Правовые основы финансового контроля: понятие, виды, субъекты, формы и методы контроля. Финансовый контроль. Правовые основы, принципы и сущность Варианты проведения проверки

Принципы финансового контроля

Правовые основы финансового контроля: понятие, виды, субъекты, формы и методы контроля. Финансовый контроль. Правовые основы, принципы и сущность Варианты проведения проверки

Определение 1

Финансовый контроль – это форма контроля за эффективностью и целесообразностью действий в сфере управления финансами предприятия.

Субъектами финансового контроля в коммерческом предприятии являются:

  • Отдельные сотрудники;
  • Внутрикорпоративные структуры, которые были сформированы нанятыми сотрудниками;
  • Внутрикорпоративные структуры, сформированные владельцами бизнеса.

Главным объектом финансового контроля является система принятия решений в области управления корпоративным капиталом. Данная система включает:

  • Нормативную базу, закрепляющую алгоритмы соответствующей системы;
  • Технологическую инфраструктуру, позволяющую реализовать данные алгоритмы;
  • Концепцию принятия решений, согласно которой осуществляют свою деятельность сотрудники фирмы.

Также объектами корпоративного финансового контроля могут быть натуральные и стоимостные показатели производства, статистические данные, отражающие текущее положение дел, характеристики основных клиентов, поставщиков, партнеров, социального окружения.

  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Корпоративный финансовый контроль проводится с целью:

  • Оценки качества ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета на предприятии;
  • Выявления недоработок в выполнении персоналом своих трудовых обязанностей;
  • Выявлении недостатков в инфраструктуре управления капиталом;
  • Оптимизации концептуальных подходов к управлению финансами предприятия;
  • Выявлении факторов, оказывающих воздействие на эффективность управления капиталом.

Основные принципы финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется по тем же принципам, что и финансовая деятельность, т.к. является ее составляющей.

Между тем, финансовый контроль обладает и специфическими принципами, которые изложены в Декларации Международной организации контрольных органов.

Это обусловлено тем, что в современном мире формируется единая система стандартизации финансового контроля, цель которой состоит в разработке общих принципов деятельности контролирующих органов.

Перечислим основные принципы финансового контроля:

  1. Принцип независимости, отражающий требования, по которым контролирующие органы должны иметь организационную, функциональную, материальную самостоятельность от физических и юридических лиц, чья деятельность подвергается проверке. Статус контрольных органов закрепляется в законодательстве;
  2. Принцип объективности, подразумевающий исключение предвзятости, предрасположенности и каких-либо других особых мотивов при осуществлении контрольной деятельности. Еще на этапе планирования контрольных мероприятий необходимо исключить любые предубеждения о наличии негативных аспектов или их отсутствии. Результаты проверок должны иметь обоснование, подтверждаться соответствующими данными;
  3. Принцип компетентности, согласно которому контрольные органы должны обладать закрепленными правами и обязанностями. Органы, осуществляющие финансовый контроль, должны работать в рамках имеющихся полномочий, не занижая и не превышая их. Такие навыки сотрудников контрольных органов, как способность анализировать, определять безошибочно правильность учета и отчетности позволяют обеспечить эффективность и качество контрольных мероприятий;
  4. Принцип системности, предполагающий наличие налаженной системы органов финансового контроля. Система в данном случае не означает единую структуру, а допускает наличие определенных самостоятельных звеньев. Взаимодействуя между собой, эти звенья и образуют систему;
  5. Принцип гласности. Все результаты проведенного финансового контроля должны находиться в свободном доступе. Отчеты о работе, публикация результатов проверок в печатных изданиях позволяют информировать населения о реальном положении страны. Однако, не все результаты могут немедленно публиковаться, поскольку в отдельных случаях предстоит дополнительное разбирательство, определение причин нарушений.

Замечание 1

Наряду с вышеперечисленными принципами существуют и другие, например, сбалансированность, оптимизация, экономическая эффективность. При этом все принципы преследуют одну цель – обеспечение законности финансово-хозяйственной деятельности.

Проблемы финансового контроля

Появление острой необходимости в создании эффективной системы финансового контроля со стороны государства обусловлено развитием рыночных отношений. Однако, выделяются следующие основные проблемы проведения финансового контроля:

  • Отсутствие полного представления о понятии «финансовый контроль», поскольку в настоящее время отдельно существует контроль корректности ведения финансовой отчетности и контроль соблюдения законодательства при проведении финансовых операций;
  • Отсутствие классификации финансового контроля, утвержденной законодательно;
  • Отсутствие единой концепции государственного финансового контроля в России;
  • Несоразмерность установленных мер юридической ответственности нарушениям бюджетного законодательства;
  • Сложная структура государственных органов финансового контроля и т.п.

Можно выделить такие возможные способы решения вышеперечисленных проблем:

  1. Создание грамотной методологической основы проведения финансового контроля. При правильно разработанной методологии становится возможным получение четких ориентиров, определение конкретных целей и задач;
  2. Разработка концепции финансового контроля на государственном уровне, создание единой правовой базы, которая регламентировала бы взаимодействие всех контрольных органов;
  3. Повышение уровня ответственности должностных лиц за нарушение законодательства, неисполнение предписаний и т.п.;
  4. Совершенствование внутреннего финансового контроля.

Источник: https://spravochnick.ru/finansy/principy_finansovogo_kontrolya/

Финансовый контроль: понятие, значение, виды

Правовые основы финансового контроля: понятие, виды, субъекты, формы и методы контроля. Финансовый контроль. Правовые основы, принципы и сущность Варианты проведения проверки

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Определение 1

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Вывод 1

Можно сделать вывод, что финансовый контроль – один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

  • проверка того, как в лице государственных и муниципальных органов выполняются функции по аккумуляции, распределению и использованию финансовых средств, в соответствии со своей компетенцией;
  • проверяется то, как выполняются финансовые обязательства перед государством и муниципалитетом, организациями и гражданами;
  • проверять правильно ли используются денежные ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, которые находятся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении (бюджетные и собственные средства, банковские ссуды, внебюджетные и другие средства);
  • проверять, соблюдаются ли правила того, как совершаются финансовые операции, расчеты и хранение денежных средств в лице предприятий, организаций, учреждений;
  • выявлять внутренние резервы производств – возможности того, как повысить рентабельность хозяйства, производительность труда, применить более экономное и эффективное использование материальных и денежных средств.
  • предупреждать и устранять нарушения в области финансовой дисциплины. Если они будут выявлены, в установленном порядке должны быть применены меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам. Также нужно обеспечить возмещение материального ущерба государству, организациям и гражданам.

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится – предварительный, текущий и последующий.

  1. Проведение предварительного финансового контроля производится до того, как будут совершены какие-либо операции в области образования, распределения или использования денежных фондов. Он является очень важным для того, чтобы предупреждать нарушения финансового порядка. В данном случае должны быть проверены все документы, которые подлежат утверждению и использованию, служащие в качестве основания для того, чтобы осуществлять финансовую деятельность: проекты бюджета, финансовые планы и сметы, кредитные и кассовые заявки и другие.
  2. Текущий финансовый контроля является контролем, который осуществляется во время того, как совершаются денежные операции (во время выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования материальных средств для административно-хозяйственных нужд, капитального строительства и другие).
  3. Последующий финансовый контроля осуществляться после того, как уже свершились определенные финансовые операции (после того, как исполнена доходная и расходная часть бюджета, предприятие или учреждение использовало свои финансовые средства, уплачены налоги и т.д.). В данном случае должно быть определено то, в каком состоянии находится финансовая дисциплина, существовали ли в ней нарушения, как их можно предупредить и устранить в последующем.

Опиши задание

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).

Замечание 1

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Финансовый контроль органами

Замечание 2

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Определение 2

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему.

Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России.

Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику.

Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Замечание 3

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/finansovoe-pravo/finansovyj-kontrol/

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: