Кто возглавлял Счетную палату РФ. Досье. Публичное право и экономика Назначение счетной палаты рф

Счетная палата РФ: функции, председатель, полномочия

Кто возглавлял Счетную палату РФ. Досье. Публичное право и экономика Назначение счетной палаты рф

Счетная палата РФ является постоянно действующей структурой. Она подотчетна Федеральному собранию. Деятельность Счетной палаты РФ ориентирована на усиление надзора со стороны ФС за своевременной реализацией госбюджета (расходных и доходных его частей) и внебюджетных фондов по структуре, объему, целевому назначению.

Историческая справка

Прототипом палаты была сформированная при Петре Первом Камер-коллегия. Она была учреждена в 1718 г. Камер-коллегия заведовала казенными сборами и контролировала некоторые отрасли хозяйства страны.

До момента ее учреждения в казне предыдущих царей был полный беспорядок. Идеологом и создателем Камер-коллегии считается Петр Аксенов. Именно он впервые ввел в 1719 г. расходно-приходную ведомость.

Еженедельно Аксенов подавал Петру отчет о движении средств по донесениям, которые поступали в коллегию. Корме этого, он составил формы учета.

В 1811 г. была введена должность госконтролера. Она просуществовала до 1918 г., а затем была упразднена. Вместо нее сформировали Центральную контрольную коллегию. В июле 1918 г. она была преобразована. С этого момента начал работу Народный комиссариат по госконтролю РСФСР. В 1920 г.

прошла еще одна реорганизация. Комиссариат преобразовали в Рабоче-крестьянскую инспекцию. В 1934 г. она была упразднена. Функции инспекции были переданы уполномоченному КСК СССР. Однако в 1940 г. комиссариат был воссоздан.

Впоследствии он стал называться Министерством госконтроля, которое было преобразовано в 1957 г. в Комиссию при Совете министров СССР. В 1991 г. руководство страны учредило должность главного госинспектора РСФСР. В 1993 г. на основании Конституции была сформирована Счетная палата РФ.

С этого же момента начали образовываться областные подразделения, с 1997-го – городские, а с 2006-го – районные.

Общая характеристика

В своей работе Контрольно-счетная палата РФ руководствуется конституционными положениями, ФЗ № 4 от 11.01.1995 г. и прочими нормативными актами. При реализации своих задач структура обладает определенной независимостью. Счетная палата РФ выступает как юрлицо, имеет свою печать с изображением герба страны и со своим названием. Располагается этот орган в г. Москве.

Функции Счетной палаты РФ

Основными направлениями деятельности рассматриваемой структуры выступают:

  1. Организация и ведение надзора за своевременной реализацией расходных и доходных статей госбюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению, объему и структуре.
  2. Оценка эффективности и целесообразности затрат федеральных средств и использования госсобственности.
  3. Выполнение финансовой экспертизы проектов федеральных нормативных актов, правовых документов органов госвласти, в которых предусматриваются расходы, покрываемые из госсредств либо которые оказывают влияние на составление и исполнение бюджета.
  4. Оценка обоснованности расходных и доходных статей.
  5. Анализ обнаруженных отклонений от предусмотренных показателей госбюджета и внебюджетных фондов, разработка предложений по их устранению и совершенствованию финансового процесса.
  6. Надзор за соблюдением законности и своевременностью движения средств в Центробанке, уполномоченных банковских организациях и прочих кредитных учреждениях.
  7. Регулярное представление СФ и Госдуме сведений о процессе реализации госбюджета и результатах проведенных ревизионных мероприятий.

Работа рассматриваемой структуры основывается на принципах гласности, объективности, независимости и законности.

В составе органа присутствует председатель, его заместитель, аудиторы и прочие сотрудники, формирующие аппарат. Структура и штатное расписание утверждается Коллегией по представлению высшего должностного лица в рамках средств, выделяемых на содержание института. Председатель Счетной палаты РФ назначается на свой пост Госдумой на 6 лет.

Соответствующее постановление принимается большинством . Кандидатом на должность может выступать гражданин России, который имеет высшее образование и стаж работы в сфере госуправления, госнадзора и экономики.

Председатель Счетной палаты РФ не может быть родственником президента и руководителя его администрации, председателей Совета Федерации, правительства и Госдумы, а также ВАС, ВС и КС.

Задачи должностного лица

Председатель палаты:

  1. Руководит работой органа и организует ее в соответствии с утвержденным регламентом.
  2. Представляет совместно с заместителем отчеты о деятельности СФ и Госдуме.
  3. Выступает от имени палаты в органах госвласти и за рубежом.

Должностное лицо вправе издавать распоряжения и приказы, осуществлять принятие на работу и увольнение сотрудников аппарата, заключать хозяйственные и другие договоры.

В случаях, установленных законодательством, председатель может присутствовать на заседаниях обеих палат парламента, их комиссий и комитетов, на собраниях правительства и его президиума. Должностное лицо не может быть депутатом Госдумы. Не допускается членство и в правительстве.

Кроме этого запрещается осуществление иной оплачиваемой деятельности, кроме научной, творческой и преподавательской.

Заместитель

Он назначается на должность Советом Федерации на 6 лет. Соответствующее постановление утверждается большинством от общего числа членов совета. Заместителем председателя СП может выступать гражданин России, имеющий высшее образование и опыт работы в сфере финансов, экономики, госуправления и госконтроля. Должностное лицо не может иметь родственных отношений со следующими лицами:

  1. Президентом России и руководителем его администрации.
  2. Председателями Госдумы и Совета Федерации.
  3. Генпрокурором.
  4. Председателями КС, ВАС и ВС, а также правительства.

Свои обязанности заместитель исполняет в соответствии с регламентом. В отсутствие председателя СП он исполняет его задачи, представляет палату за рубежом и в российских органах госвласти.

Заместитель вправе присутствовать на заседаниях в Госдуме и СФ, их комиссий и комитетов, а также правительства и его президиума.

Должностному лицу запрещено быть депутатом, осуществлять другую оплачиваемую деятельность, кроме творческой, научной и педагогической. Не допускается его членство в правительстве.

Аудиторы

Счетная палата РФ включает в свой состав должностных лиц, руководящих определенными направлениями работы органа. Они охватывают группу, комплекс либо совокупность конкретных статей расходов и доходов госбюджета.

Конкретное содержание возглавляемого тем или иным аудитором направления, в рамках которого реализуются функции Счетной палаты РФ, определяется Коллегией.

В качестве кандидатов на должности могут выступать граждане России, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере госнадзора, экономики и денежной политики. 1/4 аудиторов может иметь высшее образование и стаж иного профиля.

Специфика формирования штата

Госдума и СФ могут назначить по 6 аудиторов на шесть лет. Соответствующие постановления принимаются большинством от общего количества членов (депутатов). В случае появления вакантной должности аудитора она должна быть занята в двухмесячный срок.

Сотрудники в рамках свей компетенции самостоятельно решают вопросы, касающиеся организации работы направлений, возглавляемых ими. Аудиторы несут ответственность за ненадлежащее исполнение либо невыполнение своих задач. Служащие вправе участвовать в заседаниях Госдумы и СФ, их комиссий и комитетов, коллегий федеральных исполнительных и иных госорганов.

Аудиторам запрещено выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, творческой и педагогической.

Коллегия

Она образуется для рассмотрения вопросов, касающихся организации и планирования работы органа, формирования информационных сообщений и отчетов, направляемых в Госдуму и СФ.

Коллегия также утверждает порядок, в соответствии с которым осуществляется контроль. Счетная палата РФ работает в соответствии с положениями регламента. Он также утверждается Коллегией. В ее составе присутствуют председатель палаты, заместитель, аудиторы.

Коллегия вправе утверждать содержание направлений работы, возглавляемых служащими.

В него входят инспекторы и прочие штатные сотрудники. Первые осуществляют непосредственную организацию и выполнение ревизий в пределах компетенции СП. Обязанности, ответственность и права сотрудников аппарата, условия их работы устанавливаются в федеральном законодательстве, ТК и иных нормативных актах.

Полномочия Счетной палаты РФ

Ключевые направления работы органа устанавливаются федеральным законодательством и регламентом. Финансовый контроль Счетной палаты РФ включает в себя ревизии и тематические инспекции. При этом рассматриваемая структура не вправе вмешиваться в непосредственную работу поднадзорных организаций. О результатах проведенных мероприятий орган информирует Госдуму и СФ.

В полномочия Счетной палаты РФ входит направление предписаний администрации поднадзорной организации в случае выявления нарушений при выполнении хозяйственных и иных операций, причиняющих вред интересам страны и требующих пресечения. При неисполнении либо ненадлежащем выполнении полученных указаний надзорная структура может применить санкции. В частности, по согласованию с Госдумой Счетная палата РФ может заморозить все операции по банковским счетам.

Спорные моменты

В процессе работы бюджетных учреждений достаточно часто происходят проверки Счетной палаты РФ.

У руководства таких предприятий возникает вопрос: может ли орган выполнять ревизии по направлениям, не связанным с расходованием госсредств, использованием имущества, находящегося в хозяйственном ведении, применением таможенных/налоговых послаблений и преимуществ? В действующих нормативных актах четко определяется круг задач, которые решает Счетная палата РФ. Они касаются исключительно надзора за исполнением расходных и доходных статей госбюджета. Полномочия палаты не могут дублировать задачи других органов госвласти и затрагивать текущую работу экономического субъекта.

Данный вывод обосновывается следующими положениями. В части 5 ст. 101 Конституции определяется, что Госдума и СФ формируют Счетную палату с целью обеспечения контроля исполнения федерального бюджета.

Это положение отражено и конкретизировано в ст. 2 ФЗ № 4. Из нормы следует, что задачи палаты в сфере контрольно-ревизионной работы связаны с выполнением статей бюджета и внебюджетных фондов. По ст.

245 БК, реализацией доходной части признается:

  1. Перечисление и зачисление поступлений на единый бюджетный счет.
  2. Распределение регулирующих налогов в соответствии с утвержденным финансовым планом.
  3. Возврат сумм, излишне уплаченных субъектами.
  4. Учет доходов госбюджета и отчетность о поступлениях в соответствии с принятой классификацией.

Из указанного выше следует, что вопросы по текущей экономической деятельности предприятия, осуществляемой в рамках гражданской правоспособности, не относятся к исполнению статей финансового плана.

В частности, речь идет о заключении договоров, совершении сделок, связанных с распоряжением имуществом, принятии решений об участии в юрлицах и так далее.

Таким образом, проверки палаты могут признаваться правомерными только в части управления и использования госсобственности, средств федерального бюджета или применения налоговых послаблений. В остальных случаях ревизия будет противоречить установленным задачам.

Заключение

Счетная палата выступает как один из ключевых контрольных органов в стране. В ее ведении находятся важнейшие задачи, касающиеся исполнения статей бюджета. В этой связи к сотрудникам палаты предъявляются особые требования.

В органе должны работать только высококвалифицированные кадры, четко понимающие свои обязанности и ответственность. Именно поэтому в процессе формирования Счетной палаты участвуют Госдума и СФ. Несмотря на определенную самостоятельность органа, он подотчетен Совету Федерации и нижней палате парламента.

В его обязанности входит составление отчета по своей деятельности и представление его в вышестоящие структуры.

Источник: https://FB.ru/article/261231/schetnaya-palata-rf-funktsii-predsedatel-polnomochiya

Кудрин возглавит Счетную палату РФ. Что он сможет делать?

Кто возглавлял Счетную палату РФ. Досье. Публичное право и экономика Назначение счетной палаты рф
https://www.znak.com/2018-05-14/kudrin_vozglavit_schetnuyu_palatu_rf_chto_eto_takoe

2018.05.14

Сегодня стало известно, что бывший министр финансов РФ, председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин согласился на поступившее ему предложение возглавить Счетную палату РФ. Пока аналитики думают, хорошо это или плохо, мы решили подготовить краткую справку о том, что из себя представляет Счетная палата, чем она занимается и какие полномочия у ее руководителя.  

Что это такое?

Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита. Отчитывается этот орган перед Федеральным собранием, хотя, как сказано в законе, он «обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно».

Что входит в задачи Счетной палаты? Орган следит за целевым использованием средств федерального бюджета, а также бюджетов государственных и внебюджетных фондов, проверяет эффективность, с которой чиновники реализуют стратегические цели. Такие, например, как майские указы президента или другие большие федеральные программы. 

Кроме эффективности, Счетная палата проверяет законность расходования средств. Если специалисты выявляют недостатки на этапе формирования и распоряжения федеральными ресурсами, то вносят предложения по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса. 

Помимо расходования средств, надзорный орган следит и за предоставлением налоговых и других льгот, а также бюджетных кредитов в сделках, которые совершаются предпринимателями за счет бюджетных средств. 

Ну и, конечно, Счетная палата проверяет достоверность бюджетной отчетности на всех уровнях. 

Счетная палата инспектирует движения средств в Центробанке и других кредитных организациях. Орган также должен принимать «в пределах своей компетенции» меры по противодействию коррупции. 

Здание Счетной палаты РФ в МосквеНаталья Селиверстова/РИА Новости

Структура Счетной палаты

Счетная палата образуется в составе председателя, его заместителя, аудиторов и аппарата. Глава Счетной палаты назначается Госдумой на шесть лет по представлению президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность более двух сроков подряд. 

Для назначения на должность президенту Советом Госдумы по предложениям фракций в Госдуме вносятся не менее трех кандидатур, из которых президент выбирает одну. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур президенту не понравится, глава государства вправе выдвинуть своего человека и представить его в Госдуму для назначения.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство. Он должен иметь высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, юриспруденции.

Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных связях с президентом, а также рядом других крупных чиновников, включая председателя Верховного суда, руководителя администрации президента и так далее. 

Глава надзорного органа организует работу Счетной палаты в соответствии с законодательством, представляет Совфеду и Госдуме отчеты о работе органа. Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета федерации и Государственной думы, их комитетов и комиссий, правительства РФ, президиума правительства, при этом он не может быть ни депутатом Госдумы, ни сенатором. 

Заседание расширенной коллегии Счетной палаты. Один из участников — президент Владимир ПутинKremlin.Ru

От своих обязанностей глава Счетной палаты освобождается в случае нарушения им законодательства, злоупотреблений по службе, либо если за такое решение проголосует большинство депутатов Госдумы. 

Непосредственно проверки Счетной палаты проводят аудиторы — должностные лица, возглавляющие направления деятельности органа. Совет Федерации и Государственная дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению президента. 

При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев. Аудиторы самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

Функции и полномочия Счетной палаты

Счетная палата проводит экспертизу проектов федеральных законов о бюджетах на очередной финансовый год и плановый период, анализирует обоснованность их показателей, подготавливает свои заключения, осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств.

СП также проверяет местные бюджеты в регионах, следит за тем, как тратятся деньги из федерального бюджета, готовит предложения по формированию системы ключевых национальных показателей, определяющих уровень и качество социально-экономического развития, оценивает влияние внутренних и внешних условий на уровень достижений экономических целей. 

Этот орган отслеживает сферу закупок товаров и услуг, осуществляемых на всех бюджетных уровнях. 

СП готовит ежеквартальные оперативные доклады, анализируя, как расходуются средства налогоплательщиков, следит за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга страны, а также долгами иностранных государств перед Россией.

Орган проводит экспертизу международных договоров, документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации, межгосударственных целевых программ, в которых участвует наша страна, и иных документов, затрагивающих вопросы распоряжения ресурсами.

Татьяна Голикова, занимавшая пост руководителя Счетной палаты, перейдет на работу вице-премьера правительства РФKremlin.Ru

Как счетная палата может наказывать нарушителей

Счетная палата — не силовая структура, она не может возбуждать уголовные дела или вести оперативно-разыскную деятельность.

Но она по результатам контрольных мероприятий вправе направлять предписания, уведомления о применении «бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также передавать материалы в правоохранительные органы», если выявит серьезные нарушения.

Ранее Счетная палата не раз делала громкие заявления о многомиллиардных нарушениях при расходовании бюджетных средств. Правда, далеко не всегда это заканчивалось возбуждением реальных уголовных дел и наказанием коррупционеров.

Также СП может запрашивать государственную и ведомственную статистическую и иную отчетность, получает постоянный доступ к федеральным информационным системам, необходимым для осуществления аудита. СП может привлекать к контрольным мероприятиям правоохранительные и другие органы и их представителей, а также экспертов из сторонних организаций. 

Счетная палата оказывает контрольно-счетным органам субъектов и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников. 

Счетная палата осуществляет контроль за поступлением в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения федеральным имуществом (в том числе от его приватизации, продажи), либо от управления объектами федеральной собственности.

Ограничения и обязанности

На председателя Счетной палаты, как и на других членов этого органа, распространяются примерно такие же ограничения, как и на представителей других надзорных органов (например, прокуроров).

Так, члены СП не могут замещать иные должности в органах госвласти или органах местного самоуправления, заниматься бизнесом лично или через доверенных лиц, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой. 

При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами и законодательством.

Также члены надзорного органа не могут быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, использовать в неслужебных целях информацию и ресурсы, которые предназначены для их деятельности. Они не могут получать гонорары за публикации и выступления в качестве представителей СП, получать другие вознаграждения, не предусмотренные законом, включая подарки.

«Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью Российской Федерации и передаются по акту в Счетную палату», — говорится в законе. 

Представители Счетной палаты не могут выезжать в служебные командировки за рубеж за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ.

Членам Счетной палаты запрещается вступать в политическую партию в период осуществления ими полномочий. При назначении они должны приостановить членство в политических объединениях. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2018-05-14/kudrin_vozglavit_schetnuyu_palatu_rf_chto_eto_takoe

История формирования счетной палаты российской федерации

Кто возглавлял Счетную палату РФ. Досье. Публичное право и экономика Назначение счетной палаты рф
Научный руководитель: Тепляшин И.В., кандидат юридических наук.

Ключевые слова: СЧЕТНАЯ ПАЛАТА; КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; РЕФОРМЫ; СТАТУС СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ; ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА; CHAMBER OF ACCOUNTS; CONTROL ACTIVITIES; REFORMS; STATUS OF THE CHAMBER OF ACCOUNTS; HISTORY OF THE DOMESTIC STATE.

Аннотация: В статье рассматривается история возникновения и становления Счетной Палаты России. Выделяются этапы развития института Счетной Палаты, охватывается период XVII-XX вв. Проведен анализ законодательства советского периода. Автор приходит к выводу о том, что Счетную Палату РФ не следует относить к определенной ветви государственной власти.

История возникновения Счетной Палаты берет свои корни в далеком XVII веке, в период жизни Алексея Михайловича. Тогда же был создан так называемый Счетный приказ (Приказ Счета Большой казны), который являлся временным органом. Он был создан лишь на период очередной ревизии.

Позже в XVIII веке для осуществления соблюдения финансового контроля при Правительствующем Сенате была создана Ближняя канцелярия и Ревизионная контора, которая осуществляла управление государственными счетами и производила суд над лицами, которые были обвинены в финансовых махинациях.

Еще позднее в XIX веке для выполнения задач финансового контроля были учреждены должности министра финансов, государственного казначея и государственного контролера (данная должность возникла в 1810 году).

Государственный контроль, главными принципами которого являлись самостоятельность и независимость от прочих существовавших министерств и ведомств, выполнял задачи по соблюдению финансовой отчетности государственных и общественных учреждений.

В числе одних из первых государственных контролеров был Алексей Хитрово. Он прослужил в должности руководителя государственного контроля около 27 лет (1827-1854) [1].

Таким образом, именно в дореволюционном периоде были заложены основы существования и деятельности Счетной Палаты.

Далее был период советской власти.

В 1917 году был создан Народный комиссариат государственного контроля (а с 1920 года переименован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции), который осуществлял контроль над финансовой деятельностью государственных учреждений, а также участвовал в пересмотре штатов государственных организаций, производил ревизию и направлял в суд допустивших нарушение должностных лиц и облагал их имущество арестом [2, С. 18-19].

В 1923 году Народный комиссариат государственного контроля объединили с контролирующим органом коммунистической партии — Центральной контрольной комиссией Российской коммунистической партии большевиков.

Таким образом был создан новый орган контроля — Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР. В то время к числу его важнейших задач относился контроль за осуществлением и исполнением пятилетних производственных планов.

Также данный орган занимался устранением дореволюционной интеллигенции и лиц непролетарского происхождения из советских учреждений.

В 1934 году Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции разделили на две комиссии — комиссия советского контроля при Совете народных комиссаров СССР и комиссия партийного контроля при Центральном комитете Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Но в 1940 году контрольное ведомство вернули: на базе комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров учредили Народный комитет государственного контроля СССР. А уже в 1946 году его преобразовали в одноименное министерство.

В 1957 году главным контролирующим органом являлась Комиссия советского контроля при Совете министров СССР (в 1961-1962 годах — Комиссия государственного контроля СССР).

В 1962-1965 годах в период проведения реформ ключевых органов государственного управления, над которыми главенствовал первый секретарь ЦК КПСС Н.С.

Хрущев, задачи и функции государственного контроля взял на себя Комитет партийно-государственного контроля при ЦК КПСС и Совмине СССР.

А в 1965 году в Советском Союзе приняли закон «Об органах народного контроля в СССР» [3] и на его основе создали Комитет народного контроля при Совмине СССР.

К числу его функций относилось предоставление помощи партийным и государственным органам в ходе осуществления очередной проверки должного осуществления и выполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями. Когда была принята Конституция СССР, Комитет народного контроля оказался подведомственным Верховному совету и Совмину СССР.

В мае 1991 года Верховным Советом СССР был принят закон о создании высшего органа контроля в сфере финансов и экономики.

Данным органом стала Контрольная палата СССР, задачей которой являлся контроль над всеми органами государственной власти и управления за эффективным и надлежащим расходованием средств государственного.

Но в декабре 1991 года в период осуществления реформирования и ликвидации органов государственного управления СССР Контрольная палата была упразднена [4].

В 1992 был учрежден Контрольно-бюджетный комитет при Верховном совете республики. Данный орган действовал до декабря 1994 года, когда и был уничтожен, что было связано с тем, что в стране готовился к изданию и принятию федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации».

Процесс учреждения и становления Счетной палаты РФ начался в 1993 году, когда приняли и утвердили Конституцию Российской Федерации [5]. На это потребовалось более года, в результате чего был создан новый государственный институт [6].

Позднее, с принятием 11 января 1995 года федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», вступившим в силу уже 14 января того же года, было утверждено к проведению первое организационное заседание коллегии палаты, которое состоялось 12 апреля 1995 года.

5 апреля 2013 года был принят федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», вступивший в законную силу 12 апреля 2013 года. Данный закон является действующим по настоящее время [7].

Важно заметить, что Счетная палата РФ направлена на формирование правовой культуры представителей государственных и общественных структур в финансовой сфере.

При этом в специальной литературе справедливо подчеркивается, что правовая культура выступает показателем развития правового государства и отражает технологические основы взаимодействия общества и государства [8, С. 31-32].

Таким образом, можно выделить три этапа развития (становления) института Счетной Палаты в России: дореволюционный период, в котором были заложены основы существования деятельности Счетной палаты; период проведения реформ, связанный с развитием и становлением Счетной палаты, укреплением сущности ее деятельности; законодательное закрепление, в котором нашли отражение ныне действующие законы и акты.

Список литературы

  1. История отечественного государства и права: учебник / отв. ред. И. А. Исаев. — М.: Проспект, 2012. — 432 с.
  2. Тепляшин И.В. Народный контроль в 20-30-е годы советской власти: нормативное закрепление, правовые средства, особенности // История государства и права. 2017. № 21. С. 17-22.
  3. Закон СССР «Об органах Народного контроля в СССР» от 9 декабря 1965 года № 4224-VI // Ведомости Верховного Совета СССР. 1965. № 49. Ст. 718.
  4. Чистяков О. И. История отечественного государства и права. Часть 1: учебник для бакалавров / О. И. Чистяков; отв. ред. О. И. Чистяков. — 5-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 477 с.
  5. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  6. Калина В.Ф. История отечественного государства и права: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Ф. Калина, Г. Ю. Курскова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 436 с.
  7. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  8. Богатова Е.В. Правовая культура: статика и динамика понимания // Философия права. 2017. № 4 (83). С. 30-34.

Источник: https://novaum.ru/public/p1336

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: