есть, следовательно, право по своему усмотрению (a son gre), безотносительно к другим людям, независимо от общества, пользоваться своим имуществом и располагать им; оно — право своекорыстия.

Эта индивидуальная свобода, как и это пользование ее образует основу гражданского общества»[2].

В условиях правового государства достигается оптимальное сочетание индивидуальной и гражданской свободы с государственной властью, регулируются их взаимоотношения в соответствии с конституционным строем, установленным на основе консенсуса.

Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет рыночная экономика, предполагающая конкуренцию, свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и, таким образом, гарантирующая единство экономического пространства (п. 1 ст. 8 Конституции). Согласно ст. 9 Конституции в Российской Федерации земля и другие природные ресурсы:

  • используются и охраняются РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
  • могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности [3].

Вместе с тем по вопросу использования природных ресурсов Конституционный Суд РФ сделал ряд разъяснений. Так, в постановлении от 09.01.1998г.

Конституционный Суд РФ указал, что лесной фонд, представляя собой публичное достояние многонационального российского народа, является федеральной собственностью особого рода и имеет особый правовой режим; при принятии соответствующих решений необходимы учет и согласование интересов РФ и ее субъектов.

Подобные правовые режимы установлены в отношении других природных ресурсов «О недрах»

Источник: https://articlekz.com/article/21002

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: