Место и значение права в регламентировании инноваций. Правовое регулирование инновационной деятельности

Законодательное регулирование инновационной деятельности

Место и значение права в регламентировании инноваций. Правовое регулирование инновационной деятельности

Инновационное развитие экономики страны регулируется с точки зрения права, регулирование происходит между взаимоотношениями субъектов инноваций и других участников инновационного процесса. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности предполагает:

  • установление правовых норм взаимоотношений субъектов;
  • охрану прав и интересов субъектов, например, авторских прав;
  • охрану прав владения, пользования и распоряжения результатами научно-технической деятельности инновационного характера;
  • защиту промышленной и интеллектуальной собственности
  • заключение договоров в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проектов и изысканий, по оказанию услуг для развития инновационной деятельности;
  • заключение контрактов с инвесторами.

Первые НПА в сфере инноваций относятся к 1990-м годам. Тогда юристы в России имели слабое представление о содержании и формах данного вида деятельности. Плановая экономика имела другие формы организации и внедрения изобретений и новшеств.

Научно-исследовательская работа являлась продолжением научно-технической деятельности и являлась функцией государства. Инновационная деятельность является предпринимательской.

Поэтому в 1990-е годы применялись нормы, регулирующие науку и научную деятельность, и нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность.

По прошествии времени стало ясно, что инновационная деятельность имеет четко выраженную специфику, поэтому необходимы специальные законы и подзаконные акты.

На сегодняшний день нельзя говорить о сформированной, последовательной нормативно-правовой базе в области инноваций в России.

Поскольку системный подход к формированию нормативно-правовой базы в инновационной деятельности отсутствует, тормозится развитие самой инновационной деятельности. Субъекты РФ пытаются принимать правовые документы на уровне регионов и устранить этот недостаток.

Сложность разработки нормативно-правовой базы зависит от нескольких причин, в том числе и от различной трактовки понятий «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика».

Правовые исследования в области инноваций не так широки, как экономические. Действительно, инновационная тематика имеет экономические корни, и тема разрабатывалась по большей части экономистами. Но в последнее время ученые пришли к выводу, что изучать инновации необходимо комплексно, в том числе и с правовой точки зрения.

Замечание 1

Юристы указывают на то, что необходимо создать четкий механизм правового регулирования инноваций, как одного из главных элементов экономических реформ.

Пока в современной правовой доктрине нет темы инноваций, поэтому право вынуждено решать возникшие ситуации, опираясь на имеющуюся нормативно-правовую базу.

Замечание 2

Экономика призвана сформировать систему знаний относительно сущности инновационной деятельности как экономического явления. Юриспруденция должна осмыслить инновационную деятельность с точки зрения правоведения.

В законодательстве РФ имеется большое число разрозненных НПА так или иначе регламентирующих инновационную деятельность. Часто они противоречат друг другу. Нужно упорядочивание НПА, одним из способов является систематизация законодательства.

Каждый год в России принимается около 2 тысяч НПА, половина из них имеет инновационную тематику. То есть массив НПА огромен, и найти нужный документ, касающийся той или другой стороны инноваций довольно сложно, а изучить этот документ во взаимосвязи с другими нормами права тем более.

Только систематизация законов, подготовленная юристами и правоведами, способна облегчить работу.

Замечание 3

Необходимо провести подробный анализ НПА, касающихся инноваций, собрать их воедино и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.

Работа по формированию систематизированной нормативно-правовой базы идет, кроме этого, в последние годы принят ряд значимых документов, которые касаются инновационной сферы и регулирования отношений между субъектами в ней. Огромная роль в этом вопросе отводится региональным властям.

Правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности относится исключительно к ведению РФ, так как это важные общественные отношения и в них заинтересованы все субъекты, поэтому необходимо единое правовое пространство в области гражданско-правового регулирования на всей территории РФ.

В других государствах законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе централизовано, так как единое правовое регулирование служит интересам личности и государства в целом.

Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на федеральном уровне служит сохранению и приумножению интеллектуального потенциала страны, предотвращению его утечки за рубеж, эффективному использованию.

Замечание 4

Субъекты в своих НПА также должны касаться инновационной тематики. Региональные власти принимают активное участие в правовом регулировании инновационной деятельности и в построении системной местной законодательной базы.

Задачи законодательства в сфере инноваций

Задачи в области разработки и систематизации инновационного законодательства:

  • развивать науку, разработки прикладного характера, формировать систему долгосрочного прогнозирования развития ведущих направлений науки, инновационных технологий;
  • эффективно использовать результаты инноваций, формировать рынки потребления научно-технической продукции;
  • создавать систему гос. заказов, привлекать инвестиции в инновационную деятельность;
  • обеспечивать правовую безопасность результатов интеллектуальной деятельности;
  • создавать и совершенствовать механизмы государственного и частного партнерства, регулировать инновационный процесс;
  • сохранять и формировать кадровый потенциал инновационного комплекса;
  • повышать престиж научной, научно-технической, образовательной и инновационной деятельности;
  • создавать финансовую платформу для развития инноваций, развивать федеральные, межрегиональные фонды развития, интегрировать в эту сферу государственную поддержку и поддержку предпринимательского сектора экономики;
  • регулировать сотрудничество в области науки, техники, инноваций путем участия в международных научных организациях, создания научно-производственных структур, продвижения на мировой рынок отечественной научной продукции.

Базовыми документами нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в России являются Конституция РФ, ГК РФ, ФЗ и иные НПА РФ и субъектов, а также международные договоры РФ. Законодательную базу можно систематизировать по пяти направлениям:

  • Декларационные акты: концепции, программы, доктрины, документы, определяющие целевые установки гос. политики;
  • Указы, законы, постановления, распоряжения, которые определяют функции органов, организаций, фондов в области инноваций;
  • Распоряжения Правительства, которые утверждают планы развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Данные документы содержат основные положения концепций по реформированию научной отрасли, внедрению инноваций в экономике, а также мероприятия по стимулированию инноваций;
  • НПА, регулирующие статус инновационных зон: наукоградов, академгородков и пр.;
  • Законы регионов в области инноваций.

Опиши задание

Основные НПА, регулирующие инновационную деятельность

Основные нормативные акты в области развития инновационной деятельности представлены ниже:

Рисунок 1. Основные нормативные акты, регламентирующие отношения и принципы развития инновационной деятельности в РФ

роль в регулировании инновационной деятельности принадлежит стратегическим федеральным документам. Прежде всего это концепции и стратегии развития страны, например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 г.

Чтобы развивать процессы, связанные с инновациями, необходимо регулировать финансирование НИОКР. НПА, связанные с финансированием научных исследований, экспериментальных разработок представлены ниже:

Рисунок 2. Основные нормативные акты, регулирующие отношения в области финансирования научных исследований и экспериментальных разработок

Необходимость принятия расширенного федерального закона об инновационной деятельности

Если проанализировать все имеющиеся НПА в сфере инноваций, то можно прийти к выводу, что значительное число НПА затрагивают данную область, но отсутствует единая согласованная законодательная база. Работа по усовершенствованию правового поля в данный момент ведется интенсивно. В связи с этим можно выделить две основные задачи, решить которые законодателям необходимо в самое ближайшее время:

  • упорядочение действующего законодательства федерального и регионального уровней;
  • принятие расширенного специального федерального закона, регулирующего инновации в РФ с учетом анализа уже имеющегося законодательства и законов других стран, а также правоприменительной практики.

Инкорпорация норм международного права в законодательство РФ – один из способов согласовать нормы международного и национального права.

При принятии закона необходимо отразить следующие положения:

  • принципы инновационной деятельности;
  • предмет;
  • субъекты правового регулирования инновационных отношений;
  • место закона в системе действующего законодательства;
  • источники финансирования;
  • меры гос. поддержки;
  • основы стимулирования творчества и инновационной активности;
  • юридическая ответственность субъектов за нарушение исключительных прав.

Инновационная сфера входит в экономическую систему, это значит, что методы правового регулирования такие же.

Но состав субъектных и объектных отношений в инновационной сфере имеет свои особенности, поэтому оказалось недостаточно гражданско-правовых норм, которые существуют и относятся к институту интеллектуальной собственности, имущественных и неимущественных прав. Также обнаружился недостаток форм договоров о порядке проведения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

Участники инновационного процесса нуждаются в эффективном юридическом механизме, который бы оформлял отношения между субъектами и другими участниками экономического рынка.

Вся совокупность правовых норм, касающихся инноваций, должна образовать правовую среду инновационного предпринимательства. Инновационное законодательство следует относить к комплексной правовой отрасли, так как оно вбирает в себя элементы разных отраслей права.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/investirovanie/innovatsionnaja-politika/regulirovanie-innovatsionnoj-dejatelnosti/

Кто отвечает за инновации в России?

Место и значение права в регламентировании инноваций. Правовое регулирование инновационной деятельности

Развитие инноваций – это стратегическая задача для роста экономики, которая сегодня стоит перед Россией.

Конкуренция в сфере производства и услуг требует внедрения технологий новых поколений, что помогает удерживать свою нишу и предоставляет ряд преимуществ для увеличения границ влияния.

Способствовать росту и продвижению инноваций в производстве призвана поддержка со стороны государства и правовое регулирование инновационной деятельности.

Основу законодательного регулирования в области передовой деятельности составляют:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Законы:
    • «Об авторском праве и смежных правах»;
    • «О науке и государственной научно-технической политике»;
    • «Патентный закон РФ»;
    • «Об инновационном центре «Сколково».
  3. Указы и распоряжения:
    • «О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России»;
    • «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Правовое сопровождение призвано обеспечить крепкий фундамент по защите законных прав и интересов всех участников области инноваций, занятых в создании и внедрении интеллектуального продукта независимо от форм собственности.

Сравнение с лучшими мировыми практиками

В пользу правильного курса государства взятого в инновационном направлении экономики России говорит «Глобальный рейтинг инноваций». В 2012 году РФ находилась на 51 месте из 140 государств. По итогам 2017 года Россия поднялась на 45 строчку. Лучшими в среде инноваций признаны Швейцария, Швеция, Нидерланды, США, замыкает пятерку лидеров Великобритания.

Понять текущее состояние России в области современных наукоёмких технологий поможет сравнительный анализ со странами, занимающими лидирующие позиции в области передовых технологий.

Стратегия развития в США

На первоначальном этапе государство, как орган власти, обеспечило правовой климат, устранило барьеры правового и финансового характера, которые препятствовали разработкам инноваций и практическому внедрению нововведений. В 1960-е годы была сформирована «Программа гражданских промышленных технологий».

Правительство воздействует на все процессы инновационного сектора, при этом использует как административные возможности, так и правовой ресурс. Широко применяются инвестиционные (венчурное финансирование), налоговые рычаги (налоговый кредит на НИОКР) совместно с кредитными вливаниями.

Ещё в 1980 году в США был определён путь технологических инноваций (закон Стивенсона-Видлера).

Национальный научный фонд США (ННФ) является центральным агентством правительства в части поддержки исследований, поскольку выполняет 48 программ в сфере образования.

STEM – подготовка специалистов по технологии, точным наукам, инжинирингу. Сюда входит подготовка учителей и разработка методики обучения.

Для усиления специалистами высокой квалификации была создана Программа передового технологического образования.

Ключевое значение имеет и широкое применение государственных грантов, заключение контрактов, которые законодатель закрепил в правовых положениях, что гарантирует занятость ключевых научных центров и исследовательских организаций.

Масштабные программы США – отражение национальной стратегии инноваций, где соединяются интересы малого бизнеса, деятельность корпораций, усилия открытий и разработок научных центров (Кремниевая долина, исследовательский треугольник в Северной Каролине).

Их взаимодействие обеспечено на законодательном уровне.

Регулирование инноваций в России

Основой технического прогресса и открытий в России должна стать материальная и правовая помощь научным кадрам (Указ «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых»), имеющих степень кандидата и доктора наук (Указ № 146 2009г.). Организация инновационных центров, таких как Сколково (Федеральный закон 2010 года № 244) также имеет правовую основу.

В 2012 г. Указом Президента было введено звание «Заслуженный изобретатель РФ» за разработку изобретений, которые были внедрены в производство и имеют государственное значение.

Результатом проводимой политики инноваций созданы особые экономические зоны: 4 промышленно-производственные (выполняют разработку и производство опытных образцов электронной базы, изделий микротехники) и 4 технико-внедренческие. Им в качестве поддержки предоставляется ряд налоговых льгот и таможенных преференций, кроме этого снижены ставки аренды земельных участков.

Государство взяло на себя роль правового регулятора и гарантии защиты средств для привлечения в сферу инноваций крупных корпораций и малого бизнеса.

Центральное место в правовом отношении занимает концепция целевой программы на 2014-2020 гг., где определены главные задачи:

  1. Совершенствование правовой базы в решении вопросов для регулирования области инноваций.
  2. Создание комфортных условий для роста числа малых предприятий, занятых в области инноваций.
  3. Привлечение средств финансирования для продвижения современных технологий.
  4. Создание передовой инфраструктуры.

Благоприятным фактором для развития инноваций являются изменения налогового законодательства в 2011 году N 132-ФЗ и статьи 5 ФЗ.

Данные изменения должны активизировать продвижение новых товаров на рынок, и привлечь интерес к высоким технологиям.

Бизнес, который вкладывает средства в исследования, и совершенствует инновационные технологии, может воспользоваться преференциями и налоговыми льготами.

Правовую защиту имеет авторское право на разработки и открытия, труды интеллектуальной собственности. Роспатент выдаёт документ, подтверждающий право на принципиально новое техническое изобретение – патент.

Получить патентовладельцу выгоду от результата своего интеллектуального труда помогает выдача лицензии – выдача разрешения другому лицу на использование изобретения в коммерческих целях.

Законом защищен и товарный знак на инновационный продукт.

Правовое регулирование инновационной деятельности в РФ проходит период становления, поэтому и не в полной мере соответствует целям модернизации экономики и высокотехнологичному развитию.

Явные недостатки или правовые пробелы относительно инноваций можно увидеть в 77 главе Гражданского кодекса:

  • Отсутствует определение понятия объекта правоотношений, не понятен правовой характер на применение технологии;
  • Не указана разница единой технологии и понятие сложного объекта;
  • Отсутствие правовой охраны технологии в качестве цельного объекта;
  • Не решены вопросы выплаты авторского вознаграждения, нет правовых ограничений для госучреждений, как единственного правообладателя результатов интеллектуальной деятельности;
  • Не предусмотрена экономическая концепция по обеспечению необходимых условий для превращения результатов интеллектуальных изысканий, если они профинансированы из средств федерального бюджета.

Рекомендации начинающим предпринимателям

Для успешного открытия бизнеса в области инноваций предпринимателю необходимо:

  • Определиться с бюджетом, технологией, идеей (какой революционный продукт, услугу можете предложить потребителю);
  • Выделить потенциальные рынки сбыта, запросы и интересы покупателей (маркетинговые исследования);
  • Выполнить расчёт затрат на изобретение, выход продукта на рынок (реклама), составить формулу прибыли;
  • Предусмотреть возможность для коррекции бизнес-модели на случай изменения конъюнктуры рынка;
  • Выстроить технологическую цепочку по созданию товара, определиться с логистикой по доставке основных ресурсов (идеальная пропорция станет долгосрочным преимуществом);
  • Найти производственные площади (цеха производства, находящиеся на одной территории, позволят минимизировать транспортные расходы);
  • Закупить оборудование, нанять квалифицированный персонал.

Отрасль высоких технологий является рискованным вложением средств, однако успешная бизнес-модель способна в короткие сроки принести существенную прибыль, если начальный расчёт окажется верным. При формировании бизнес-плана лучше предусмотреть дополнительные средства на совершенствование уже имеющегося продукта с целью получить дополнительные конкурентные преимущества.

Причина не столь быстрого продвижения инновационной деятельности лежит не в правовой плоскости, а связана с утечкой в постперестроечное время молодых специалистов и технологий за рубеж.

Однако ныне проводимая государственная поддержка на законодательном и административном уровне, приход частных инвестиций и бизнеса в отрасль инноваций значительно усилили научный и высокотехнологичный потенциал страны.

Источник: https://viafuture.ru/sozdanie-startapa/gosudarstvennoe-regulirovanie-innovatsionnoj-deyatelnosti

Правовое регулирование инновационной деятельности

Место и значение права в регламентировании инноваций. Правовое регулирование инновационной деятельности

Под инновационной деятельностью в общем смысле следует понимать деятельность, непосредственно связанную с созданием и использованием интеллектуального продукта, доведением новых оригинальных идей до их реализации в качестве готовой продукции. Как правило, она ориентирована на трансформацию результатов научной деятельности.

Определение 1

Инновационная деятельность представляет собой процесс, ориентированный на практическую реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, а также прочих достижений научно-практического характера в виде новых или усовершенствованных товаров или процессов, внедренных на рынок, а также связанных с ними дополнительных научных разработок. Центральным звеном инновационной деятельности выступает разработка, планирование и реализация инноваций.

Инновации являются конечным результатом инновационной деятельности и представляют собой новый или усовершенствованных продукт, реализуемый на рынке, технологию или процесс, используемые в практической деятельности. Проще говоря, это нововведение, реально используемое в практической деятельности и востребованное рынком, то есть коммерциализированное.

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Основными чертами инновационной деятельности считаются:

  • самостоятельность;
  • рисковый характер;
  • ориентация на получение прибыли, особенно в долгосрочном периоде.

Получение прибыли, в свою очередь, возможно лишь в тех случаях, когда конечный продукт инноваций реализован на рынке, а ее величина напрямую зависит от его качества.

Основы правового регулирования инновационной деятельности

Реализация инновационной деятельности, ее границы, правила организации и защиты регламентируются на уровне действующего законодательства. Источниками ее правового регулирования выступают нормативно-правовые акты, имеющие различную юридическую силу и отраслевую принадлежность. В общем виде основы нормативно-правового регулирования инновационной деятельности представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основы правового регулирования инновационной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Свое закрепление основы правового регулирования инновационной деятельности находят в действующей нормативно-правовой базе.

Нормативно-правовая база представляет собой всю совокупность законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные стороны и вопросы осуществления инновационной деятельности.

Ее соблюдение обеспечивает правоприменительную практику. В случае нарушения установленных прав субъекты инновационной деятельности обращаются за их защитой в органы судебной власти.

Механизм правового регулирования инновационной деятельности представлен на рисунке 2. Рассмотрим его более подробно.

Рисунок 2. Механизм правового регулирования инновационной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Нормативно-правовая база инновационной деятельности формирует правовую основу ее осуществления.

Действующие законы, подзаконные нормативно-правовые акты и положения формируют у участников инновационной деятельности наличие определенных прав и обязанностей.

В процессе осуществления инновационной деятельности обеспечивается их реализация. Нарушение прав и обязанностей участников инновационной деятельности влечет за собой соответствующие нормативно-правовые последствия.

Законодательная база нормативно-правового регулирования инновационной деятельности

Система источников нормативно-правового регулирования сферы инновация формируется на основе законов, подзаконных нормативных актов, нормативных актов программного и декларативного характера. К последним, в свою очередь, относятся концепции, стратегии и программы развития.

Основой правового регулирования инновационной деятельности выступает Конституция и Гражданский Кодекс РФ. На основе Конституции формируется первичная база гражданского законодательства. Гражданское законодательство включает в себя:

  • законы об интеллектуальной собственности;
  • законы об авторских правах;
  • патентное законодательство.

Правовая охрана результатов инновационной деятельности обеспечивается посредством государственной регистрации интеллектуальных прав на новые изобретения и технологии в соответствующих комитетах по патентным и товарным знакам.

Отдельные элементы правового регулирования инновационной деятельности находят свое отражение в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в России». В частности, закон предполагает необходимость оказания субъектам малого и среднего предпринимательства, задействованного в инновационной деятельности, поддержки со стороны государств.

Государственная поддержка инновационной деятельности, вопросы ее организации и оказания закреплены в соответствующем федеральном законе «О науке и государственной научной политике».

Государственная поддержка инновационной деятельности – это совокупность мер, реализуемых органами государственной власти и направленных на создание необходимых условий правового, экономического и организационного характера, а также стимулов для физических и юридических лиц, которые осуществляют инновационную деятельность.

Замечание 1

Основной целью оказания подобной поддержки считается модернизация российской экономики, обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, а также общее повышение качества жизни населения.

Несмотря на наличие определенных правовых механизмов регулирования инновационной деятельности, законодательная система в данном направлении до конца еще не сформирована.

Отсутствуют специальные норма права, обеспечивающие и регламентирующие инновационное развитие малых инновационных предприятий. На законодательном уровне не установлен круг лиц, принимающих участие в инновационном процессе.

Не регламентированы финансовые вопросы обеспечения разработки и реализации инновационных проектов.

Источник: https://spravochnick.ru/innovacionnyy_menedzhment/pravovoe_regulirovanie_innovacionnoy_deyatelnosti/

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: