Племена гуннов: расцвет и падение. Аттила и гунны

Гунны – это кочевой народ. Атилла – вождь гуннов. История

Племена гуннов: расцвет и падение. Аттила и гунны

История гуннов очень интересная. Для славянского народа она интересна тем, что есть большая вероятность того, что гунны – это предки славян. Существует целый ряд исторических документов и древних писаний, достоверно подтверждающих то, что гунны и славяне являются одним народом.

Очень важно проводить постоянные исследования нашего происхождения, так как согласно существующей истории наши далекие предки до прихода Рюрика были слабой и необразованной нацией, не имевшей культуры и традиций.

Согласно утверждениям некоторых ученых, дела обстояли еще хуже, так как разобщенность древних славянских племен препятствовала самостоятельному управлению своими землями.

Поэтому и был призван варяг Рюрик, заложивший новую династию правителей Руси.

Впервые крупное исследование гуннской культуры провел французский историк Дегинье. Оно нашел сходство между словами «гунны» и «сюнны». Сюннами называли один из самых больших народов, который жил на территории современного Китая. Но существует и другая теория, согласно которой гунны были предками славян.

Согласно первой теории гунны – это смесь двух народов, одним из которых являются угры, а вторым – хунны. Первые жили на территории нижней Волги и Урала. Хунны же являлись могучим кочевым народом.

Отношения хуннов с Китаем

Представители этого племени на протяжении многих веков проводили завоевательную политику относительно Китая и имели достаточно активный образ жизни.

Они осуществляли неожиданные налеты на провинции страны и забирали все то, что им надо было для жизни. Поджигали жилища и делали рабами жителей местных деревень.

Вследствие этих набегов земли были в упадке, а над землей еще долго носился запах гари и поднятый вверх пепел.

Считалось, что хунны, а несколько позже гунны – это те, что не знают ничего о жалости и сострадании. Завоеватели стремительно покидали ограбленные поселения на своих низкорослых и выносливых конях.

За один день они могли преодолевать более ста верст, вступая при этом в бой.

И даже Великая китайская стена не была для хуннов серьезной преградой – они легко обходили ее и осуществляли свои набеги на земли Поднебесной.

Со временем произошло их ослабление и распад, в результате которых образовались 4 ветки. Наблюдалось более активное их теснение другими, более сильными народами. Для того чтобы выжить, северные хунны в середине 2 века направились на запад. Второй раз появились гунны на территории Казахстана в 1 веке нашей эры.

Объединение хуннов и угров

Тогда когда-то сильному и огромному племени на пути встретились угры и аланы. Со вторыми отношения у них не сложились. А вот угры дали приют скитальцам. В середине 4 века возникло государство гуннов. Приоритетное положение в нем принадлежало культуре угров, тогда как военное дело было в большей части перенято от хуннов.

В те времена аланами и парфянами практиковалась так называемая сарматская тактика боя. Копье было прикреплено к туловищу животного, поэтом в удар была вложена вся сила и могущество скачущего коня. Это была весьма эффективная тактика, противостоять которой было не под силу практически никому.

Гунны – это племена, которые придумали абсолютно противоположную тактику, менее эффективную в сравнении с сарматской. Народ гунны делал акцент больше на изнурение противника. Манера ведения боя заключалась в отсутствии каких-либо активных атак или нападений.

Но в то же время они не покидали поле боя. Их воины были оснащены легким вооружением, находились на значительном расстоянии от своих противников. При этом они обстреливали врагов с луков и с помощью арканов сбрасывали всадников на землю.

Таким образом они изматывали противника, лишали его сил, а затем убивали.

Начало Великого переселения народов

В результате гунны покорили аланов. Таким образом, произошло образование мощного союза племен. Но в нем хуннам принадлежали далеко не доминирующие позиции. Примерно в семидесятых годах 4 века состоялось переселение гуннов через Дон.

Это происшествие стало началом нового периода истории, который в наше время называется Великим переселением народов. Много людей в то время покинули свои дома, смешались с другими народами и образовали совершенно новые нации и государства.

Многие историки склоняются к мысли, что гунны – это те, кто должен был внести существенные изменения в мировую географию и этнографию.

Следующие жертвы гуннов – визиготы, которые обосновались в низовьях Днестра. Их также разбили, и они были вынуждены бежать к Дунаю и обратиться за помощью к императору Валентину.

Достойное сопротивление гуннам оказали остроготы. Но их ждала безжалостная расправа гуннского царя Баламбера. Вслед за всеми этими событиями в причерноморскую степь пришел мир.

Предпосылки великих завоеваний гуннов

Мир продолжался до 430 года. Этот период известен еще и приходом на историческую сцену такого человека, как Атилла. Его непосредственно связывают с великими завоеваниями гуннов, которые имели и множество других предпосылок:

  • окончание вековой засухи;
  • резкое повышение влажности в степных районах;
  • расширение лесной и лесостепной зоны и сужение степи;
  • существенное сужение жизненного ареала степных народов, которые вели кочевой образ жизни.

Но выживать как-то надо было. А компенсацию всех этих издержек можно было ждать только от богатой и сытной Римской империи. Но в 5 веке она уже не была такой могучей державой, как двести лет назад, и гуннские племена под управлением своего предводителя Ругилы легко дошли до Рейна и даже попытались наладить дипломатические отношения с Римским государством.

История говорит о Ругиле как об очень умном и дальновидном политике, который умер в 434 году. После его смерти кандидатами на престол стали два сына Мундзука, брата правителя, – Атилла и Бледа.

Период подъема гуннов

Это было начало двадцатилетнего периода, который характеризовался небывалым подъемом гуннского народа. Молодым вождям не подходила политика тонкой дипломатии. Они хотели иметь абсолютную власть, получить которую можно было только насильственным путем. Под началом этих вождей произошло объединение множества племен, к которым относились:

  • остроготы;
  • треки;
  • герулы;
  • гепиды;
  • булгары;
  • акациры;
  • турклинги.

Под гуннскими знаменами стояли также римские и греческие воины, которые достаточно негативно относились к власти Западной римской империи, считая ее корыстной и прогнившей.

Каким был Аттила?

Внешность Атиллы не была героической. Он имел узкие плечи, невысокий рост. Так как в детстве мальчик очень много времени приводил верхом на лошадях, он имел кривые ноги. Голова была настолько большой, что едва удерживалась маленькой шеей – она все время раскачивалась на ней, как маятник.

Его худощавое лицо скорее было украшено, а не испорчено глубоко посаженными глазами, заостренным подбородком и клинообразной бородой. Атилла, вождь гуннов, был достаточно умным и решительным человеком. Он умел держать себя в руках и достигать поставленных целей.

Кроме этого он был весьма любвеобильным человеком, имеющим большое количество наложниц и жен.

Больше всего на свете он ценил золото. Поэтому покоренные народы были вынуждены оплачивать ему дань исключительно этим металлом. Это же относилось и к покоренным городам.

Для гуннов драгоценные камни были обыкновенными, ничего не стоящими стекляшками.

А к золоту наблюдалось совершенно противоположное отношение: этот весомый драгоценный металл имел благородный блеск и символизировал бессмертную власть и богатство.

Убийство брата и захват власти

Нашествие гуннов на Балканский полуостров осуществлялось под командованием грозного вождя с его братом Бледой. Вместе они подошли к стенам Константинополя.

Во время того похода было сожжено более семи десятков городов, благодаря чему варвары сказочно обогатились. Это подняло авторитет вождей на невиданную высоту. Но предводитель гуннов желал абсолютной власти.

Поэтому в 445 году он убил Бледу. С того времени начинается период его единоличного правления.

В 447 году состоялось заключение договора между гуннами и Феодосием II, который был очень унизительным для Византийской империи. Согласно ему правитель империи должен был платить каждый год дань и уступить южный берег Дуная до Сингидуна.

После прихода к власти в 450 году императора Маркиана произошло расторжение этого договора. Но Атилла не стал увязываться с ним в борьбу, ведь она могла иметь затяжной характер и происходить на тех территориях, которые варвары и так уже разграбили.

Поход в Галлию

Атилла, вождь гуннов, решил совершить поход в Галлию. В то время Западная римская империя была уже практически полностью морально разложившейся, поэтому являлась лакомой добычей. Но здесь все события начали развиваться не по плану умного и хитрого вождя.

Римскими легионами командовал талантливый полководец Флавий Аэций, сын германца и римлянки. На его глазах мятежными легионерами был убит отец. Полководец имел сильный и волевой характер. К тому же в далекие времена изгнания они с Атиллой дружили.

Экспансия была вызвана просьбой принцессы Гонории об обручении. Появились союзники, среди которых был король Гензерих и некоторые франкские князья.

Во время похода в Галлию было разбито и сровнено с землей королевство бургундов. Затем гунны достигли Орлеана. Но взять его им не судилось. В 451 году состоялась битва на Каталаунской равнине между гуннами и войском Аэция. Она закончилась отступлением Атиллы.

В 452 году война возобновилась вторжением варваров в Италию и взятием самой сильной крепости Аквилеи. Вся долина была ограблена. Из-за недостаточного количества войск Аэций был побежден и предложил захватчикам большой выкуп за то, что они покинут территорию Италии. Поход закончился удачно.

Славянский вопрос

После того как Атилле исполнилось пятьдесят восемь лет, его здоровье серьезно подорвалось. К тому же лекарям было не под силу вылечить своего правителя. Да и справляться с народом ему уже было не так легко, как раньше. Постоянно вспыхивающие восстания подавлялись достаточно жестоко.

Старшин сын Эллак вместе с огромным войском был отправлен на разведку в сторону славянских территорий. Правитель с большим нетерпением ждал его возвращения, так как планировалось осуществление похода и завоевание территории славян.

После возвращения сына и его рассказа об обширности и богатстве этих земель предводитель гуннов принял достаточно необычное для него решение, предложив славянским князьям дружбу и покровительство. Он планировал создание их единого государства в империи гуннов.

Но славяне отказались, так как очень дорожили своей свободой. После этого Атилла решает жениться на одной из дочери князя славян и таким образом закрыть вопрос о владении землями непокорного народа. Так как отец был против такого замужества своей дочери, его казнили.

Женитьба и смерть

Свадьба, как и образ жизни предводителя, имела обычный размах. Ночью Атилла с супругой удалились в свои покои. Но на следующий день он уже не вышел. Воины были обеспокоены его столь длительным отсутствием и выбили двери покоев. Там они увидели своего правителя мертвым. Причина смерти воинственного гунна неизвестна.

Современные историки предполагают, что Атилла болел гипертонией. А наличие юной темпераментной красавицы, чрезмерного количества алкоголя и повышенного артериального давления стало той гремучей смесью, которая и спровоцировала смерть.

Существует достаточно много противоречивых сведений о погребении великого воина. История гуннов говорит о том, что место погребения Атиллы – русло большой реки, которая была временно перегорожена плотиной.

Кроме тела правителя в гроб положили очень много дорогих украшений и оружия, а тело засыпали золотом. После проведения похорон русло реки было восстановлено.

Всех участников похоронной процессии убили для того, чтобы избежать разглашения какой-либо информации о месте захоронения великого Атиллы. Его могилу до сих пор не нашли.

Конец гуннов

После смерти Атиллы в гуннской державе началось время упадка, так как все было основано исключительно на воле и уме ее умершего предводителя.

Аналогичная ситуация была с Александром Македонским, после смерти которого полностью рассыпалась его империя.

Те государственные образования, которые существуют благодаря грабежам и разбоям, к тому же не имеют никаких других экономических связей, мгновенно рушатся сразу же после уничтожения всего лишь одного связующего звена.

454 год известен тем, что произошло разъединение разношерстых племен. Это привело к тому, что племена гуннов уже не могли угрожать римлянам или грекам. Это могло быть основной причиной смерти полководца Флавия Аэция, безжалостно заколотого мечом императора Западной римской империи Валентиниана во время личной аудиенции. Об этом говорят, что император отрубил себе правую руку левой.

Результат такого поступка не заставил себя ждать, так как Аэций был практически главным борцом с варварами. Вокруг него были сплочены все оставшиеся в империи патриоты. Поэтому его смерть стала началом краха. В 455 году Рим был захвачен и разграблен королем вандалов Гензерихом и его воинством. В дальнейшем Италии как страны не существовало. Она была скорее осколками государства.

Уже более 1500 лет нет грозного вождя Атиллы, но его имя известно многим современным европейцам. Его называют «бичом Божиим», который был послан людям за то, что они не верили в Христа. Но всем нам понятно, что это далеко не так. Царем гуннов был самый обычный человек, который очень хотел повелевать огромным количеством других людей.

Его смерть – это начало заката гуннского народа. В конце 5 века племя было вынуждено перейти через Дунай и просить подданство у Византии. Им была выделена земля, «территория гуннов», и на этом история этого кочевого племени заканчивается. Начинался новый исторический этап.

Нельзя полностью опровергнуть ни одну из двух теорий происхождения гуннов. Но можно точно сказать, что это племя достаточно сильно повлияло на мировую историю.

Источник: https://FB.ru/article/220060/gunnyi---eto-kochevoy-narod-atilla---vojd-gunnov-istoriya

Гунны – покорители степей

Племена гуннов: расцвет и падение. Аттила и гунны

Гунны. Возможно, никакое другое племя варваров не внушало такого страха народам запада, как они. Гунны появились буквально из ниоткуда и, проделав путь через венгерские равнины, они вошли в Галлию, подобравшись вплотную к северным границам Рима.

Другая их ветвь примерно в то же время пересекла Кавказ и разорила Армению.

И, в конце концов, именно гуннские вожди во главе с вождем Аттилой стали той самой каплей, которая подтолкнула Римскую империю к гибели, тем самым навсегда вписав свое племя в историю.

***

Гунны были кочевниками из степей Центральной Азии, но точное их происхождение до сих пор остаётся загадкой.

Часто говорят, что они были теми самыми знаменитыми хунну, которые обитали к западу от Китая и сильно досаждали последнему своими постоянными набегами, вынуждая строить многочисленные защитные сооружения, которые в будущем слились в единую стену. Но эта версия сегодня вызывает массу споров.

Её приверженцы уверены, что разделение на гуннов и хунну — это результат исторической путаницы, которая возникла из-за значительных различий между китайской ветвью и той, которая ушла на запад.

Но ни одна из гипотез происхождения гуннов сегодня не является полностью доказанной, а их сторонники не имеют убедительных материальных доказательств своей правоты. Впрочем, даже если это правда, то, скорее всего, хунну были лишь одним из народов, который позже вольётся в так называемую гуннскую конфедерацию.

В римских источниках о них впервые упоминает историк Тацит в 91 году нашей эры, рассказывая о диком воинственном народе, живущем в регионе вокруг Каспийского моря.

Другими историками того времени гунны изображались как дикое племя грязных и необразованных дикарей, которые ничем не отличаются от скота, который они пасут. Впрочем, это мнение очень быстро изменилось.

К примеру, уже Аммиан Марцеллин и Приск (позднеантичные историки) изображали их в гораздо лучшем свете. Приск вообще одно время был частым гостем у Аттилы и долгое время проживал в гуннских посёлках, описывая образ жизни этих людей.

Становление гуннской государственности

Если тайна происхождения гуннов до сих пор остаётся нераскрытой, то об основании первого гуннского государства известно гораздо больше. Своё государство этот народ создал на землях внутренней Монголии, юга Сибири, Алтая и Забайкалья примерно в III веке до н. э.

Его основателем, а заодно и первым «официальным» правителем гуннов был царь Туман. Впрочем, по-настоящему объединить дикие племена в некое подобие конфедерации с верховным вождём во главе удалось его сыну Модэ, во время правления которого они полностью ассимилировались и превратились в один этнос.

Примечательно, что последний не унаследовал власть от отца, а зарезал теряющего силы старца и занял его место.

Из всех видов деятельности гунны предпочитали войну и скотоводство. Причём война была в приоритете | Depositphotos — © denistopal

Из всех видов деятельности гунны предпочитали войну и скотоводство. Причём война была в приоритете.

Гуннам не была известна письменность, поэтому не осталось ни одного их художественного или литературного произведения той поры. Зато в военном деле гунны были очень сведущи.

Несмотря на низкий уровень культуры, они были способны не только успешно перенимать различные военные технологии, захваченные у врагов, но совершенствовать их.

В изначальном месте образования гуннского государства свободных земель для потомков царя оставалось все меньше, поэтому вскоре конфедерация распалась, а составляющие её народы разделились.

Одна часть практически осталась на месте, перебравшись лишь немного ближе к границам Китая, а вторая держала путь в неизвестные западные земли.

И, в конечном итоге, именно им удалось добиться небывалого могущества и увековечить себя в летописях.

Исход гуннов на запад

Путь с востока на запад длился два столетия. Ряды гуннов постоянно пополнялись за счёт ассимиляции других кочевых племён, которые встречались у них на пути.

Позднее гунны и вовсе осели в Восточной Европе, соблазнившись её обширными плодородными землями и отсутствием конкурентов, которые могли бы представлять какую-либо серьёзную опасность.

Но в IV веке этому относительному затишью пришёл конец, когда Европу охватило Великое переселение народов.

Вторжение гуннов в Западную Европу началось после того, как воинственные соседи римлян готы, оставив попытки продвинуться на запад, отправились покорять причерноморские регионы.

Ведь Римская империя, хоть уже и не была такой могущественной, как раньше, но всё ещё успешно теснила европейских варваров от своих границ и не давала им продвигаться дальше на запад. Готы быстро добрались до Северного Причерноморья и Кавказа.

Тут-то на их пути и встретились гунны и два народа столкнулись лбами.

Нужно отметить, что культура гуннов и готов была очень родственной. Сходство оказалось столь выраженным, что готы поначалу приняли гуннов почти за родственников, только более диких, воинственных и примитивных. Их хронисты даже выдвинули предположение, что гунны произошли от трёх готских колдуний, которые были изгнаны из племени в восточные пустыни и сошлись там со злыми духами.

По словам готского историка Иордана, это племя было «малорослым, отвратительным и сухопарым», а причислить его к роду людскому можно было лишь благодаря тому, что его представители обладали подобием человеческой речи.

Но как бы там ни было, а новый соперник оказался готам не по зубам. И уже в 375 готское воинство готского вождя Германариха было полностью разгромлено предводителем гуннов Баламбером. Поэтому, не встречая больше серьёзного сопротивления, уже к концу IV века н.э.

гунны уже прочно обосновались на околицах Римской империи.

Границы государства гуннов в период пика могущества

Вторжение гуннов в Римскую империю

На то время Римская империя была уже фактически поделена на Западную и Восточную части, каждой из которых управлял свой император. И отношения между ними, мягко говоря, были не очень дружественными. Предводители гуннов быстро сориентировались в ситуации и проявив завидную дальновидность, обернули её в свою пользу.

Началось всё с того, что с V века отношения между Константинополем и Римом накалились до предела, и первый даже начал угрожать Вечному городу войной.

Полководец Западного Рима Аэций, который тогда уже был едва ли не лучшим другом вождя гуннов Руа, не нашёл лучшего решения, как привлечь это племя для защиты своей страны. Увидев такую грозную силу, император Восточной Римской империи свернул свою кампанию и спешно ретировался.

С гуннами же было решено заключить договор о дружбе и ненападении. Подкрепили этот союз, обменявшись заложниками. Сам предводитель гуннов отправил в Рим своих племянников, одним из которых был юный Аттила.

Рекомендуем
Флавий Аэций — последний из римлян

И хотя римская знать считала это своей победой, на самом деле она недооценила хитрость владыки гуннов, за что в скором времени сильно поплатилась.

Правители Рима были уверены, что смогут воспитать отпрысков вождя варваров так, чтобы они всей душой полюбили Рим и стали для него верным союзником в борьбе с восточным соседом.

К юным варварам приставили лучших учителей для того чтобы цивилизовать их и обеспечить самую роскошную жизнь в надежде навсегда привязать к Риму.

Лучшим из учеников стал Аттила. Римские обычаи были ему противны, но к наукам он проявил самый живой интерес. Будучи умным и внимательным учеником, Атилла быстро подметил все особенности ведения войны имперским войском и усвоил слабости римлян. Когда настало время возвращаться домой, он уже понимал, как можно сломить непобедимый Рим.

Восхождение императора гуннов

После смерти вождя Руа (434 год) во главе гуннов стали братья Аттила и Блед. Аттила в то время был уже зрелым опытным полководцем и государственным мужем, поэтому, получив власть, он активно приступил к расширению государства, обратив своё внимание на восток.

Аттила. Фрагмент фрески Делакруа, ок. 1840 г.

Границы Восточной империи тогда представляли собой лёгкую добычу, и гунны начали полномасштабное наступление. Летом 441 года Аттила и Блед пересекли пограничные регионы и разграбили провинции Иллирии, которые на то время являлись очень богатыми римскими торговыми центрами.

В 445 году после смерти брата Аттила становится полновластным правителем уже почти сформировавшейся гуннской империи (поговаривают, что Блед отправился на тот свет не без помощи своего родственника, хотя официальных обвинений последнему выдвинуть, конечно, никто не посмел).

Он продолжает вторжение на восток, грабя и уничтожая римские города, и останавливается буквально в 20 милях от Константинополя.

Закончился поход Аттилы тем, что в 447 году римлянам пришлось заключить унизительный мир с гуннами, согласно которому им пришлось платить вождю огромную дань золотом.

Нужно отметить, что Аттила здесь проявил удивительное миролюбие, поскольку ему ничто не мешало двинуться дальше и полностью стереть Константинополь с лица земли.

И даже неудавшееся покушение, заказанное Феодосием, не изменило настроения Аттилы. Ему было достаточно денежной компенсации и унижения императора.

К 451 н. э., империя Аттилы простиралась от регионов современной России вниз через Венгрию и через Германию во Францию. Он получил регулярную дань от Рима и при этом не забывал совершать набеги на римские территории, продолжая грабить и уничтожать провинциальные города.

Падение империи Атиллы

Если в период борьбы с Восточной Римской империей Аттила сохранял хотя бы видимость хороших отношений с Западом, то после фактической капитуляции Константинополя вождь гуннов решил подчинить Запад так же, как и Восток и для этого планировал сперва уничтожить раздираемую войной с германскими племенами Галлию, а затем уже и покорить оставшиеся территории Западной Римской империи. Но осуществить эти плану ему так и не удалось.

Почувствовав себя достаточно могущественным (и, скорее всего, получив сведения о поражении сил римлян в Африке в войне с вандалами) Аттила начал наступление. Сперва он пробовал вести переговоры с Римом и в обмен на свою лояльность потребовал руку принцессы Гонории и половину империи в качестве приданого.

Неудивительно, что сторонам так и не удалось договориться, и в 451 году в Галлии произошло знаменитое сражение на Каталаунских полях, прозванное позже «битвой народов».

Гунны наступали вместе со своими союзниками гепидами и другими германскими племенами, а на стороне римлян сражались вестготы, которые уже сами немало пострадали от гуннов. В этом сражении Аттиле противостоял его бывший друг и наставник Флавий Аэций. Жесточайшая битва так и не закончилась победой ни одной из сторон.

Два полководца потеряли в бою почти всех воинов и остались при своих — Аэцию удалось отразить нашествие гуннского царя, но набеги на западные провинции продолжались вплоть до смерти последнего в 453 году.

Конец же величайшего из гуннских вождей был совершенно бесславным.

Согласно сведениям позднеантичного историка Приска (а его сведения можно считать достоверными, поскольку умный и образованный хронист и дипломат быстро нашёл общий язык с Аттилой и долгое время жил у него при дворе), взяв себе новую молодую жену, Атилла «отпраздновал  первую брачную ночь со слишком большим количеством вина».

Отдыхая после любовных утех и чрезмерных возлияний, он заснул, лёжа на спине, и в это время у него случился «прилив лишней крови к голове». Будь Атилла в сознании, он отделался бы одним носовым кровотечением, но в этом случае кровь излилась в горло и убила его.

После смерти Аттилы править империей стали его сыновья. Но не обладая грозным нравом своего отца и даже толикой его ума, они быстро потеряли контроль над государством, которое постепенно начало распадаться. Впрочем, ослабленная кровопролитной войной Западная Римская империя тоже не смогла оправиться от удара и уже спустя несколько лет великий Рим пал и был разграблен вандалами.

Иллюстрация: depositphotos — © denistopal

РекомендуемПочему вандалов называют вандалами? История «вандализма»

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

by HyperComments

Источник: https://mydiscoveries.ru/gunnyi-pokoriteli-stepey

Гунны и их вождь Аттила

Племена гуннов: расцвет и падение. Аттила и гунны

По пути своего следования, а также в процессе жизнедеятельности на новом месте обитания хунны быстро и легко общались и даже смешивались с другими народами и племенами. Так, к моменту переселения гуннов в Поволжье и Приуралье здесь жили угорские племена. В результате такого синтеза некоторые изменения претерпели внешний облик и культура хуннов.

Вторжение гуннов в европу

В этой связи принято различать центральноазиатских хуннов и восточноевропейских гуннов. Если о первых мы знаем благодаря китайским источникам, то о вторых нам известно из трудов европейских авторов. Примечательно, что с момента своего первого появления в Восточной Европе в середине IIв. и до середины IVв. о гуннах нет каких-либо сведений.

По всей видимости, в течение двухсот лет продолжал идти поток кочевых народов с востока, который вливался в гуннский этнос, до той поры, пока этот конгломерат не достиг критической массы, требующей выплеска вовне. Такой выплеск происходит в 60-х годах IV века, когда гунны переходят Волгу и начинают продвигаться в Европу. Здесь они в первую очередь столкнулись с аланами и готами.

Несмотря на ассимиляцию, гунны сохранили хуннскую тактику ведения боя, основанную на легкой и маневренной кавалерии. Гуннские всадники, вооруженные луками, способными поражать дальние цели, не сближаясь с противником, осыпали их градом стрел.

При попытках противника сойтись с гуннами в ближнем бою те, обладая прекрасной маневренностью и мобильностью, рассыпались в разные стороны. Аланы и готы, имея более тяжелое вооружение, так и не сумели приспособиться к тактике гуннов и к 375 г. были ими разгромлены.

В конце IV века гунны, преодолев Кавказский хребет, стали совершать походы в страны Ближнего и Среднего Востока. Однако в этом регионе им так и не удалось углубить свое продвижение и в начале V в. они под натиском персов были вынуждены покинуть пределы Пе-

Ре’ !р[0сле относительной неудачи в персидских владениях гунны снова направляются на запад.

Переправившись через Дунай, они проникают в пределы Центральной Европы, пытаясь установить отношения с Римом. К этому времени контролируемая ими территория простиралась от Рейна до Волги.

Наивысшего расцвета гуннская культура достигла в так называемую эпоху Аттилы, который сумел не только объединить в одно целое западную и восточную части союза гуннских племен, создать мощное государство, простиравшееся от Кавказа до Эльбы, но и придать ему новое качество, с точки зрения культурно-цивилизационного измерения.

Аттила вождь гуннов

Аттила приходит к власти в 445 г. С этого времени он входит в поле зрения многих известных на европейском поприще государственных деятелей, военачальников, а также историков и исследователей- географов. Его имя становится знаковым на фоне исторически дряхлеющей Римской империи, кризиса отживающей и рождающейся новой исторической эпохи.

Многие притягательные черты характера Аттилы, особенно мужество, справедливость и толерантность, рождали желание воевать под его началом. Поэтому гуннская армия постоянно пополнялась представителями других народов.

https://www.youtube.com/watch?v=Bj4XxhAlC5w

В ней сражались остроготы, гепиды, руги и акациры, нередки были случаи, когда римляне и греки также действовали на стороне Аттилы, «предпочитавшие справедливость гуннского царя произволу и корысти цивилизованных римских чиновников». Интернациональный состав гуннской армии отмечается и в трудах современных европейских историков.

В оценке крупных исторических фигур всегда присутствует множественность подходов. Противоречивую оценку давали Аттиле уже при его жизни. Но имя этого гуннского полководца вошло в летописи и легенды многих народов.

https://www.youtube.com/watch?v=Bj4XxhAlC5w

В скандинавском эпосе «Эдда» он обозначен под именем Атли. Наиболее известным и значимым произведением о нем, в котором он выведен под именем Этцель, является немецкая поэма «Песнь о Нибелунгах», вошедшая в знаменитый сборник «Vilkina Saga». Как масштабная историческая фигура Аттила осмыслен в историческом романе М.М.Хабибуллина «Атилла».

По историческим меркам, гуннская держава просуществовала недолго. Но, базируясь на достаточно крепких исходных хуннско-тюркских культурных основаниях, гунны успели и сумели создать собственную культурную традицию, элементы которой явились ферментом формирования многих культурно-исторических типов, общностей, систем, в том числе западноевропейской и русской культуры.

Армия гуннов

Забота о поддержке высокого уровня военного дела вытекает из кочевого характера государства гуннов, она выступала формой ответа на вызовы своего времени. Она отвечала их мировоззрению и практическим жизненным потребностям.

Военная подготовка гуннов занимала важное место в общине. Малые дети были прекрасны обучены верховой езде и мастерской стрельбе из лука.

Но прежде чем сесть на вороненного жеребца, юному гунну приходилось пройти полный цикл тренировок на овцах. А тренировки охотничьих умений начинались со стрельбы по хорькам и мышам.

Для гуннов охота была не просто средством пропитания, а несла важный моральный посыл, убивая животным, гунны представляли, что убивают своих врагов.

Основной тактикой ведения боя, стремительный атаки в конном строю. Основные используемые виды оружия: сабли, копья, ну и конечно же луки, способные поражать врага на значительном расстоянии.

Тактика атакующих действия была настолько непредсказуема, что враг не сразу мог понять, атакуют гунны или отступают.

Так как гунны умели виртуозно управлять конями, соответственно их вектор движения постоянно изменялся, таким образом они заманивали врагов в ловушку, резко разворачивали коней и наносили разящие контратаки.

Но все навыки ведения войны были бы бесполезны, не обладая гунны безграничной храбростью умением соответственно ситуации постоянно обновлять традиционный тактический арсенал.

Поэтому не случайно, что длительное время на европейском военном театре гуннский вариант организации армии, стратегии и тактики ведения военных действий считался образцовым. Важным элементом военной политики была дипломатия, искусность которой не раз предотвращала, прекращала войны или снижала уровень человеческих, материальных, культурных потерь.

 Дипломатия гуннов

Анатолийский мир (Соглашение), заключенный Аттилой с римским императором Феодосием II, предотвратил возможное кровопролитие.

Победа, одержанная на Каталаунской равнине, служит ярким примером не только высокого военного искусства гуннов, но и великодушия победителей. Эту победу можно было бы довести до логического конца, т.е.

взять столицу легендарной империи — Рим. Столица, народ, сенат и папа — все были в панике. Не видели решения, кроме как сдаться.

Тогда к Аттиле выходит римский папа Леон в полном облачении апостольского наместника, сопровождаемый всем духовенством Рима и посольством императора Валентиниана, и от имени всего христианского мира умоляет не трогать город, в котором были накоплены культурные ценности общемирового значения: прекрасные памятники архитектуры, знаменитая Александрийская библиотека, в хранилищах которой были собраны уникальные документы-источники по истории Европы и Азии начиная с древних времен.

Аттила сохранил Рим в целости, предотвратив крах мировой культуры. Таких миротворческих актов, совершенных гуннами, немало. Аттила не один раз участвовал в переговорных процессах и дипломатическом улаживании межгосударственных конфликтов в Византии, Паннонии (Венгрии), Северном Причерноморье, на Северном Кавказе.

«Признанный искусный дипломат, Аттила вел челночную дипломатию, пишет В.В.

Николаев, — чем обеспечивал взаимодействие регионов и народов огромной державы, от Рейна до Волги, в том числе между гуннами в Паннонии, в придунайских районах (отметим, это было еще в самом начале V века, т.е.

до переселения туда аспаруховых болгар в VII веке), «черными гуннами» донских степей и Приазовья (болгарские народы), «белыми гуннами» Прикаспия (савиры).

Он посетил восточных хуннов в Центральной Азии на северо-западе Китайской империи, подкупил их тем фактом, что западные хунны (гунны) и восточные хунны говорили на одном языке.

Затем посетил Китай и установил с ним дружеские дипломатические отношения, обеспечив таким образом безопасность восточных границ державы. Уже будучи правителем, во время вояжа по своей империи с целью наведения порядка в Западной Европе перед решающими сражениями в Западной Европе, подавил восстание акациров.

Аттила изменил мир

Опыт организации дипломатической работы, посольских структур» ведения переговоров и заключения мирных договоров и соглашений, так же, как и многие элементы военной технологии, военного быта, принципы организации войск, были предметом подражания для последующих тюркских государственных объединений и их ближайших соседей, в том числе и Киевской Руси.

Одежда гуннов

Менее всего известно, к сожалению, то, что гунны были не только превосходными воинами, но и лучшими для своего времени кожевниками и ткачами.

Даже огромная армия воинов одевалась в холщовую рубаху, обеспечивалась кожаной обувью и меховой шапкой. Непревзойденного для своего времени мастерства достигло изготовление женской одежды.

Вот как описывает ее византийский посланник Приск Паннийский: «Одежда их женщин весьма опрятна и ловко сделана, она состоит из исподницы и кофты темно-синего цвета, обшита светлой каймой, и белой рубахи, спущенной ниже юбки и убранной складками около шеи и рук, с оборкою, похожею на кружева; девушки ходят с открытой головой, убирая волосы различными монетами. Все они носят серьги, запястья и кольца даже с трехлетнего возраста».

Культура гуннов

Важным элементом общей культуры для военного кочевого образа жизни была банная культура.

То, что для римлян баня была «инструментом» поддержания чистоплотности, здорового духа и эмоционального настроя, не является открытием. Но великолепие бани Аттилы построенной из камня и выглядевшей как шедевр зодчества, покоряло и римлян, и послов из самых разных стран .

Необходимо отметить, что если римские бани сооружались на основе использования теплых термальных вод, то гуннская банная система по своей технологии была рассчитана на бесперебойное функционирование в любых походных условиях. Она выступала важным условием поддержания санитарной гигиены и физического здоровья, а стало быть, и боеспособности воинов. Надо иметь в виду то, что в военных действиях принимала участие огромная масса людей.

По данным Иордана, войско Аттилы достигало примерно 500 тыс. человек. Зародившаяся тогда банная культура стала фактором сохранения здоровья, оптимизма и жизнеспособности общества в более широком контексте.

Освященная в последующем идеологией ислама в качестве важного элемента духовной жизни волжских булгар, она твердо вошла в повседневный быт татарского народа, стала культовым явлением, внедрилась в практику национального гостеприимства.

Музыкальные традиции и инструменты гуннов арфа, гармонь, кобыз, барабан, комуз (балалайка) впоследствии стали частью культурной жизни многих народов мира. Музыка сопровождала гуннов не только во время праздников и пиршеств.

Возможно, именно тогда общемировая дипломатическая практика обогатилась традицией встречать высоких гостей — правителей или послов других стран оркестровым маршем и песней, исполняемой женским или большим смешанным хором.

Нормой дипломатического этикета считалось и знание иных языков, особенно языков соседствующих или покоренных народов. В дипломатическом корпусе обязательно были толмачи — переводчики, посредники.

Многие авторитетные исследователи той эпохи (Иордан, Приск Паннийский и даже Аммиан Марцеллин) отмечали, что развитая коммуникативная культура, знание многих языков (кроме родного тюркского еще и греческого, латинского, германского, русского, готского и многих других) вообще было присуще гуннам.

Традиции, нормы, обычаи, уклад и образ жизни любой общности достигшие статуса этнической культуры, оказавшей воздействие на жизнеустройство других народов на огромных пространствах Евразии, не могут быть бесследно рассеянными ветрами истории, а их опыт служит «источником и началом» (fons et origo) истории и культуры последующих эпох.

Роль гуннов в истории

Оценивая историческую роль гуннов, А.Н.Бернштам полагал, что сила влияния гуннской культуры такова, что она в сильнейшей мере способствовала уничтожению античных рабовладельческих отношений и утверждению феодальных социально-экономических отношений.

Хотя этот тезис оспаривается, вряд ли можно умалить историческое значение целого среза культуры, впитавшей в себя опыт организации хозяйственной, военной и духовной жизни предыдущих эпох и цивилизаций.

Гунны ускорили развитие многих социально-экономических и духовных процессов на евразийском геополитическом пространстве. Для Европы гуннское государство стало фактором ускорения цивилизационного развития. Его влияние обнаруживается во многих сферах европейской жизни: в экономике, культуре, музыке, языке.

Тюркский язык на длительное время стал языком международного общения и переписки. К примеру, в романо-германском языке около 800 слов с тюркскими корнями.

Неоценимо высока роль гуннов и с точки зрения определения путей, направлений и перспектив последующего развития тюркской цивилизации, которая при ином стечении обстоятельств, без гуннского «капитала», могла бы иметь совершенно другой исход.

Вся последующая нить истории свидетельствует о том, что распад гуннской державы не пресек корней тюркской культуры, а явился важной составляющей той исторической почвы, на которой в последующем стала возможной консолидация множества локальных групп и сообществ вокруг одного организующего идейно-политического, культурно-цивилизационного ядра — Тюркского каганата.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/gunny-i-ix-vozhd-attila/

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: