Феодалы и крестьяне право первой ночи. Право первой брачной ночи. Дефлорация как почетное право

Право первой ночи

Феодалы и крестьяне право первой ночи. Право первой брачной ночи. Дефлорация как почетное право

Материал из Posmotre.li

«Фигаро (Сюзанне, своей невесте): …если бы его сиятельство по случаю своего бракосочетания не отменил постыдного этого права, я бы ни за что не женился на тебе в его владениях.»
— «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Право первой ночи (лат. jus primae noctis, оно же «право сеньора», фр. droit du seigneur), существовавшее в Средние века в европейских странах — право землевладельцев и феодалов после заключения брака зависимых крестьян провести первую ночь с невестой, лишая её девственности.

В некоторых случаях крестьянин имел право откупиться от этого уплатой особой подати. Такое же право существовало во многих культурах индейцев Южной Америки для колдунов или для вождей, и возможно, существует у отдельных племён и сейчас.

Право первой ночи для родственников жениха и невесты существовало в отдельных африканских племенах и у балеаров на Балеарских островах.

Историки и поныне спорят, было ли право первой ночи где-то юридически кодифицировано, то есть, являлось ли собственно «правом», а не просто обычаем.

Большинство сходится на мнении, что такой кодификации не было, и право первой ночи являлось не более, чем обычаем (хотя средневековое законодательство во многих случаях и строилось не более чем на обычаях).

После появления позитивного права в эпоху Ренессанса и Новое время этот обычай в него не перешёл, но во многих местах продолжал практиковаться нелегально. Вплоть до XIX века правом первой ночи нелегально пользовались некоторые помещики-крепостники в России.[1]

Право первой ночи в Европе несло отголоски языческих культов. Во многих культурах кровь из женского лона считается ритуально нечистой даже сейчас, во время месячных действуют специфические правила и запреты. Плюс к этому общее для почти всех древних обществ особое отношение ко всем первым действиям.

В более дикие времена такое значимое действие, как лишение девственности, могло рассматриваться как весьма опасное для мужчины — и только вождь или, чаще, шаман, мог сделать это без вреда для себя за счёт специальной подготовки, особого защитного ритуала и т. п.

Так что далеко не всегда право первой ночи было правом, иногда оно могло быть обязанностью… Также иногда эту «опасную работу» старались поручить чужаку, который уйдёт, унеся с собой полученный в процессе мистический негатив (осквернение, проклятие).

На сеньора данная обязанность перешла, скорее всего, по традиции, сделавшись постепенно, в процессе размывания старых традиций, именно правом.

В фэнтези возможно множество вариантов этого «права», зачастую основываются на средневековом варианте. Но можно показать и инверсию: право крестьянской семьи прижить первенца от «благородных кровей», одну штуку.

Разумеется, по статусу это будет обычный крестьянин с какой-нибудь бастардской фамилией[2], но генетически… в фэнтези часто жалуют евгенику, а если у сеньора ещё и концентрация магии в организме повышенная, сразу становится ясно, зачем в семье кукушонок.

Литература[править]

  • М. Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
    • «Молоденькая девушка, сирота, имевшая большое поместье, вышла замуж за молодого человека, не имевшего ничего. Поместье девушки находилось в феодальной зависимости от церкви. Епископ потребовал конфискации принадлежащего девушке поместья на том основании, что она обвенчалась тайно и тем самым лишила церковь так называемого „права сеньора“. Девушка строила свою защиту на том, что представителем власти сеньора в данном случае был епископ, указанное право должно быть осуществлено либо самим сеньором, либо никем. А между тем другой закон, еще более древнего происхождения и установленный самой церковью, строжайше воспрещал епископу пользоваться таким правом».
    • «…она в ночь своей свадьбы отказала ему в том, что впоследствии получило название права сеньора, и, мстя за насилие насилием, пролила полрюмки его почти священной крови. На помощь невесте прибежал жених, думая, что жизни ее угрожает опасность, и вытолкал глубоко обидевшегося лорда. … Их швырнули сюда через час после того, как они совершили преступление. Девять лет они провели в непроницаемой тьме, замурованные в скале».
  • Песнь Льда и Пламени: право первой ночи является запрещённым обычаем, но кое-где на местах практикуется нелегально. Один из известных его сторонников — лорд Русе Болтон, который именно таким способом и обзавёлся незаконнорожденным (позднее узаконенным) сыном Рамси.
    • По словам Русе Болтона, правом первой ночи пользуются некоторые из горных кланов, лорды Скагоса и Амберы.
    • Во время свадьбы Сансы Старк с Тирионом Ланнистером Джоффри Баратеон грозится восстановить право первой ночи персонально для невесты. Она, разумеется, далеко не крестьянка — но это обычный для Джоффри беспредел.
    • А в старые времена даже Таргариены практиковали его. Поэтому в их обособленном домене — на островах Драконьего Камня — и встречалось так называемое «драконье семя» — быдланы с генами Таргариенов и некоторыми их особыми способностями, такими, как способность приручать драконов.
    • Очень любил такое лорд Гаргон Квохерис — за что благодарный отец одной из таких девиц открыл ворота Харренхолла (коим тогда владели Квохерисы) мятежнику, оскопившему и оставившему умирать Гаргона.
  • А. Белянин, «Меч без имени»  — шутки ради.

    Лия, паж ландграфа Скиминока, неожиданно обручённая с его оруженосцем Жаном, напоминает своему сюзерену про право первой ночи — с нескрываемым намёком.

  • Он же, «Профессиональный оборотень» — трагическая история одного из предков владельца замка, где гостят главные герои.

    К сожалению, на время его правления пришлось замужество пожилой, но весьма решительной дамы, желающей во что бы то ни стало выполнить свой долг перед сеньором. «Умер от ужаса в собственной постели, когда старая карга решительно начала раздеваться».

  • Ник Перумов, «Хранитель мечей» — в Эвиале право первой ночи в порядке вещей.
  • М. и С.

    Дяченко, «Скрут» — упоминается история, где жители деревни сами отдавали жен на первую ночь, так как хотели красивых детей от владыки.

    • «Скитальцы» — упоминается инверсия: боясь соблазнителей, аристократка-колдунья наложила проклятие на того, кто лишит девственности ее дочь. Предприимчивый жених в первую ночь привел к жене похотливого конюха, который вскоре ослеп и иссох.
  • В. Камша, «Белая ель». Господарь может лишить девственности любую девушку, но должен заплатить выкуп. Так что практичная свекровь и сама рада такой невестке.
  • Пол Андерсон, «Крестовый поход в небеса» («Крестоносцы космоса») — крутая похвальба барона Роже де Турневиля на переговорах с вестгорцами содержит упоминание о том, что барон за одну ночь 200 раз осуществил «право сеньора».

Театр[править]

  • Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» (по комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»). Невеста Фигаро Сюзанна имеет веские основания подозревать, что граф Альмавива хочет воспользоваться правом первой ночи — несмотря на то, что после своей женитьбы объявил об отмене этого обычая.

Кино[править]

  • The War Lord: конфликт фильма построен на том, что лорд не захотел возвращать невесту крестьянину после брачной ночи, а она согласилась остаться в замке в качестве любовницы-конкубины. И если жених смирился с законным правом лорда на первую брачную ночь, то с тем, что лорд решил оставить его невесту себе, смириться уже не смог.
  • «Храброе сердце»: король Эдуард I возрождает право первой ночи на территории Шотландии, чтобы уничтожить изнутри «шотландскую породу». Чтобы избежать этого унизительного обычая, Уильям Уоллес и его невеста Маррон венчаются тайно. Тем не менее, заканчивается всё печально: сначала Маррон пытаются изнасиловать английские солдаты, а затем её убивает местный шериф.
  • «Стрелы Робин Гуда»:«И маленькие дурачки будут от тебя!».

Аниме и манга[править]

  • Артхаусное аниме «Печальная Белладонна». В начале истории двое влюблённых крестьян, собирающихся пожениться, платят барону налог на венчание. К несчастью, хорошенькая девушка слишком понравилась сеньору, и он увеличивает «плату» в десять раз. Естественно, пара не в состоянии заплатить, и «сжалившийся» над новобрачными барон вместе со свитой в качестве компенсации насилует невесту в первую брачную ночь.

Примечания[править]

  1. ↑ В этом случае действительно была традиция, потому что помещик имел право и так на что угодно
  2. ↑ Как минимум, магическое установление отцовства им точно понадобится, чтобы понять, какую фамилию носить и от кого сколько грошей наследовать. Может, дитятко чисто крестьянское вышло, мало ли, ±пара дней по срокам.

Источник: https://posmotre.li/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%B8

Дикая традиция права первой брачной ночи

Феодалы и крестьяне право первой ночи. Право первой брачной ночи. Дефлорация как почетное право

Традиции давних времен и средневековья зачастую вгоняют современное общество в шоковое состояние. Одна из таких традиций, которая возникла при феодализме это право на первую брачную ночь. Также такое право существовало и на Руси. Но, как можно было спокойно реагировать на такое? Ведь девушка лишалась невинности с чужим человеком.

Как появился это диковатый обычай?

Термин «дефлорация» широко используется в медицине. Это слово и обозначает процесс потери невинности. В средние века данное право было у господина, который имел рабов, собиравшихся пожениться.

Если хозяин решил провести ночь с невестой, то этого было не избежать. Был вариант откупиться, но не у всех крестьян были средства на это. Все зависело от хозяина.

Один мог вообще не интересоваться невестой, а другой мог загнуть такую цену, что у молодых не оставалось выбора.

В некоторое время разные правители по-разному смотрели на эту традицию. В 1486 году Фердинанд Второй выступил против данного права. И в Испании действовал приказ, запрещающий знати спать с невестами или с девушками и парнями крестьян. Причем запрет действовал на всех и не зависило оплачивает сеньор данное право или нет.

Василий Поленов «Право господина»

Французские власти никого не ограничивали в этом праве. Были случаи, что даже представители католической церкви могли себе позволить это, так как имели земли и соответственно крестьян. Некоторые французы зарабатывали на брачной ночи деньги. Эти люди предлагали своих крестьянок за отдельную плату.

В России данное право было под запретом, но это особо никого не сдерживало. Русские помещики не уступали в этом своим западным коллегам. Из-за того, что в России у крестьян вообще не было никаких прав, они могли подвергаться любым прихотям хозяев.

Налог на невесту

Многие люди, особенно в Европе довольно спокойно относились к данному обычаю. Главный фактор такого спокойствия крестьян и людей низших слоев это то, что ненужно платить налог. Отдал свою невесту на ночь и можешь не выплачивать соответствующий налог.

У крепостных в основном с деньгами и достатком всегда было плохо. Но, если мужчина решил взять в жены женщину, которая является собственностью другого господина, он должен заплатить ему подать.

Есть способ не платить, это уговорить девушку лечь в постель с хозяином. Стоимость такого налога могла быть разной, как решит хозяин. Например, в 15 веке откупиться можно было за бочку пива и кусок свинины.

Кто-то скупился на деньги и провизию, поэтому приходилось смириться с данным правом.

В России бывали случаи, когда после ночи с невестой, барин мог отблагодарить молодых деньгами, что довольно хорошо для молодой крестьянской семьи.

Жюль-Арсен Гарнье «Право первой ночи»

Лишение невинности дело профессионалов

Многие мужчины боялись сексуальных отношений с девушкой, которая была еще невинной. Молодые парни пугались криков и крови молодых девушек. Хотя это и природные особенности женщин, но для парней они чужды.

Очень часто молодые парни не имели должного опыта в сексуальной жизни. Поэтому для них процесс дефлорации был очень сложным.

Здесь появлялись специалисты этого дела, которые делали это максимально без травм для психики девушки.

Например, в городе Амьен был издан указ, который обязывал знать ложиться в постель с женами крестьян и рабов. Жители города довольно спокойно восприняли данный закон и принимали это как должное. Были сеньоры, которым за год выпало лишить девственности не менее 70 женщин. Когда граф не мог уже физически участвовать в данной традиции, то он просил родственников или сыновей.

История показывает, что право на брачную ночь было сформировано еще в глубокие века. Когда в Европе еще не проповедовалось христианство, то дефлорацию совершал вожак или вождь.

Во времена христианства, монахи в монастыре были вынуждены обратиться к епископу.

Они просили снять с них обязанность на лишение невинности, их ходатайство одобрили, но при этом они должны были платить определенный налог.

Дети, рожденные от хозяина

Крестьяне по всему миру жили в бедности. Многие сами хотели того, чтоб жена забеременела от хозяина. Если девушка рожала ребенка после свадьбы, то господин становился отцом, но незаконнорожденного ребенка. Большинство знатных людей помогали средствами семье, в которой рос их незаконный сын или дочь. Для крестьян это был хороший вариант безбедного существования.

Многие герцоги не скупились на деньги и возможности. Дети могли получить образование и воспитание. Некоторые дети даже получали фамилии своих знатных биологических отцов.

А невинна ли невеста?

Особенно в государствах, в которых проповедовалось христианство, до свадьбы, а именно до первой брачной ночи, молодая должна была быть нетронутой.

Но, ведь случалось так, что некоторые девушки до свадьбы были уже не девственницы. А если господин не захочет лечь в постель с тронутой девушкой и всем расскажет об этом.

Но с другой стороны, с помощью данной ночи можно скрыть от всех факт не девственности.

А знатным мужчинам зачастую было без разницы, какая была девушка. Для чего об этом рассказывать каким-то крестьянам, которых даже и не видел никогда. А многим дворянам нравилось, что с ними в постели уже опытная девушка, которая знает толк в сексуальной жизни. Вот и получается, что девушки и не сопротивлялись ложиться в постель.

Язычники в Европе очень долгое время верили в то, что именно первый мужчина, который лишит девушку девственности, является очень важным в жизни для девушки. Существовало поверье, что на девушке остается след на всю жизнь. Даже верили в то, что не зависимо от того, является ли первый мужчина отцом детей, к ним перейдут его качества.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (

Источник: https://zen.yandex.ru/media/history_world/dikaia-tradiciia-prava-pervoi-brachnoi-nochi-5ada099d4bf161ff1f71a648

Существовало ли право первой ночи?

Феодалы и крестьяне право первой ночи. Право первой брачной ночи. Дефлорация как почетное право
отрывок из спектакля театра Сатиры “Безумный день или женитьба Фигаро” В роли Фигаро Андрей Миронов

Вопрос на самом деле не праздный.

Существовало ли это право на самом деле. Или это лишь мистификация историков?

Некоторые историки, считают, что этого права не было, как юридического акта.

Или, по крайней мере, оно применялось довольно редко.

Что же даёт повод считать так?

Дело в том, что изначально сама фраза «Право первой ночи» является не русским выражением, а переводным. Калькой с иностранного языка. Причём неоднократной. Дело в том, что выражение возникло в одном языке, потом было переведено на другой-третий-десятый, а уж потом только на русский. Представляете себе, насколько мог исказиться смысл после стольких переводов.

Право первой ночи на разных языках

Сразу оговорюсь. Исследование не лингвистическое, но мне просто интересен сам вопрос.

Изначально это выражение латинское Право первой ночи «jus primae noctis», дословно «право возложения ляжки».

Меня всегда восхищала изящность латинских изречений. Немцы высказались немного суровее: «Recht der ersten Nacht», тут понятно, дословно «право первой ночи».

Ну а французы, верные своей романтической натуре, называют этот обычай: «Droit de cuissage, Droit de prelibation», «право возложения бедра».

Ну, согласитесь слово «бедро» звучит как то изящнее чем «ляжка»

Что это значит?

Весьма возможно, что этим выражением определялась всего лишь традиция, что перед первой брачной ночью, господин символически перешагивал через постель, с возлежащей на ней невестой, тем самым подтверждая тот факт, что после свадьбы, она также становится его крепостной.

Ну, а вообще, представьте себе богатого помещика, владеющего несколькими сотнями, а то и тысячами крепостных крестьян. Это ж замучаешься с этим правом первой ночи. А вдруг она не в его вкусе.

Это шутка, конечно. Это ж именно право, а не обязаность.

Шутки шутками, конечно, а если даже это право и существовало, теоретически новоявленный жених мог откупиться от господина, уплатив ему особую подать. Размер этой подати, кстати, не уточняется, но, наверное, она была немаленькой.

Кто- то, возможно вспомнит вторую часть знаменитой трилогии Бомарше – «Женитьба Фигаро», где граф Альмавива, хочет восстановить, отмененное было право первой ночи и его выбор падает на невесту Фигаро.

К тому же, в графу «за», следует присовокупить еще один исторический документ.

Это сохранившееся постановление арбитражного суда в испанской Гваделупе от 1486 года, извещающее о том, что король Фердинанд II с нынешнего дня запрещает господам пользоваться привилегией провести ночь с невестой вассала.

Как видите раз была официальная бумага от короля, запрещающая что-то, значит это что-то было где-то прописано ранее. Впрочем, этот обычай, опять же мог быть негласным, но известным монарху.

Откуда оно вообще появилось?

Некоторые учёные, и в их числе такие мастодонты как Генри Морган (не пират, конечно) и Фридрих Энгельс, утверждали, что в первобытном обществе существовала традиция группового брака. Это и в самом деле так.

Ибо считалось, что мужчины, особенно воины, могли делить между собой нескольких женщин, чтобы в случае их возможной гибели осталось потомство.

Ну а для женщины подобный брак означал, сторона не останется без мужчины, который бы заботился о ней и защищал ее.

Таким образом, ППН возможно является отголоском вынужденной традиции древнейших племен, которые жили групповым браком, в те древние времена, когда еще не познали природу и не знали всех опасностей, а значит мужчина, например, мог погибнуть на охоте, напороться на дикого зверя. Вот тут и выручал групповой брак, он означал, что оставшуюся супругу и детей на произвол судьбы не бросят, и будут ухаживать и заботиться о ней.

Благородные индейцы

У многих индейских племён сохранялась похожая традиция, когда считалось, что первая брачная ночь отнимает много духовной энергии – маны, и таким образом, может быть просто-напросто небезопасной для здоровья обычного человека. И потому обязанность мужа в первую ночь выполнял вождь племени или шаман (жрец).

. Считается, что подобный обряд совершался не женихом, а скажем так должностным лицом, дабы не испугать неискушенного юношу видом пролитой крови.

В случае какой-либо физической особенности, при которых мужчина не мог (или считал, что не может) впервые исполнить свои супружеские обязанности.

Ну и последний вариант, более всего подтверждающий справедливость подобного права, если женщина выходила замуж повторно или имела связи до брака, она могла переночевать в доме господина, без совершения какого-либо акта, однако впоследствии, господин утверждал, что акт был совершен и будущая невеста является девицей (девственницей)

В случае , если мужчина погибал на охоте, то его соплеменник (обычно друг или родственник), приглашал вдову покойного, вместе с детьми, конечно к себе в вигвам и с этого момента заботился о ней, как о собственной жене. Этот обычай идет с древнейших времен, я уже говорил

Существует ли?

Но вернемся непосредственно к праву первой ночи. Что же заставляет усомниться в его существовании? Дело в том, что в исторических документах, само по себе, именно как понятие, ППН не встречается, только в совокупности с какими-то уточнениями.

Например, в одном из французских документов XV века, сохранилась запись за подписью самого владельца замка, Ларивьера-Бурде: “я… имею право взимать с моих людей и других, когда они женятся в моём владении, 10 турских су и филейную часть свиньи вдоль всего хребта и вплоть до уха, а также галлон любого напитка, присовокуплённого к этой провизии, либо же я могу и должен, ежели сочту за благо, лечь с невестой в том случае, когда её муж или его посланец не передаст мне или моему уполномоченному одну из вышепоименованных вещей».

Однако французские историки полагают, что это скорее шутливая угроза, нежели действительное намерение, с целью подчеркнуть хотя бы символическую власть феодала, в те времена, когда изначальная форма крепостной зависимости в значительной степени уже ослабла.

Здесь следует заметить, что сеньор изначально предполагает, что в первую очередь он возьмет натуральный налог со счастливо брачующегося – провизией и вином, либо же воспользоваться правом сеньора. Но нигде не сказано, что, это обязательно.

Право первой ночи в России

В России честно говоря с этим право дело обстояло неоднозначно .

В еще славянских обычаях была традиция, когда в первый раз с невестой вступал в контакт, более опытный в любовном искусстве человек, возможно и родственник. Однако это проводилось с согласия жениха и невесты, для того, чтобы избавить невесту от страха лишения невинности. Ведь человек не очень опытный мог травмировать возлюбленную как психологически, так и физически

В некоторых местах России и Украины, жених, должен был доказать, что все произошло нормально (как правило вывесить за окно простыню, с пятнами крови. А если у не го не получалось в первого раза, то ему давали еще две попытки. А потом его место мог опять же занять более искушенный родственник.

Но вернемся к праву первой ночи в России. Опять же, это право далеко не везде было документально закреплено.

И это скорее было не право первой ночи, а просто издевательство над несчастными крепостными крестьянами. Ведь они по отношению к помещику, были фактически бесправны.

Так было не всегда, но именно так обстояло дело с начала XVIII века почти до самой отмены крепостного права в 1861 году.

Вспомните, хотя бы знаменитую Салтычиху, а ведь она в конце концов, все же понесла наказание.

Но ведь было на Руси множество помещиков и мужского пола, и они порой, безнаказанно, удовлетворяли свою похоть с молоденькими крестьянками. Кто-то по принуждению, а над кем-то и вовсе совершалось насилие. Такие перегибы подтверждены историком, князем Александром Васильчиковым.

Некоторые помещики, проводя значительную часть времени за границей , домой, в Россию приезжали лишь только за удовлетворением низменных своих потребностей, и даже отдавали приказ, чтобы управляющий подготовил список всех подросших крестьянок.

Но я не стану здесь рассказывать обо всех ужасах и бесчинствах, творимых помещиками в своих маленьких мирках.

Выводы

Так как же считать. Существовало ли это право?

Официально, все же скорее всего далеко не везде.

Скажем так, это было скорее негласное правило. Тем паче, учитывая, что определение относится к феодальным временам, то мы можем вспомнить, что некоторые традиции и законы, на своей земле феодал мог устанавливать и отменять сам, без вмешательства верховной власти. В том числе, как обращаться со своими вассалами.

То есть феодал мог как воспользоваться своим правом, так и подобно, уже упоминающемуся графу Альмавива отменить свое решение… на время.

С вами был Станислав С. Кий.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки. Впереди еще много интересного, да и позади тоже.

Источник: https://zen.yandex.ua/media/nvb/suscestvovalo-li-pravo-pervoi-nochi-5e660d54dbf48a391f4ca219

«Право первой ночи» в России: как русские крестьяне могли избежать «процедуры»

Феодалы и крестьяне право первой ночи. Право первой брачной ночи. Дефлорация как почетное право

Как и в странах Западной Европы, «право первой ночи» существовало на Руси с древних времен. Феодалы пользовались привилегией лишать невинности дочерей своих холопов и крепостных крестьян по своему усмотрению. Впрочем, у многих новобрачных была возможность избежать этой «процедуры», достаточно было лишь заплатить своеобразный налог, который назывался «выводная куница».

«Выводная куница»

Вообще, древний обычай, связанный с «правом первой ночи» беспокоил еще легендарную княгиню Ольгу.

Об этом говорится в статье доктора экономических наук Татьяны Семенковой «Роль Великого княжения Владимира (980-1015 годы) в становлении династии Рюриковичей», которая опубликована в сборнике «Актуальные вопросы современной науки» (Новосибирск, 2014 г.). Исследовательница описала различные налоги и сборы, которые ввела в подконтрольных землях бабушка князя Владимира I Святославича.

«Были приняты меры и для “умягчения нравов”, такие как отмена “права первой ночи”. Она ввела выкуп – так называемый “кузничный сбор”, который жених вносил князю, за право не отдавать невесту своему хозяину в первую брачную ночь», – так охарактеризовала Т. Г. Семенкова реформы, инициированные княгиней Ольгой.

Очевидно, в древние летописи, на которые ссылается доктор экономических наук, вкралась небольшая ошибка, и речь идет не о кузничном (при чем здесь кузнец?), а о куничном сборе.

Не случайно на Руси жениха часто сравнивали с соболем, а невесту – с куницей. Мехом этих животных застилали ложе молодых во время свадебных торжеств.

Вот и налог, который крестьяне платили помещику, чтобы избежать известной «процедуры», аллегорически назывался «выводная куница».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в Санкт-Петербурге в 1890-1907 годах, дает такое определение данному сбору: «пошлина, которая платилась при заключении брака и шла в пользу светских властей…». Обычно «выводную куницу» платили княжескому наместнику, а позднее – помещику.

Причем, размер налога часто зависел от того, в каком селении живет жених. Если он принадлежал другому барину, то размер выводной куницы заметно возрастал. В этом случае помещик выдавал отцу или дяде крепостной невесты особый документ, дающий девушке право выйти замуж за крестьянина, принадлежащего другому дворянину.

Имеется в виду так называемое выводное письмо.

Примечательно, что императрица Екатерина II своим Манифестом о свободе предпринимательства от 17 марта 1775 года отменила взимание выводной куницы за женщин, относящихся к сословию государственных крестьян. Но помещики продолжали пользоваться своим правом на получение денег за каждую невесту (а то и «правом первой ночи») вплоть до отмены крепостного права, случившейся в 1861 году.

Кстати, свою пошлину с новобрачных получала и православная церковь. Помимо выводной куницы родственники девушки, выходящей замуж, платили еще и «новоженный убрус» – налог, собираемый священнослужителями.

Произвол помещиков

В XVII веке, когда в России начался процесс полного закабаления крестьян, «выводная куница» стала одним из государственных инструментов, позволяющих контролировать перемещение женской части населения.

Если девушка выходила замуж в соседний уезд или волость, то это фиксировалось в документах.

19 статья XI главы Соборного Уложения 1649 года обязала помещиков выдавать крестьянкам отпускные грамоты (выводные письма), в которых указывался размер «выводной куницы».

Вообще, светские и церковные власти, к их чести, не одобряли помещиков, пользующихся «правом первой ночи», но реально ничего не предпринимали.

Часто богатые дворяне творили со своими крепостными девушками и женщинами все, что хотели. А зависимые от пожертвований барина церковные приходы просто закрывали глаза на происходящее.

Светским властям тоже не было никакого дела до страданий каких-то девок и их женихов.

Вся русская литература XVIII-XIX веков буквально пронизана историями о произволе помещиков, которые зачастую были основаны на реальных событиях. Порой мужчин, вступавшихся за своих дочерей, невест или жен, ожидала жестокая расправа. Помещик мог приказать запороть несчастного до смерти или отправить в солдаты на 25 лет.

Известный писатель Шапи Казиев в своей книге «Повседневная жизнь восточного гарема» (Москва 2006 г.) отметил бесправное положение русских женщин во времена крепостничества.

«Де-юре гаремов на Руси не было, но де-факто в них состояла значительная часть женского населения. Безграничная власть позволяла хозяевам делать со своими крестьянами все, что им заблагорассудится.

Феодальное право первой ночи существовало не только в Европе, но и цвело пышным цветом на необъятных российских просторах.

Сенные девушки и прочие крестьянки и заикаться не смели о каких-либо правах, покорно исполняя прихоти господ», – написал Ш.М. Казиев.

Впрочем, среди русских помещиков встречались и порядочные люди, не желавшие растлевать невинных девушек. А некоторые дворяне были просто не способны регулярно совершать подобные «процедуры». Они предпочитали «взять деньгами». То есть, получить с крестьян «выводную куницу».

Размер налога

Многие разрешения на брак или выводные письма, выданные помещиками крестьянским девушкам, не сохранились. Но в церковных архивах исследователи находят интересные документы, способные пролить свет на размер «выводной куницы».

Доктор исторических наук Марина Черкасова посвятила данной теме статью «”Выводная куница” и “отпускные выводные” памяти на замужество в XVI-XVII вв.», которая опубликована в сборнике научных трудов «Образы аграрной России IX-XVIII вв.

» (Москва, 2013 г.).

Исследовательница обратила внимание на частые упоминания о различных денежных и натуральных дарах, которые представители феодала получали на крестьянских свадьбах. Например, в документах Воскресенского Иверского монастыря, датированных XVII в.

, упоминается пошлина «за стол прикащичий», она равнялась стоимости следующих продуктов: калач, хлеб, окорок мясной и ведро хмельного напитка.

А несколькими веками ранее княжеский тиун, посетивший крестьянскую свадьбу, получал, например, запеченного гуся и блюдо с пирогами.

Впрочем, сбором выводной куницы тоже занимались представители феодала, ведь сам хозяин обычно не утруждал себя административно-хозяйственными делами. Так, соловецкий игумен Филипп Колычев в 1548 году записал, что приказчик брал с каждого брака между местными крестьянами один алтын, а размер выводной куницы, если девушка выходила замуж за пределы владений, составлял целых два алтына.

«В одной крестьянской росписи свадебных издержек за 1698 г. были учтены: рубль “вывода”, венечная гривна и расходы на стол…», – сообщила М.С. Черкасова.

То есть, помещик получил с родителей девушки, не желавших реализации «права первой ночи», один рубль, священнику за венчание молодых была выплачена одна гривна, оставшиеся сбережения семьи пошли на покупку продуктов для свадебного угощения. Сложно не заметить, что размер выводной куницы доминировал в структуре расходов. И родители покорно платили барину, лишь бы не отдавать ему свою дочь на утеху.

Они же не заплатили

Русские крестьяне делились не только на помещичьих и государственных, некоторые из них принадлежали монастырям, обрабатывая земли местных епархий. Так, в 1655 г.

архимандрит Серапион и келарь Селивестр из Спасо-Прилуцкого монастыря судили двух своих крестьян, проживавших в местечке с живописным названием Лоптуновский ключ (под Вологдой).

Эти мужчины взяли в жены двух девушек, принадлежавших боярину Петру Лазареву и его пожилой матушке – старице Улите. При этом выводная куница за крепостных крестьянок выплачена не была.

Возмущенный боярин П.Д. Лазарев обратился к монастырским властям с требованием наказать виновных и возвратить ему крестьянок, де-юре считавшихся беглыми. В ходе разбирательства выяснилось, что монастырь из своей казны выдал женихам 12 рублей 8 алтын и 2 деньги, чтобы они заплатили боярину причитающиеся деньги за двух невест. Но обвиняемые эти средства просто присвоили.

В итоге, мужьям пришлось, все же, раскошелиться, а некий Офонька Иванов, являвшийся сватом на обеих свадьбах, был оштрафован монастырскими властями на целых три рубля, поскольку должен был уследить за выплатой выводных денег, но отнесся к своим обязанностям халатно.

Замуж выходила вдова

Обычно выводную куницу помещику выплачивали родители или другие родственники невесты, хотя барин мог потребовать деньги и с жениха, как это показано выше. Если у девушки не было отца, дяди, опекуна или совершеннолетнего брата, то челобитную с просьбой разрешить дочери выйти замуж могла подать мать или другая родственница.

Иногда вдовы сами выплачивали выводную куницу за разрешение вступить в новый брачный союз, лично получая отпускное письмо у помещика. В этих случаях женщина выступала как субъект права, а не как его объект.

Кстати, за женщину, выходящую замуж за крепостного, мог заплатить его барин, поскольку после свадьбы помещик фактически приобретал еще одну пару рабочих рук.

Например, 24 января 1653 года руководству Спасо-Прилуцкого монастыря подала челобитную некая крестьянка, ранее вышедшая замуж за местного мужчину. Причем, при заключении брака монастырь заплатил помещику за нее 6 рублей 4 алтына и 1 деньгу.

Затем эта женщина овдовела и снова собралась замуж – на этот раз за крестьянина, принадлежащего соседнему барину. И тот внес за нее в монастырскую казну всего 2 рубля.

То есть, заключая второй брак, женщина стала как бы дешевле, более чем в три раза.

Интересно, что с мужчины, пожелавшего жениться во второй или третий раз, светские и церковные власти требовали больше денег на «новоженный убрус» и «выводную куницу», чем с брачующегося юноши.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/144523-pravo-pervoy-nochi-v-rossii-kak-russk.html

Право первой ночи: почему это всех устраивало

Феодалы и крестьяне право первой ночи. Право первой брачной ночи. Дефлорация как почетное право

Порой современных людей шокируют различные обычаи и традиции, которым следовали жители средневековой Европы.

Например, право первой брачной ночи, принадлежавшее феодалам многих стран, практиковалось и в крепостнической России. Крестьяне веками подчинялись власти барина, практически не протестуя.

Значит, не все так просто. Почему же всех устраивало, что невинности девушку лишает не ее жених?

Что за обычай?

Потеря девственности на языке медицины называется «дефлорация». По обычаю, это должно произойти в первую брачную ночь. В Средневековье правом совершить половой акт с невестой, если она и ее жених относятся к крестьянскому сословию, обладал их господин. То есть, феодал-землевладелец, чьи угодья возделывают семьи молодых людей, вступающих в брак.

Как правило, избежать выполнения своего долга перед дворянином было возможно, лишь заплатив своеобразные «отступные». Размер и форма такой подати, взимаемой господином со своих брачующихся крестьян, варьировалась в зависимости от страны и личной прихоти сиятельного графа или герцога.

Впрочем, с этим обычаем боролись некоторые представители власти и духовенства, в зависимости от их собственных взглядов. Например, еще в 1486 году король Испании Фердинанд II Католик (1452-1516 гг.) издал указ, запрещающий благородным сеньорам пользоваться дочерьми и сыновьями крестьян против их воли «за плату или без платы», а также спать в первую брачную ночь с невестой.

Французскую аристократию никто не сдерживал, правом первой ночи здесь пользовались открыто. Даже представители католического духовенства, которым часто принадлежали значительные наделы земли, занимались дефлорацией своих крестьянок. А кое-кто из дворян извлекал из этого выгоду, предлагая всем желающим за умеренную плату воспользоваться их правом на невинность девушек.

Отечественные дворяне тоже не отставали от своих западных «коллег». И хотя по законам Российской империи помещики не имели права на первую брачную ночь крепостных девок, многие пользовались этим обычаем. Полное бесправие русских крестьян позволяло господам делать с ними практически все, что угодно.

Чтобы не платить налог

Однако большинство жителей нашей страны и государств Западной Европы данный обычай вполне устраивал. И одной из причин, почему представители низшего сословия буквально подкладывали своих невест под феодалов, было нежелание платить соответствующую подать.

Крестьяне всегда жили небогато, лишних денег в их семьях не было.

Например, в «Книге бургундских обычаев» (историческом документе конца XIV века) говорится, что женившись на девушке, принадлежавшей другому дворянину, крестьянин обязан заплатить своему хозяину выкуп.

Уплаты можно было избежать, если заставить свою невесту gesir soubs le seigneur, что означает буквально «лежать под господином».

Размер подати на невинность девушки, которая позволяла избежать ночи с землевладельцем, зависел от его предпочтений. Так, в начале XV века на территории Нормандии жених мог «выкупить» право первой ночи у дворянина за 10 су, филейную часть свиньи и галлон вина. Некоторым крестьянам было жаль расставаться с деньгами и провизией, они предпочитали уступать графам и герцогам своих невест.

Некоторые русские дворяне еще и щедро одаривали молодые семьи, удовлетворив свои прихоти. Такая материальная помощь была весьма полезна людям, начинающим совместную жизнь.

Профессионал по дефлорации

Вопреки стереотипам, многим мужчинам не нравится лишать девушек невинности. Впечатлительных юношей отпугивают крики, боль, слезы и кровавые выделения юных красавиц.

Физиологические аспекты женского организма кажутся женихам ужасными. В пуританской Европе в браки часто вступали парни, не имеющие достаточного сексуального опыта.

Им было сложно совершить дефлорацию и физически, и морально.

Вот тут-то на помощь и приходили профессионалы, которые могли «сделать это» с девушками наименее болезненно и максимально безопасно, должным образом возбудив юную особу и не травмируя при этом ее хрупкую психику. Что и говорить, это задача, которая не под силу неопытным юнцам.

Не удивительно, что в 1507 году, когда мэрия французского города Амьен приняла закон, обязывающийсеньоров делить ложе с женами своих вассалов в первую брачную ночь, население положительно восприняло это решение властей. Дефлорация воспринималась многими людьми не как право, а как обязанность дворянина.

Некоторым графам и герцогам приходилось лишать невинности сотни девушек в год. Если пожилой сеньор уже не мог справиться со своей задачей, как следует, эту важную функцию брал на себя кто-то из его детей или младших родственников.

Истоки данного обычая уходят корнями в глубину веков. В дохристианской Европе считалось, что лишь шаман или вождь племени может совершить дефлорацию, не вызвав при этом гнев духов. Этим непростым делом занимались профессионалы. Отголоски языческих верований были сильны в народе. Только на смену шаману пришел синьор или… представитель духовенства.

Однажды обитатели мужского монастыря, расположенного в итальянском городе Пьемонт, даже обратились к местному епископу с просьбой освободить их от обязанности заниматься дефлорацией местных жительниц. Руководство католической церкви пошло им навстречу, заменив бытовавший обычай уплатой соответствующей подати.

Ребенок-бастард

Ни в одной стране мира положение крестьян не было завидным. Поэтому люди надеялись, что девушка забеременеет от помещика.

Если ребенок появился на свет через 9 месяцев после свадьбы, то барину сообщали о рождении незаконнорожденного сына или дочери.

Многие дворяне верили в свое отцовство, они щедро помогали крестьянской семье, давали деньги на содержание ребенка. Это позволяло супругам безбедно растить других детей.

Кроме того, некоторые помещики стремились дать своим бастардам достойное образование, что положительно сказывалось на их будущем. Незаконнорожденные потомки представителей знатных российских родов даже получали усеченные фамилии своих отцов. Например, бастард графа Воронцова был записан в документах как Ронцов, сын князя Трубецкого носил фамилию Бецкой, потомок Бестужева – Стужев и т.п.

Подтверждалась невинность невесты

В христианских странах невинность девушки часто была одним из обязательных условий ее замужества. Но далеко не все юные особы хранили девственность до свадьбы. Как же быть? Право первой ночи оказывалось им на руку, ведь так можно было все скрыть. Дескать, «это господин со мной сделал».

Что касается самого дворянина, то ему абсолютно все равно: невеста-то чужая. Зачем докладывать крестьянам, что юная особа оказалась весьма опытной и искусной в постели? Какое ему дело до людей, которых он и знать не желает?

Вот поэтому многие девушки не противились. Для большинства из них барская постель была доступна лишь в первую брачную ночь, и они этим пользовались.

Миф о первом мужчине

Во многих странах Европы бытовало языческое поверье, что первый мужчина очень важен в жизни любой женщины. Считалось, что он как бы оставляет на ней свой энергетический след, влияет на всех ее будущих детей, которые обязательно унаследуют его качества, независимо от того, является этот мужчина их биологическим отцом или нет.

Некоторые крестьяне хотели, чтобы их отпрыски позаимствовали хотя бы немного черт от «благородного» человека.

Источник: https://suharewa.ru/pravo-pervoj-nochi-pochemu-eto-vsex-ustraivalo/

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: