Понятие, особенности и виды бюджетных правоотношений. Субъекты бюджетных правоотношений

Понятие и разновидности бюджетных правоотношений

Понятие, особенности и виды бюджетных правоотношений. Субъекты бюджетных правоотношений

Если наличествуют взаимоотношения между ветвями бюджетной системы, можно говорить о федеративности государства, самостоятельности органов на местах. Россия – федеративное государство с разветвленной бюджетной системой, основанной на правовых нормах. Бюджетные отношения регулируются государством и являются правовыми.

Своим появлением, они обязаны самому факту существования государства, поэтому бюджетные отношения имеют те формы, которые определяет им государство. При федеративном устройстве важное значение имеют два уровня бюджетных отношений: федеральный и субъектный, и их взаимодействие.

Это возможно только на условиях правового оформления отношений в бюджетной области.

Правовым оформлением является публичное рассмотрение через систему представительных органов всех уровней, это гарантирует построение бюджетной системы с реальными возможностями. При правовой регламентации бюджетные отношения становятся устойчивыми, развиваются как итог предметной государственной деятельности.

От финансовых правовых отношений бюджетные отличаются более узкой сферой применения.

Определение 1

Бюджетные правоотношения – это вид общественных отношений, в которых специальными методиками реализуется государственная воля через систему норм права в конкретные отношения между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципалитетами в области бюджетной политики.

В основном документе по бюджетной политике, Бюджетном кодексе, понятие «бюджетные правоотношения» не раскрывается. В ст.1 БК речь идет об объектах регулирования БК, в этом аспекте и говорится о бюджетных правоотношениях.

Отношения в бюджете возникают не только на основе БК, но и на основе законов о бюджетах, которые принимаются каждый год.

Ежегодно издаются указы и распоряжения Президента РФ, НПА федеральных, субъектных органов РФ, муниципалитетов.

Предмет бюджетного права

Правовой механизм бюджетных отношений обеспечивает деятельность федеративного государства в условиях рыночной экономики. Государство осуществляет свои функции регламентировано, строго учитываются бюджетные доходы и расходы.

Замечание 1

Отношения, которые образуются в результате возникновения, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами права, в целом формируют бюджетное право. Сфера общественных отношений, на которую распространяется бюджетное право, составляет его предмет.

Субъекты бюджетного правоотношения формируют доходы и осуществляют расходы бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляют заимствования на государственном уровне и уровнях субъектов и муниципалитетов, составляют и рассматривают проекты бюджетов, осуществляют бюджетный учет, составляют, рассматривают и утверждают бюджетную отчетность.

Возникают рассматриваемые отношения только на основе НПА – закона о бюджете, который принимается на финансовый год. Так как закон принимается ежегодно, все бюджетные правоотношения отличаются периодичностью, они тоже годичны. Когда в силу вступает новый акт о бюджете, правоотношения между теми же субъектами возобновляются.

Бюджетные правоотношения возникают в сфере деятельности государства по бюджету, субъектов и муниципальных образований. Устанавливаются виды доходов, порядок их аккумулирования, способы использования и методы распределения бюджетных средств.

Замечание 2

Бюджетные правоотношения включают в себя денежные отношения, которые связаны с аккумуляцией, распределением и использованием денежных фондов уровня территорий, чтобы обеспечить их задачи и функции.

В бюджетную сферу включены отношения, касающиеся заимствований и регулирования долга как государственного, так и муниципального. До принятия БК эти отношения регулировали финансовые институты.

Опиши задание

Статус участников бюджетного процесса

Статус участников бюджетного процесса тоже определяется БК, а также устанавливается порядок и условия привлечения к ответственности за допущение нарушений в бюджетной сфере.

В третей части БК детально закреплены права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений.

Здесь установлены полномочия участников, отдельно выделены полномочия участников федерального уровня и полномочия органов государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов при введении временной финансовой администрации. Ответственность за нарушения в области бюджетного законодательства закреплена в четвертой части БК РФ.

Субъекты бюджетных правоотношений участвуют в распределении доходов и расходов по различным видам бюджета, получают бюджетные денежные средства. Формы получения денег могут быть разными: бюджетное финансирование или бюджетное кредитование.

Во всех деталях определен правовой статус федеральных участников бюджетного процесса. Для региональных и муниципальных участников определяются основы бюджетной компетенции соответствующей территории, которые далее развиваются в региональных и муниципальных НПА.

Существуют стадии деятельности в сфере бюджета, когда в процесс вовлекаются все участники бюджетного процесса. Объекты включаются в сферу правового регулирования в соответствии со стадиями. Как было отмечено, правоотношения в бюджете возникают на основе закона о бюджете, который принимается каждый финансовый год.

Определение 2

Финансовый год – период, в течение которого действует утвержденный бюджет.

В РФ финансовый год равен году календарному.

Классификация бюджетных правоотношений

Классифицировать отношения в бюджете можно по разным основаниям. Прежде всего основанием является структура бюджетной системы РФ, которая выделяет:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов РФ;
  • бюджеты муниципальных образований.

Каждый из этих видов самостоятелен и имеет свою правовую специфику, которая зависит от статуса той территории, внутри которой складывается бюджет.

Бюджетные правоотношения подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые дают опосредованные связи между Российской Федерацией, субъектами и муниципалитетами на основе субординации. Вторые являются отражением связей между равноправными правовыми территориями. Вертикальные связи в РФ преобладают. Такая классификация позволяет увидеть весь бюджетный процесс в разрезе.

Вертикальные правоотношения подразделяются на несколько видов.

Выделяются межбюджетные отношения, особенность которых в том, что они имеют узкий круг участников – Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

По количественному составу выделяют двусторонние и многосторонние отношения. По объекту правового регулирования – имущественные и неимущественные, отделимые и неотделимые от материального содержания.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/bjudzhetnoe-pravo-rossii/ponjatie-i-raznovidnosti-bjudzhetnyh-pravootnoshen/

Субъекты и объекты бюджетного права

Понятие, особенности и виды бюджетных правоотношений. Субъекты бюджетных правоотношений

Субъекты и объекты бюджетного права возникают в ходе бюджетных правоотношений, поэтому следует уделить вопросу их сущности особое внимание.

Определение 1

Бюджетные правоотношения – это отношения, возникающие по поводу образования, распределения и применения бюджетных фондов и регулируемые Бюджетным Кодексом Российской Федерации. В своей основе они составляют предмет бюджетного права.

Бюджетные правоотношения подразделяются на два вида:

  • отношения, которые возникают в ходе формирования прибылей и реализации затрат бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов муниципальных внебюджетных фондов, а также регулировки муниципального и городского долга;
  • отношения, которые возникают в ходе составления и рассмотрения планов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, их утверждения и выполнения, а также в ходе контроля за их исполнением.

Рисунок 1. Субъекты и объекты бюджетного права

Перечень данных отношений достаточно широк и в целом связан с устройством и функционированием бюджетной системы России, которая представляет собой определенную структуру доходов и расходов и распределением их между бюджетами различного уровня.

Каждая отдельная группа бюджетных правоотношений связана с другой группой, что приводит к их тесному взаимодействию. Кроме того, данные правоотношения не могут существовать без определения зоны ответственности за них государственных органов.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Субъекты бюджетного права

Все субъекты бюджетных правоотношений вполне можно поделить на три самостоятельные, но взаимосвязанные группы:

  1. государство, национально-государственные и административно-территориальные образования;
  2. представительные и исполнительные органы государственной власти;
  3. государственные и муниципальные организации.

К первой группе субъектов относят непосредственно государство Российская Федерация, субъекты в ее составе, республики, автономные области, автономные округа, края, области, мегаполисы, районы и села.

Государство, национально-государственные и административно-территориальные образования принимают участие в бюджетных правоотношениях через собственные представительные и исполнительные органы власти.

Но в таком случае они выступают от имени и в интересах в общем и являются носителями бюджетных прав и обязанностей.

Ко второй группе субъектов бюджетных правоотношений относятся:

  • представительные органы власти различного уровня;
  • Правительство РФ;
  • правительства республик РФ;
  • администрации муниципальных административно-территориальных образований;
  • система финансовых органов;
  • Федеральное казначейство РФ;
  • система банков;
  • иные органы, входящие в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В связи с этим бюджетные правоотношения могут строиться между представительными и исполнительными органами власти, внутри самих этих органов, между органами власти различного уровня, а также при взаимодействии их с различными предприятиями, учреждениями и другими организациями этого же уровня подведомственности.

К третьей группе субъектов бюджетных отношений относятся:

  • государственные и городские предприятия;
  • государственные и городские учреждения, финансируемые из надлежащего бюджета.

Субъекты этой группы вступают в бюджетные отношения, которые возникают по поводу уплаты всевозможных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.

Все субъекты бюджетных правоотношений обладают некоторыми отличительными признаками, среди которых следующие:

  • участие в распределении прибылей и затрат между бюджетами;
  • участие в бюджетном процессе на каждой его стадии;
  • взаимосвязь с бюджетом в связи с получением из него валютных сумм в форме финансирования.

Замечание 1

Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков для субъекта бюджетных правоотношений обязательно, однако их может быть и два и даже все три одновременно.

Негосударственные организации и отдельные граждане не считаются субъектами бюджетных правоотношений, поскольку они не обладают этими признаками, а их дела с бюджетом опосредуются или налоговым правом или иными отраслями экономики права.

Объекты бюджетного права

Сегодня в юридической науке вопрос об объекте бюджетных правоотношений достаточно спорный, он остается открытым и дискуссионным. Так, одни исследователи считают, что какие-либо виды правовых отношений вообще не имеют объекта, другие отвергают эту точку зрения, подчеркивая, что без своего объекта правоотношения попросту бессмысленны.

Всё же объектом бюджетных правоотношений, как и любых других, признается то, насчет чего между субъектами возникают эти отношения, из-за чего они вступают в правовую связь.

По этому вопросу следует принять во внимание две известные концепции. Согласно первой, монистической концепции, единственным объектом правовых взаимоотношений может выступать исключительно человеческое поведение.

Представители же второй, плюралистической доктрины, утверждают, что объектами правоотношений вполне могут быть вещи и предметы, собственные неимущественные блага и нематериальные значения, охраняемые нормами права, продукты творчества, само поведение участников правоотношения и его последствия (например, перечисление денежных средств, открытие банковского счета и т. д.).

Рисунок 2. Субъекты и объекты бюджетного права

В финансово-правовой литературе в роли объекта бюджетных правоотношений, как правило, указываются денежные средства. Таким образом, это могут быть:

  • многообразные материальные (валютные средства в форме доходов или же затрат бюджетов);
  • нематериальные блага (общественный правопорядок в бюджетной сфере).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/byudzhetnoe_pravo_rossiyskoy_federacii/subekty_i_obekty_byudzhetnogo_prava/

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: