Определение адаптационное поведение. Адаптивное и отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Глава I Проблема адаптивного поведения личности

Содержание
  1. Девиантное поведение – что это такое, его виды, признаки и причины
  2. Что такое девиантное поведение
  3. Признаки отклоняющегося поведения
  4. Виды отклоняющегося поведения
  5. Причины девиантного поведения
  6. Биологические факторы
  7. Психологические факторы
  8. Социологические факторы
  9. Является ли девиантным поведением наркомания
  10. Смотреть видео
  11. Девиантное поведение детей и подростков. Коррекция девиантного поведения
  12. Девиантное поведение детей
  13. Девиантное поведение подростков
  14. Профилактика девиантного поведения
  15. Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей
  16. Коррекция девиантного поведения
  17. Адаптивное поведение личности: формы и типы
  18. Формы
  19. Формально-внешнее приспособление
  20. Ситуативное согласие
  21. Полезные ассоциации
  22. Типы
  23. Бегство от негативного влияния
  24. Беспрекословное подчинение
  25. Активное противодействие
  26. Вместо заключения
  27. Девиантное поведение подростков – причины, формы, коррекция, профилактика
  28. Причины девиантного поведения подростков
  29. Виды и формы девиантного поведения
  30. Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Девиантное поведение – что это такое, его виды, признаки и причины

Определение адаптационное поведение. Адаптивное и отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Глава I Проблема адаптивного поведения личности

Словосочетание «девиантное поведение» у многих рождает ассоциацию с преступностью, психическими заболеваниями и просто аморальными поступками. Однако в психологии далеко не всякое девиантное поведение считается негативным явлением. Тем более, что социальные нормы и стандарты сами по себе бывают деструктивными и «неправильными».

Что такое девиантное поведение

Под девиантным поведением принято понимать действия, противоречащие установленным социальным нормам.

Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.

Попросту говоря, девиация – это нарушение каких-либо правил. В связи с этим психологи утверждают, что абсолютное большинство людей на планете являются девиантами.

Действительно, трудно прожить всю жизнь, не нарушая ни единого установленного правила – под этим понимаются не только государственное законодательство, но и некие неформальные установления, вроде необходимости общаться с друзьями в свободное время.

Слишком высокое трудолюбие («трудоголизм»), увлечение диетами – это тоже девиации.

Признаки отклоняющегося поведения

Выделяются чёткие признаки того, что действия индивида являются отклоняющимся поведением, а именно:

  • Несоответствие общепринятым социальным нормам;
  • Нарушение этих норм;
  • Негативная оценка окружающих, введение санкций;
  • Нанесение ущерба себе и окружающим;
  • Устойчивость – антиобщественный поступок повторяется много раз;
  • Социальная дезадаптация;
  • Общая направленность личности – разрушительная.

Последний признак, однако, является спорным. Ведь под понятие девиантного поведения подпадают и такие случаи, как талант, гениальность, героизм и самопожертвование. Такие действия и проявления тоже нарушают какие-то установленные правила, но в конечном итоге их целью является созидание, иногда даже спасение общества.

Виды отклоняющегося поведения

Психология, социология и медицина имеют свои подходы к определению девиантного поведения и по-разному классифицируют его виды. Разные научные направления даже по-разному определяют поступки и действия – какое-то действие одна школа считает «нормальным», а другая – девиантным.

Одна из существующих классификаций отклоняющегося поведения предложена Ц.П. Короленко и Т. А. Донских – отечественными психиатрами.

  • Нестандартное поведение – при этом индивид нарушает какие-то правила, но в целом его деятельность имеет позитивный характер и полезна для общества.
  • Деструктивное поведение – имеет разрушительную направленность. При этом выделяются внешнедеструктивные и внутридеструктивные поступки. В первом случае человек либо использует некие средства, чтобы уйти от реальности и получить желаемые эмоции (алкоголизм, наркомания, азартные игры и др.), либо напрямую нарушает законы и наносит ущерб окружающим.

Во втором случае действия человека направлены на прямое саморазрушение – суицид, фанатизм, конформизм, нарциссизм и др.

Поведение человека само по себе является реакцией на общественные нормы. Таких реакций может существовать всего несколько, и их описание дал в своё время Роберт Кинг Мёртон – один из крупнейших социологов двадцатого века.

Каждое общество формирует как цели своего существования, так и средства их достижения, и каждый индивид отвечает на это посредством одной из возможных реакций:

  • Подчинение – полное подчинение и целям, и средствам их достижения;
  • Инновация – индивид подчиняется целям общества, но использует иные средства их достижения;
  • Ритуализм – цель отвергается как недостижимая, но остаётся «механическое» следование традициям;
  • Ретретизм – уход из общества вследствие несогласия с его целями и средствами;
  • Мятеж – попытка внести новый порядок в общество, изменить и цели, и средства.

Три из этих типов поведения являются откровенно девиантными. А вот ритуальное поведение в большинстве случаев не воспринимается как девиантное: общество, как правило, обращает внимание лишь на внешнюю сторону поведения отдельных людей. Есть мнение, что почти все члены общества исповедуют ритуальное поведение, не задумываясь о целях существования или даже прямо отрицая их.

Причины девиантного поведения

«Неправильное» поведение людей может быть продиктовано одним или несколькими возможными факторами:

Биологические факторы

Некоторые люди сами по себе предрасположены действовать не так, как им велят окружающие. Таких людей иногда можно определить по внешнему облику.

Психологические факторы

Девиантное поведение в данном случае объясняется воздействием на человека внешних факторов и раздражителей, а также его психологическим складом, имеющим врождённый характер.

Социологические факторы

В данном случае «неправильное» поведение объясняется непостоянством социальных норм и правил, их изменчивостью, разложением и отторжением, из-за чего образуется некий духовный вакуум в социуме.

Можно сказать, что основная причина девиантного поведения заключается в несоответствии желаний и намерений отдельного человека запросам и установкам большинства. Склонность к «неправильным поступкам» заложена в самой природе человека, который является не только социальным организмом, но ещё и личностью.

Человеческий социум имеет много сходного с сообществами так называемых общественных животных (муравьёв, львов, слонов и др.), но есть и существенное отличие: люди в обществе не являются точной копией друг друга и всецело не полагаются в своей жизни на некий общий «сверхразум».

Если у животных социум способствует сохранению и продолжению рода, то у человека он играет двоякую роль; социум может не только защищать своих членов, но и подавлять и уничтожать наиболее ценных из них.

Естественно, здесь возникают разногласия между общественным «сверхразумом» и разумением отдельного человека. И это не всегда эгоистическое разумение: многие люди имеют обострённое чувство жалости и справедливости, они хотят и могут сделать мир лучше. Но большая часть людей не хочет «лучше», она хочет лишь стабильности.

Бывает и так, что человек вроде бы и не является носителем каких-то полезных качеств для всего социума, но и разрушительными его желания не назовёшь.

Например, он просто хочет танцевать свои любимые танцы и слушать любимую музыку, несмотря на то, что в данном социуме эти танцы и музыка считаются неприемлемыми.

Так было, к примеру, в СССР, когда преследовали «рокеров», «стиляг» и тому подобных представителей так называемых гедонистических субкультур. Гедонистическими называют субкультуры, развивающие получение удовольствия и позитивных эмоций от жизни.

Однако на участников таких субкультур в разное время навешивали уничижительные ярлыки и объявляли их разрушителями. Признаком девиантного поведения в СССР официально считалась даже улыбка на дискотеке – за неё могли привести в милицию или отчислить из Комсомола.

Является ли девиантным поведением наркомания

На самом деле таковым является лишь употребление тяжёлых наркотиков. Умеренное употребление лёгких наркотиков не наносит вреда окружающим и приносит гораздо меньше время самому потребителю, чем банальное курение сигарет.

Между тем употребление лёгких наркотиков в нашем обществе заклеймено как деструктивное поведение, тогда как курение сигарет считается вполне нормальным, а алкоголизм (самое разрушительное явление в обществе) даже всячески поощряется в неких кругах.

Больше того, трезвый образ жизни считается девиантным поведением, хоть и неофициально: «А ты чё не пьёшь, не русский, что ли?!».

Условность понятия «отклоняющееся поведение» наглядно показали авторы антиутопий. Так, в романе Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» девиантным поведением является чтение.

В других антиутопиях это могли быть любые личные отношения, прикосновения, объятия, рациональное поведение, даже уклонение от развлечений («О дивный новый мир» Хаксли).

Таким образом, то, что в нашем мире считается нормальным и даже поощряется, в антиутопиях объявлялось преступным и аморальным.

Впрочем, подобные трансформации имеют место не только в антиутопиях.

К примеру, в России до революции девиантным поведением считалось уклонение от посещения храма и неверие в бога; в советскую эпоху, наоборот, таковым считались посещение церкви и религиозность; в наше время правящими кругами насаждается прежний, дореволюционный взгляд – пока неофициально, но это вполне может принять официальный вид.

Выше было сказано о биологических факторах девиантного поведения. Они действительно могут иметь некоторое влияние на человека, но нельзя их преувеличивать.

Бывают излишне злобные и агрессивные люди, имеющие к тому же сниженный уровень интеллекта и с трудом поддающиеся влиянию окружающих – необучаемые, не способные обуздывать физиологические влечения.

Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо установил, что примерно у трети рассмотренных им заключённых тюрем помимо этого набора психологических характеристик наблюдаются внешние признаки «криминальности»: неправильная челюсть, длинные руки, редкая борода и др.

Однако впоследствии теория Ломброзо была опровергнута. Действительно, не всякий «обезьяноподобный» человек оказывается носителем преступного поведения, и далеко не каждый принципиальный (или «врождённый») преступник имеет указанную внешность.

У разных исследователей неоднократно были попытки объяснить девиантное поведение биологическими особенностями организма.

По одной из таких теорий, существенную роль в этом играет фигура: полные люди общительны и дружелюбны, люди с хрупким телом склонны к осторожности, нервозности и самоанализу, а те, кто имеет стройное тело и развитую физическую силу, отличаются напористым характером, малочувствительны к боли и с большей вероятностью оказываются преступниками.

Однако большинство учёных всё-таки отвергает биологические теории девиантности. Единственное, с чем они согласны, – это влияние типа нервной системы на девиантность, но это влияние всё равно не является решающим.

Больший вес имеют социально-психологические теории девиантного поведения. Автором одной из них является Беккер. По его мнению, высшие и влиятельные слои общества склонны навешивать определённые ярлыки на представителей низших слоёв, и эти ярлыки играют роль самоисполняющихся пророчеств.

К примеру, традиционно девиантными считаются такие группы населения, как цыгане, бомжи, а также алкоголики и наркоманы.

Представители этих категорий населения подвергаются унижениям, оскорблениям, их права нарушаются, несмотря на то, что среди этих людей изначально есть много «нормальных», которые не нарушают законы и не обижают других.

Ярлыки и унижения, однако, вынуждают этих людей противодействовать, и не всегда это законные способы. Цыгане, поголовно объявленные преступниками, в итоге действительно становятся преступниками, ведь для них оказываются закрыты законные способы удовлетворения жизненных потребностей.

Однако с психологическими факторами не всё столь однозначно. Скажем, классический бихевиоризм утверждает, что все поступки человека – это реакции на определённые воздействия окружающей среды; и если ребёнка с самого начала строго наказывать за проступки, в дальнейшем у него выработается боязнь совершать такие действия.

Это похоже на дрессировку животных. В действительности отнюдь не всякий человек указанным образом реагирует на такую дрессировку. Часто бывает так: как только наказания прекращаются, человек чувствует, что у него развязаны руки, и пускается во все тяжкие.

Держать такого человека в рамках дозволенного может только постоянная угроза быть наказанным.

Девиантное поведение и реакция на него наглядно описаны в известной модели «ведро с крабами». Как только один краб пытается выбраться из ведра наружу, остальные тут же втягивают его обратно. Вся вина этого единственного краба заключается в том, что он ведёт себя не так, как остальные, и делает иной выбор в своей жизни; но остальные воспринимают такое поведение как разрушение всего общества.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/220-deviantnoe-povedenie.html

Девиантное поведение детей и подростков. Коррекция девиантного поведения

Определение адаптационное поведение. Адаптивное и отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Глава I Проблема адаптивного поведения личности

Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.

Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.

Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:

  • корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
  • агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
  • социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).

С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:

  • позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
  • негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.

Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:

  • антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
  • асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
  • аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.

Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним.

Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например,  воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е.

даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения.

Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут.

Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание.

Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра «Эмбер» подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.

Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!

Источник: https://emberint.ru/articles/deviantnoe-povedenie/

Адаптивное поведение личности: формы и типы

Определение адаптационное поведение. Адаптивное и отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Глава I Проблема адаптивного поведения личности

Адаптивное поведение представляет собой комплекс психоэмоциональных реакций человека, направленных на привыкание к определенным условиям жизни. Иногда на это может уходить достаточно много времени.

В некоторых случаях человеку приходится значительно бороться с самим собой, прибегать к компромиссу, изучать новые способы взаимодействия.

Адаптивное поведение относится к числу таких проявлений личности, которые она имеет возможность самостоятельно выбирать.

У каждого индивида существуют свои механизмы приспособления к конкретной ситуации. В большинстве случаев возникшую проблему всегда можно решить.

Формы

Формирование адаптивного поведения, как правило, происходит в детстве. Именно в юном возрасте мы учимся выстраивать конструктивную коммуникацию. Если возникают какие-либо осложнения, то с ними тоже приходится иметь дело. Так ребенок учится приспосабливаться к изменившимся условиям жизни.

Во взрослом возрасте индивид укрепляет и расширяет свои возможности, но очень часто продолжает во многом опираться на прошлый опыт. Адаптивные формы поведения позволяют максимально безболезненно приспособиться к окружающей действительности, какой бы пугающей она ни казалась. Рассмотрим их подробнее.

Формально-внешнее приспособление

Возникает в том случае, когда индивид оказывается не в силах напрямую выразить тревожащие его чувства. Иногда на принятие такого решения влияют внутренние страхи, неспособность отстаивать свои интересы.

По этой причине он начинает старательно делать вид, что соглашается с большинством, в то время как собственное мнение все равно оставляет при себе. Формально-внешнее приспособление очень часто встречается в больших коллективах, где вероятность возникновения конфликта очень высока.

Ситуативное согласие

Такая форма адаптационного поведения формируется в случае появления необходимости проявить солидарность с кем-либо. Она возникает на почве конкретной ситуации и не затрагивает большой промежуток времени. Просто в определенный момент человек понимает, что ему становится гораздо выгоднее с чем-то согласиться, чем доказывать свою правоту.

Когда мы понимаем, что изначально преимущества находятся не на нашей стороне, то разумнее вовсе отказаться от борьбы.

Полезные ассоциации

Речь идет о том, чтобы начать сознательно искать сходство между собой и тем коллективом, в котором вынужден находиться. Большинство людей прямо-таки заставляют себя это делать, поскольку в противном случае придется бороться с депрессией.

Человек начинает прибегать к полезным ассоциациям с единственной целью — облегчить собственные переживания. Когда мы понимаем, что чем-то похожи на своего начальника, становится проще в дальнейшем выстраивать с ним процесс гармоничного общения.

В этом случае даже обиды становятся чем-то излишним.

Типы

Адаптивное поведение в действительности может по-разному выражаться. Дело в том, что все люди, оказавшись в новых и неприятных для себя условиях, начинают искать те модели поведения, которые не противоречили бы их внутренней сущности.

Никто никогда не поступает одинаково только потому, что так принято. Каждый выбирает в зависимости от собственной ситуативной выгоды. Примечательно, что мы не всегда осознаем, что тем самым подстраиваемся под окружающих, а не отстаиваем индивидуальный интерес.

Рассмотрим подробнее распространенные типы такого приспособительного поведения.

Бегство от негативного влияния

Любой неприятный раздражитель — это воздействие дополнительного стресса. Именно так он и воспринимается большинством людей, а вовсе не как возможность повысить свою самооценку.

Поэтому, если что-то сильно пугает и тревожит, возникает потребность освободиться от источника раздражения. Когда мы не имеем представления о том, как решить сложную задачу, то предпочитаем мысленно отказаться от любых действий.

Тем самым снижается и уровень тревожности.

Беспрекословное подчинение

Это пассивный способ избавиться от выраженного внутреннего дискомфорта. Нужно просто постараться переложить с себя ответственность на кого-то другого. Адаптивное поведение помогает преодолеть состояние бессилия и душевной подавленности.

При этом человек может длительное время не соглашаться с ситуацией, накапливать в себе злость и раздражение. Такое поведение нельзя назвать конструктивным, но многие люди к нему прибегают.

Активное противодействие

Некоторые люди никак не могут представить себе, как можно проявлять собственное несогласие молча. Они по возможности предпочитают действовать открыто, искать пути эффективного урегулирования ситуации.

Активное противодействие подразумевает, что человек обладает определенной смелостью и хочет самостоятельно принимать решения.

Иногда на этом фоне конфликт еще больше разрастается, однако индивид приходит в состояние внутреннего удовлетворения.

Вместо заключения

Таким образом, все виды адаптивного поведения — это всегда защитная реакция психики. Она регулирует состояние нашего душевного благополучия. Любое привыкание необходимо для того, чтобы подстроиться под определенные внешние обстоятельства, выработать у себя конкретные способы взаимодействия с окружающими согласно возникшей ситуации.

Если бы люди не умели приспосабливаться к изменившимся условиям существования, то не смогли бы понять, как им дальше жить и выстраивать отношения в коллективе, с родственниками, друзьями и знакомыми.

Источник: https://labuda.blog/209422

Девиантное поведение подростков – причины, формы, коррекция, профилактика

Определение адаптационное поведение. Адаптивное и отклоняющееся поведение несовершеннолетних. Глава I Проблема адаптивного поведения личности

Девиантное или отклоняющееся поведение целесообразно рассматривать с двух сторон.

  • С одной стороны, это действия и поступки людей, которые не соответствуют принятым в обществе нормам. Такое поведение изучают психология и педагогика.
  • С другой стороны, это деятельность людей как социальное явление, которое проявляется в виде нарушения социальных стандартов, пренебрежения культурными ценностями, причинения вреда другим. В этом значении девиантное поведение – предмет изучения социологии и права.

Отклоняющееся поведение всегда отклоняется от нормы.

При этом понятие «нормальное поведение» сложно тем, что границы его достаточно размыты. Нормальным принято называть поведение, которое присуще большинству людей и одобряется в обществе. Но то, что в разные времена, в отдельных странах и культурах, в несхожих социальных слоях считается нормальным, то в других – нет.

К тому же общественные нормы довольно подвижны и постоянно меняются.

Девиантное поведение разрушительно, оно причиняет ущерб другим людям или самой личности, характеризуется систематичностью и вызывает социальную изоляцию и общественное осуждение.

Причины девиантного поведения подростков

На формирование девиантного отклоняющегося поведения влияет целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих факторов.

Биологические и психологические факторы связаны с:

  • анатомическими особенностями организма;
  • врожденными или приобретенными травмами, физическими дефектами;
  • поражениями и заболеваниями головного мозга;
  • психическими или умственными нарушениями;
  • наличием акцентуированных черт характера;
  • особенностями нервной системы и др.

Физическое и психическое развитие в подростковом возрасте претерпевают значительные изменения. Превосходство отдельных юношей в силе и росте над слабостью или неполноценностью других, формируют эмоциональное напряжение, искажение образа «Я», желание компенсировать недостатки любыми способами.

Непропорциональное развитие отдельных сторон личности приводит к частым сменам настроения, вспышкам агрессии, эмоциональным расстройствам.

Чувство «взрослости» и стремление к самостоятельности сочетается с неуверенностью в своих силах и потребностью в нежности.

Различия в темпах полового созревания и не до конца сформированная половая идентификация также влияют на поведение подростков, нередко вызывая впоследствии отклонения в интимной сфере.

Отдельно необходимо сказать про акцентуации подростков, так как именно в этом возрасте черты характера особенно заостряются.

Акцентуация представляет собой усиление степени определенной черты характера. Подростки с акцентуированными чертами чувствительней и специфичней реагируют на определенные жизненные ситуации. Многие из этих реакций воспринимаются окружающими как неадекватные и опасные.

Родителям желательно знать особенности своего ребенка, чтобы лучше понимать его поступки и не допустить развития психопатологии, которой занимаются психиатры.

Биологические и психологические факторы определяют силу и характер реакций человека на любые внешние воздействия, но они действуют всегда в пределах определенного социального окружения.

Социальные факторы связаны с:

  • дисгармоничными семейными взаимоотношениями;
  • устойчивой школьной дезадаптацией и педагогической запущенностью;
  • различиями между личными целями, направленными на успех, и нехваткой средств для их достижения;
  • неблагоприятными социально-экономическими условиями;
  • влиянием норм девиантной субкультуры и др.

Недостаток любви и заботы, холодность и отчужденность между членами семьи, отсутствие примеров нравственного поведения родителей, авторитарные методы воспитания, физическое насилие – эти и другие нарушения в семейных отношениях отрицательно сказываются на формировании личности подрастающего ребенка.

Влияние различных субкультур (хиппи, металлисты, скинхеды, эмо и т.п.) на созревающую личность очень значимо, поскольку подросткам свойственно причислять себя к какой-либо неформальной группе. Когда потребности группы начинают доминировать, для ее членов становится особенно важным соответствовать групповым нормам, подражать лидерам, выделяться среди других.

Вот почему подростки с их незрелой психикой, попавшие под влияние девиантной субкультуры, с немалой вероятностью совершают противоправные поступки.

Виды и формы девиантного поведения

Так как отклоняющееся поведение является междисциплинарным явлением, единой классификации его видов и форм не существует.

Медицинская классификация поведенческих расстройств учитывает только патологические формы и основана на сугубо медицинских критериях.

Среди поведенческих расстройств, характерных для подросткового возраста, в частности, можно выделить: гиперкинетические расстройства и различные расстройства поведения.

Психологических классификаций существует несколько, в зависимости от выбранных критериев. Рассмотрим одну из них.

Три категории девиантного поведения:

  • Антисоциальное поведение.

К этой группе относятся действия, связанные с нарушением правовых норм и общественного порядка, запрещенные законом, которые угрожают здоровью и благополучию людей. В подростковом возрасте это: хулиганское поведение, кражи, торговля наркотическими средствами, вандализм, насилие.

  • Асоциальное (аморальное) поведение.

Группа объединяет действия, связанные с нарушением морально-нравственных норм, угрожающие нормальным межличностным отношениям. У подростков такое поведение выражается в форме бродяжничества, употребления наркотиков, алкоголизма, агрессивного поведения, различных нарушений сексуального характера.

  • Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

К этой группе относятся все действия, связанные с причинением вреда самой личности. Более характерными для подростковой среды являются: пищевая, химическая, компьютерная зависимости, а также суицидальное поведение.

Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Предотвратить отклоняющееся поведение гораздо продуктивнее, чем потом исправлять, но, к сожалению, в нашем обществе отдельное равнодушие к судьбе подростков все чаще становится повсеместной нормой.

Семья и то, социальное окружение, в котором формируется личность ребенка, оказывают первостепенное значение для профилактики девиантного поведения. Именно в семье с раннего возраста закладываются базовые ценности и поведенческие стереотипы, которые становятся основой мировоззрения и убеждений взрослого человека.

В современных условиях отсутствие общих дел родителей и детей, не привлечение подростков к полезному и активному труду, к познавательному досугу, приводят к тому, что активность молодого растущего организма направляется часто на асоциальное поведение под влиянием группы сверстников.

В школе вовремя оказанная психологическая и педагогическая помощь могут предупредить деформацию юной личности. Совместная работа психолога и педагога с родителями должна быть направлена на подбор индивидуальной программы коррекции.

Психологические тренинги и педагогическое просвещение помогают мамам и папам наладить контакт со своим ребенком, привлечь их внимание к особенностям кризиса подросткового возраста и преодолеть все его последствия благополучно.

При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним.

Профилактика девиантного поведения в школе должна включать меры общего и специального воздействия. Общая профилактика предусматривает одинаковые для всех учащихся мероприятия по предупреждению асоциального поведения.

Специальная профилактика направлена на выявление детей, нуждающихся в повышенном внимании, изучение неблагоприятных условий и причин, которые приводят к девиантному поведению, и разработку необходимых коррекционных мер.

Создание службы психологической помощи семьям и детям, где могут квалифицированно проконсультировать или направить для дальнейшей психотерапевтической помощи к узким специалистам, способствует формированию в образовательном учреждении особой социальной зоны контроля и влияния на «трудных» подростков.

При этом следует учитывать, что некоторые несовершеннолетние не посещают школу и ориентируются в своем поведении на неформальные (часто – деструктивные и криминальные) группы, воздействовать на которые довольно сложно.

Индивидуальная и групповая психологическая коррекция должна быть направлена, прежде всего, на осознание подростком своих индивидуальных особенностей, своей роли в семье и в окружающем мире.

Только комплексные усилия педагогов, психологов, родителей, социальных работников будут способствовать наибольшей эффективности профилактических и коррекционных мер по устранению девиантного поведения детей и подростков.

Источник: https://japsix.ru/deviantnoe-povedenie-podrostkov-prichiny-korrektsiya/

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: