Федеральный референдум. Закон о референдуме. Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации

Содержание
  1. Референдум: понятие и статус. Организация и проведение референдума
  2. Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):
  3. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
  4. На референдум не могут выноситься вопросы:
  5. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ):
  6. Инициатива проведения референдума принадлежит:
  7. Назначение референдума
  8. Федеральный конституционный закон о референдуме
  9. Основные положения ФКЗ 5
  10. Принципы проведения референдума в РФ
  11. Кто обладает правом на проведение референдума?
  12. Изменения, внесенные в закон «О референдуме Российской Федерации»
  13. Скачать текст закона
  14. Закон о референдуме
  15. Описание закона «О референдуме Российской Федерации»
  16. Принципы проведения референдума
  17. Право на проведение референдума
  18. Скачать ФЗ 5
  19. Изменения в ФЗ 5 «О референдуме в РФ»
  20. Поправки в Конституцию: почему будет проводиться всенародное ание, а не референдум, в чем отличия?
  21. Зачем проводится всенародное ание. Отличия от референдума
  22. В каком порядке будет проходить всенародное ание
  23. Почему не референдум?
  24. Поправки в Конституцию принимают по очень странной процедуре, которая нигде и никогда не использовалась. Она вообще законна? — Meduza
  25. Что предлагается
  26. Время ания
  27. Роль Конституционного суда
  28. Общероссийское ание вместо референдума
  29. Голосование за не связанные между собой поправки
  30. Правила проведения референдума в России. Досье
  31. Что такое референдум
  32. Условия проведения
  33. Инициативы по проведению плебисцита
  34. Сбор подписей
  35. Подведение итогов

Референдум: понятие и статус. Организация и проведение референдума

Федеральный референдум. Закон о референдуме. Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации

В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го ания утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольны­ми».

Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственно­го лидера или действий органов власти.

Часто так называют оп­рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито­рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума.

К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен­ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа­культативный характер.

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации”.

Референдум РФ (далее также – референдум) – всенародное ание граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):

  1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном ании.
  2. Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
  3. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом .
  4. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
  5. Участие гражданина РФ (далее также – гражданин) в референдуме является свободным и добровольным.

    Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

  6. Голосование на референдуме (далее – ание) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для ания на референдуме в месте для тайного ания.

Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум.

Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное ание проект новой Конституции РФ.

На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ.

Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором РФ.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоре­чить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнан­ные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ):

  1. военное или чрезвычайное положения, введенное на территории РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения;
  2. введение в отдельных местностях РФ военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом;
  3. последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа;
  4. период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов.

Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), ание по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык РФ, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе РФ, а также языки народов РФ на территориях их компактного проживания.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан РФ о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах ания и о результатах референдума.

Государство гарантирует гражданам РФ, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением референдума устанавливается международными договорами РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

  1. не менее чем 2 миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, – при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  2. Конституционному Собранию – в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ;
  3. федеральным органам государственной власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ и настоящим Федеральным конституционным законом.

Назначение референдума

Референдум назначает Президент РФ.

Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии КонституцииРФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума соответствующей КонституцииРФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум.

При назначении референдума Президент РФ определяет день ания, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума.

Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), ание по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.

Не допускается совмещение дня ания на референдуме с днем ания на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/referendum-ponyatie-i-status-organizatsiya-i-provedenie-referenduma

Федеральный конституционный закон о референдуме

Федеральный референдум. Закон о референдуме. Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Одним из способов прямого изъявления воли народа и принятия решений на государственном уровне является референдум. Правила проведения определяются соответствующим законодательством.

Основные положения ФКЗ 5

Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” был одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года и спустя двенадцать дней, 23 июня того же года получил одобрение Совета Федерации. Законодательство было подписано президентов и вступило в силу 28 июня 2004 года.

Настоящим законодательством референдум определяется как высшая форма прямого выражения воли народа наряду со свободными выборами.

Государство гарантирует свободу волеизъявления граждан Российской Федерации на референдуме, защиту демократических прав и правовых норм.

Референдум запрещается использовать для принятия решений, которые противоречат положениям Конституции РФ, а также отменяют и умиляют права и свободы человека или препятствуют их реализации.

ФЗ 73 в новой редакции. Подробнее по ссылке:

ФКЗ-5 состоит из 93 статей и 15 глав, которые регулируют следующие основы проведения референдума:

  • Гл. 1 содержит общие положения о принципах и основания для осуществления всенародного опроса, нюансы организации и проведения, а также язык и финансирования референдума, включая использование государственной автоматизированной системы “Выборы”;
  • Гл. 2 устанавливает порядок определения инициативы для проведения референдума и её реализации, а также назначение цели всеобщего опроса;
  • Гл. 3 предусматривает полномочия комиссии, включая систему её работы, а аткже порядок избрания;
  • Гл. 4 описывает статус и полномочия наблюдателей и представителей СМИ;
  • Гл. 5 определяет правила формирования участков для проведения всенародного ания;
  • Гл. 6 устанавливает правила составления списков участников референдума;
  • Гл. 7 предусматривает особенности финансирования данного мероприятия, включая порядок формирования фонда и контроля за его использованием;
  • Гл. 8 описывает особенности информационного обеспечения;
  • Гл. 9 определяет правила ания;
  • Гл. 10 устанавливает требования к подсчёту и подведению итогов ания;
  • Гл. 11 предусматривает порядок обнародования результатов референдума;
  • Гл. 12 определяет правила и сроки хранения документов опроса;
  • Гл. 13 описывает особенности направления и рассмотрения обращений о нарушениях положений настоящего законодательства;
  • Гл. 14 устанавливает ответственность за несоблюдение требований текущего закона;
  • Гл. 15 содержит заключительные положения о переходных вопросах и вступление законодательства в силу.

Текст закона дополняется двумя приложениями, которые определяют правила оформления подписного листа и подсчёта контрольных соотношений протокольных данных.

ФЗ об ОРД в новой редакции. Подробности по ссылке:

На референдум может выноситься проект нормативного акта или вопрос. Формулировка вносимого вопроса должна исключать возможность неоднозначного толкования и множественного ответа.

Ответ должен быть однозначным и прямым для исключения неопределённости принятых решений.

Для составления бюллетеней используется государственный язык, а также допускается формулировка положений на языках входящих в состав Российской Федерации республик и на языках национальных меньшинств в регионах их плотного проживания.

Федеральный закон №214 в новой редакции. 

Проведение референдума запрещается при следующих обстоятельствах:

  • во время военного положения;
  • при чрезвычайных обстоятельствах;
  • в последний год полномочий президента;
  • в течении временного промежутка между объявлением о проведении референдума и обнародованием его результатов, не может быть выдвинута инициатива о проведении нового ания;
  • повторной всенародный опрос, содержащий те же вопросы, не может быть проведён в течении двух лет после объявления его результатов.

Референдум, инициатива которого была выдвинута в соответствиями с требованиями конституционного законодательства, не отменяется при наступлении экстремальных обстоятельств или военного времени, он переносится и осуществляется в течение 3 месяцев после снятия особого положения.

Федеральный закон о политических партиях в РФ,

Принципы проведения референдума в РФ

Проведение референдума Российской Федерации осуществляется на основании следующих принципов:

  • свободное и прямое волеизъявление граждан на тайном ании;
  • всеобщее участие, независимо от половых, языковых, национальных, расовых, религиозных, имущественных и других признаков;
  • равные условия участия и одинаковое количество ;
  • ание непосредственно за или против вынесенного вопроса;
  • добровольное участие. Запрещается кому-либо оказывать влияние на граждан с намерением принудить к участию или неучастию в ании, а также препятствовать свободному изъявлению своего мнения;
  • тайное ание, исключающее сторонний контроль или наблюдение за результатом ания.

Кто обладает правом на проведение референдума?

Правом на участие в референдуме РФ обладают все граждане государства, достигшие 18 лет. Они также могут выдвигать инициативу проведения всенародного опроса и принимать участие в подготовке и проведении ания в порядке, установленном настоящим законодательством.

Граждане, находящие на момент проведения референдума в иностранном государстве, вправе также участвовать в ании, в чём им обязаны содействовать дипломатические и консульские организации.

Не обладают правом на участие во всеобщем ании лица, которые признаны судебными инстанциями недееспособными и находящие в местах лишения свободы по вступившему в силу судебному приговору.

Подробнее о ФЗ о конституционном суде тут:

Изменения, внесенные в закон «О референдуме Российской Федерации»

В ходе последних изменений настоящего законодательства, состоявшихся 18 июня 2017 года, в статью 30, предусматривающую перечень полномочий центральной избирательной комиссии РФ, был внесён пункт 16, который определяет установление порядка доставки документов о подготовке и проведении референдума, а также согласование с уполномоченным в архивной области органом вопросов о хранении, передаче и уничтожении данной документации.

Скачать текст закона

Для детального изучения положений Федерального конституционного закона № 5-ФКЗ от 28.06.2004 “О референдуме Российской Федерации” рекомендуется скачать документ, содержащий актуальные изменения, по ссылке ниже.

Скачать ФКЗ-5

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-referendume/

Закон о референдуме

Федеральный референдум. Закон о референдуме. Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Наряду с проведением выборов, референдум является высшим проявлением народной воли. Для его проведения государство должно гарантировать принципы свободного выражения своего выбора.

Данные правовые нормы регламентируются законом 5 ФКЗ.

Он предписывает механизмы, по которым граждане могут воспользоваться своими правами, а также принципы, на которых основывается проведение соответствующих мероприятий.

Описание закона «О референдуме Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон под номером 5 ФКЗ «О референдуме в РФ» одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года. С момента вступления документа в силу в него вносились определенные изменения, призванные устранить неточности в формулировках. Последние поправки были введены 18 июня 2017.

Структурно Федеральный закон «О референдуме РФ» состоит из следующих глав:

  • общие положения — включают в себя принципы проведения, основные понятия и термины, используемые законодательством, а также отдельные организационные аспекты;
  • инициатива проведения и начало референдума – регулируется порядок организации, сбор подписей и их проверку, решение о назначении;
  • комиссии – систематизация их организации и правовой статус, процедура формирования и сроки, подразделения комиссий и полномочия;
  • статус наблюдателей и представителей средств массовой информации, регламент их участия в проведении ания;
  • списки участников референдума, порядок составления и ознакомления с ними по закону;
  • финансирование проводимого ания, учреждение специальных фондов и отчетность;
  • информационное обеспечение – порядок информирования участников, опубликование опросов и правовых актов и законов, выносимых на ание, агитация и условия ее проведения;
  • процедура ания – выбор помещений, бюллетень и открепительное удостоверение, порядок ания, в том числе досрочного и вне отведенных помещений;
  • подсчет и определение итогов – ведение протокола, подсчет бюллетеней и определение результатов;
  • опубликование итогов и юридическая сила принятого анием решения для принятия соответствующего закона;
  • рассмотрение нарушений, зафиксированных в ходе ания;
  • ответственность за нарушения данного закона.

В заключительные положения документа включаются статьи о порядке исчисления сроков, переходные правовые нормы и порядок вступления закона в силу. В последнем вопросе учитываются и документы, которые в соответствии с принятием ФЗ 5 «О референдуме РФ» утрачивают свою силу.

В Федеральный конституционный закон под номером 5 кроме основных статей включены два приложения. Первое – утвержденная форма подписного листа. Второе – контрольное соотношение сведений, вносимых в итоговый протокол.

Ознакомьтесь  ФЗ «О дополнительном образовании»

Принципы проведения референдума

Принципы проведения референдума регулируются статьей 2 Федерального конституционного закона под номером 5 и определяются следующими положениями:

  • всеобщее равное прямое волеизъявление граждан;
  • право участия не зависит от каких-либо признаков, происхождения или принадлежности;
  • каждый участник обладает равным количеством ;
  • в ании гражданин изъявляет свою волю по вынесенным вопросам или против них;
  • участие является добровольным, никто не вправе навязывать его насильно или условиями;
  • ание является тайным, никто не имеет права наблюдать за заполнением бюллетеня.

Право на проведение референдума

Инициатива проведения референдума регламентируется статьей 14 Федерального конституционного закона «О референдумах РФ». По ее предписаниям ание инициируется:

  • двумя миллионами граждан Российской Федерации, поставившими свои подписи за проведение;
  • Конституционным Собранием;
  • федеральными органами государственной власти.

Каждая инициатива имеет определенные условия для ее реализации. Отдельно закон касается вопросов, которые могут выдвигаться на ание. К таковым согласно статье 6 ФКЗ 5 относятся:

  • проект новой Конституции РФ;
  • правовой акт или вопрос, выдвинутый в соответствии с заключенным международным договором;
  • вопросы государственного значения при соблюдении предусмотренного порядка.

На референдум не выносятся следующие вопросы:

  • о смене статуса субъектов РФ, который уже закреплен в Конституции;
  • о пребывании на государственных постах временно замещающих лиц;
  • о прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ или Государственной Думы;
  • о составе государственных органов, а также об органах, сформированных согласно международным договоренностям;
  • о принятии чрезвычайных мер для обеспечения здоровья и безопасности граждан.

Скачать ФЗ 5

Скачать Федеральный конституционный закон «О референдумах Российской Федерации» можно здесь. Документ предлагается в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Текст будет востребован гражданами, знакомящимися со своими правами, а также должностными лицами, задействованными в подготовке и реализации ания.

Изменения в ФЗ 5 «О референдуме в РФ»

Последние изменения в ФКЗ 5 были внесены 18 июня 2017 года. Они коснулись пункта 16 статьи 30. Положение регулирует полномочия Центральной избирательной комиссии РФ – действия, которые она вправе совершать с целью реализации предписаний данного закона.

Внесенные поправки полностью изменили редакцию пункта 16, определяющего порядок доставки в комиссии документации, связанной с проведением ания. Иных изменений в Закон о референдумах не вносилось.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-referendume/

Поправки в Конституцию: почему будет проводиться всенародное ание, а не референдум, в чем отличия?

Федеральный референдум. Закон о референдуме. Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации

По словам Главы ЦИК, ание по конституционным поправкам будут проводиться в рамках исключительной и уникальной процедуры. Она именуется всенародным анием. Чем отличается всенародное ание от референдума? Почему за поправки в Конституцию будет проводиться именно всенародное ание, а не референдум, и в каком порядке будет проходить ание?

Зачем проводится всенародное ание. Отличия от референдума

В ходе Послания Федеральному Собранию Президент Путин предложил внести изменения в Конституцию и заявил о необходимости утверждения таких поправок гражданами РФ.

Так как предложенные поправки не затрагивают основ конституционного строя и не имеют важного значения для функционирования российской политической системы, то проводить по ним ание не нужно вовсе.

Достаточно, чтобы поправки утвердил Совет Федерации, и они будут приняты – такая процедура сделает поправки действующими по всем законодательным правилам.

На основании ст. 136 Конституции поправки, предложенные к Главам 3-8, принимаются, как и любой федеральный закон, и вступают в силу после одобрения 2/3 Госдумы и ¾ Совета Федерации (п. 2 ст. 108 Конституции).

При изменениях в Конституцию необходимо проведение референдума. Но это правило распространяется при внесении изменений в основополагающие Главы 1, 2, 9 Конституции и только после ания за них 3/5 Парламента.

Процедура референдума сама по себе достаточно сложная, с точки зрения порядка и сроков проведения. Так, ее нельзя проводить менее, чем за год до окончания полномочий Госдумы, иначе оставшегося времени будет недостаточно для проведения поправок.

Референдум в стране объявляет сам Президент. По ст. 23 №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» он направляет инициативы в Конституционный суд для проверки их конституционности и только после одобрения их судом может объявить референдум. Также Федеральное собрание должно перед референдумом созвать Конституционное собрание, которое разработает и утвердит конституционные поправки.

Но всего этого можно избежать, если вместо референдума провести всенародное ание.

Своим Указом Президент вправе назначить проведение всенародного ания. Это своего рода «упрощенный референдум» без жестких требований к форме волеизъявления граждан. Если результаты референдума обязательны для исполнения, то результаты ания – нет. То есть формально власть все равно может принять поправки без учета мнения народа.

Более того, Конституция не содержит ответа на вопрос: как поступить в том случае, если поправки были одобрены Советом Федерации и Госдумой, а народ отказался их поддержать. Порядка отмены утвержденных поправок, которые по закону не должны утверждать граждане, не существовало.

Но принятый 11 марта 2020 года закон о порядке всенародного ания изменил данное положение дел.

В каком порядке будет проходить всенародное ание

11 марта Государственная дума и Совет Федерации приняли закон о внесении поправок в Конституцию. Его статьи 2 и 3 посвящены механизму принятия конституционных поправок. Он предполагает предварительное утверждение поправок Конституционным судом и проведение общенародного ания.

После одобрения поправок они будут переданы в конституционный суд для оценки их соответствия нормам 1, 2, 9 Глав Конституции. Конституционному суду отводится на проведение оценки и выдачу заключения 7 дней.

Стоит отметить, что проведение такой оценки не совсем входит в полномочия суда: он не может оценить то, что формально еще не имеет юридической силы и не вступило в действие (а до проведения ания поправки не считаются вступившими в силу).

Если суд примет отрицательное решение, то поправки не вступят в силу, и общенародное ание по ним не проводится. Если суд подтвердит конституционность поправок, то будет проведено всенародное ание, назначенное Президентом.

В случае если за поправки проголосуют более половины граждан, то они вступят в силу. Если менее 50%, то поправки не вступят в силу.

ИдуНе иду. Из дома проголосуюНе идуГолосование уже прошло

Почему не референдум?

В ст. 3 Конституции подчеркивается, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа.

Но общероссийское ание по поправкам в Конституцию подпадает под признаки и правила референдума, которые содержатся в российском законодательстве (они указаны в №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»). Поэтому законодатели делают упор на то, что это будет ание, а не референдум.

При проведении референдума пришлось бы соблюдать массу формальностей: соблюдение правил агитации за и против поправок, их финансирование, порядок ания и подсчета , участие наблюдателей и пр.

Проект «Порядка подготовки и проведения общероссийского ания», который предстоит принять ЦИК, содержит усеченные правила ания в отличие от выборов и референдумов (в частности, по контролю за анием на дому).

Также на ание будет вынесен пакет поправок, которые мало связаны между собой. Гражданам предстоит ать или за пакет или против, что также отличается от требований при проведении референдума, когда на ание необходимо вынести только взаимосвязанные поправки.

Таким образом, за конституционные поправки будет проводиться именно всенародное ание, а не референдум по той причине, что референдум в данном случае не нужен, когда поправки можно было бы принять без учета мнения народа. Также принятый порядок ания отличается от нормативных требований к проведению референдумов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/vsenarodnoe-golosovanie.html

Поправки в Конституцию принимают по очень странной процедуре, которая нигде и никогда не использовалась. Она вообще законна? — Meduza

Федеральный референдум. Закон о референдуме. Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации

11 марта Госдума и Совфед приняли закон о поправках к Конституции РФ. Вторая и третья его статьи посвящены механизму принятия поправок.

Эта процедура очень необычна и включает в себя оценку поправок Конституционным судом и общенародное ание — ни того ни другого раньше не делалось, и этот механизм ранее не был записан ни в каких законах. Тем временем ЦИК уже принял за основу проект «Порядка подготовки и проведения общероссийского ания».

«Медуза» попросила кандидата юридических наук, члена совета движения «Голос» Аркадия Любарева оценить, насколько все это соответствует российской Конституции и общепринятым демократическим стандартам.

Что предлагается

Статья 136 Конституции РФ гласит, что поправки к главам 3–8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия .

Это значит, что для их принятия требуется не менее двух третей депутатов Государственной думы и не менее трех четвертей членов Совета Федерации.

Далее в статье 136 говорится, что поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ.

Между тем принятый закон о поправках предусматривает, что после его одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ вступает в силу только третья статья этого закона.

В ней говорится, что президент направляет в Конституционный суд (КС) запрос о соответствии закона первой, второй и девятой главам Конституции.

КС, в соответствии с данной статьей, обязан дать заключение в семидневный срок.

Если суд даст отрицательное заключение, поправки в силу не вступают и общероссийское ание не проводится.

Если заключение окажется положительным, вступает в силу вторая статья закона, предусматривающая общероссийское ание, которое президент и назначает.

Если за поправки проголосуют более половины граждан от числа принявших участие в ании, поправки, изложенные в статье 1 закона (то есть основные, в том числе об обнулении президентских сроков Путина), вступят в силу. Если меньше — не вступят.

Время ания

Сама по себе идея проведения общероссийского ания по поправкам, вероятно, не противоречит статье 136. А вот конституционность конкретного алгоритма, который предложен в законе, сомнительна.

Принципиальный вопрос: в какой момент проводится ание? Если бы оно проводилось, скажем, после одобрения Советом Федерации, но до ания в региональных парламентах, никакого противоречия с Конституцией не было бы заметно. Люди голосуют, выражают свое мнение.

И на основе волеизъявления жителей каждого региона законодательные органы этих регионов принимают решения — одобрить или нет. Было бы и демократично, и юридически безупречно.

Но ать предлагается тогда, когда свое слово скажут уже все органы, в чьей компетенции одобрение поправок. Если народ проголосует за, то проблемы не будет.

А если против? Ведь мы хотя бы теоретически должны предполагать такую возможность. Закон говорит, что в этом случае поправки в силу не вступят.

Но статья 136 Конституции не предполагает возможность невступления в силу поправок, одобренных Госдумой, Советом Федерации и двумя третями региональных парламентов. 

Роль Конституционного суда

Проблема с заключением Конституционного суда аналогична: оно тоже предусмотрено на слишком поздней стадии. Но с КС есть и другая проблема.

Его деятельность регламентируется статьей 125 Конституции РФ и соответствующим федеральным конституционным законом, которые не дают суду таких полномочий. К тому же сомнительно требование о недельном сроке.

Вопрос слишком серьезный, чтобы диктовать такие сжатые сроки.

Общероссийское ание вместо референдума

Статья 3 Конституции говорит, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. А что такое «общероссийское ание»? Нигде не сказано, что оно является выражением власти народа.

На самом деле общероссийское ание по поправкам к Конституции подпадает под признаки референдума, которые содержатся в российском законодательстве. То есть по сути оно является референдумом.

Но законодатели не называют его референдумом по вполне понятной причине: предлагаемые правила его проведения сильно расходятся с нормами Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».

Поэтому и придумали новую сущность, Конституцией не предусмотренную.

Российское законодательство содержит довольно обширные гарантии прав граждан на участие в референдуме — и граждане их лишаются.

А эти гарантии касаются и проверки вопроса, выносимого на референдум, и правил агитации за и против, и правил финансирования такой агитации, и порядка проведения ания и подсчета под наблюдением представителей разных политических сил, и ответственности за нарушение закона. Вместо этого депутаты наспех придумали коротенькие правила проведения ания и запихнули их во вторую статью закона о поправках.

Подробно процедура ания должна быть прописана в документе, который называется «Порядок подготовки и проведения общероссийского ания» и который должна принять ЦИК.

В том проекте, который уже принят ЦИК за основу, сильно усечены многие нормы, которые есть в законах о выборах и референдумах и которые обеспечивают контроль за проведением ания. В первую очередь это касается контроля за досрочным анием и анием на дому.

На это обращали внимание несколько экспертов при обсуждении проекта в Центризбиркоме. Что решит в конечном счете ЦИК, неизвестно, но пока желания обеспечить такой контроль не заметно.

Голосование за не связанные между собой поправки

Еще одна проблема — соответствует ли предлагаемый порядок не букве Конституции, а демократическим принципам. Поправки представляют собой набор никак не связанных между собой норм (или блоков норм). Сам президент в своем послании Федеральному собранию разделил предложенные тогда поправки на семь блоков. Но позже добавились еще поправки, с этими блоками не связанные.

Тем самым президент явно нарушил положение Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», которое требует, чтобы одним законом о поправке к Конституции охватывались взаимосвязанные изменения конституционного текста (так, между прочим, было в 2008 году, когда два не связанных друг с другом блока поправок вносились двумя разными законопроектами). Из-за этого гражданам предлагается ать либо за, либо против всего пакета поправок. И те, кто поддерживает одни поправки, но не приемлет другие, будут лишены возможности выразить свою волю.

В ЦИК ание за весь пакет поправок уже сравнили с комплексным обедом. Но это не совсем точная аналогия. Все-таки человек, пришедший на комплексный обед, чаще всего четыре блюда и желает. А если не съест одно, то никто насильно засовывать его в рот не будет.

Кремлевские политтехнологи, наоборот, стараются прицепить то, что не пользуется поддержкой, к предложениям, имеющим популярность. Возможности отказаться от чего-то не предполагается.

Но в этом случае ни общество, ни власть не узнают, какие именно поправки действительно поддержаны гражданами сознательно, а какие пошли, что называется, в нагрузку.

Источник: https://meduza.io/feature/2020/03/11/popravki-v-konstitutsiyu-prinimayut-po-ochen-protsedure-kotoraya-ranshe-nigde-i-nikogda-ne-ispolzovalas-ona-voobsche-zakonna

Правила проведения референдума в России. Досье

Федеральный референдум. Закон о референдуме. Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации

ТАСС-ДОСЬЕ. 8 августа 2018 года Центризбирком России впервые за 25 лет одобрил вопросы, предлагаемые вынести на всероссийский референдум по пенсионной реформе.

С ними в ЦИК обратились три независимые друг от друга инициативные группы: созданные представителями КПРФ в Алтайском крае, жителями Московской области и группой кандидата в мэры Москвы от “Справедливой России” Ильи Свиридова.

Следующим этапом подготовки плебисцита должна стать регистрация инициативных групп.

Всего в истории современной России состоялось три референдума: 17 марта 1991 года – о введении поста президента РФ, 25 апреля 1993 года – о доверии президенту России Борису Ельцину.

Последний всероссийский референдум – по принятию новой конституции – проводился 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму РФ и Совет Федерации.

В нем приняли участие 54,81% избирателей, 58,43% из проавших высказались за принятие основного закона, против – 41,57%.

Что такое референдум

Референдум (лат. referendum) – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в ании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа.

Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ “О референдуме Российской Федерации” от 28 июня 2004 года, “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12 июня 2002 года.

Условия проведения

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным – “да” или “нет”.

Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.

Инициативы по проведению плебисцита

Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию – так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.

Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум.

Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов.

Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

После регистрации первой региональной подгруппы аналогичные организации граждан должны быть созданы в более чем половине субъектов РФ в течение двух месяцев. При этом в одном регионе две инициативные группы со схожими вопросами референдума зарегистрированы быть не могут, предпочтение отдается той, которая подаст документы первой.

Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

Сбор подписей

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки.

Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных.

По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Подведение итогов

Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству его участников.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами. 

Источник: https://tass.ru/info/5440292

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: