Дмитровская родительская суббота история. Крещение и причастие. Родительская суббота, что это такое

Содержание
  1. Дмитриевская родительская суббота: что нужно делать и что нельзя
  2. Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу
  3. Что нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу
  4. Православный праздник Дмитриевская родительская суббота — 7 ноября 2020 года
  5. История возникновения Дмитриевской родительской субботы
  6. Кто такой Димитрий Солунский
  7. Православные традиции Дмитриевской субботы
  8. Молитва о почивших
  9. Поминовение в храме
  10. Родительский день на Дмитриевскую субботу 2020 года
  11. Когда будет Дмитриевская родительская суббота в 2020 году?
  12. Молитвы об усопших в Дмитриевскую родительскую субботу
  13. Как поминали почивших на Дмитриевскую субботу
  14. Дмитриевская родительская суббота: приметы, традиции, поминания
  15. Дмитриевская суббота
  16. Почему родительская
  17. Покровитель русских воинов
  18. Традиции поминания
  19. Молитва об усопших
  20. Обычаи и приметы
  21. Димитриевская (дмитриевская) родительская суббота
  22. Осеннее поминовение усопших у неславянских народов
  23. Д. р. с. в славянских странах
  24. Устав богослужения
  25. Дмитриевская родительская суббота — поминовение усопших
  26. Какого ноября проходит родительская суббота
  27. История
  28. Служба Дмитриевской родительской субботы
  29. Можно ли работать
  30. Троицкая родительская суббота 2020 – что можно и чего нельзя делать
  31. Что такое Троицкая суббота
  32. Когда отмечается
  33. Как отмечать
  34. Чего нельзя и что можно делать
  35. Поминовение усопших
  36. Какие молитвы читать
  37. Традиции и обряды

Дмитриевская родительская суббота: что нужно делать и что нельзя

Дмитровская родительская суббота история. Крещение и причастие. Родительская суббота, что это такое

Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших очень важно соблюдать все традиции и запреты, чтобы отвести от себя беды и не навлечь горе на свою семью.

Ежегодно люди отмечают Дмитриевскую родительскую субботу. В этот день православные верующие посещают церкви и храмы, чтобы поставить свечу за упокой своих близких, а также вспоминают родных, которые уже ушли в мир иной.

История праздника начинается с 1380 года, а дату установил князь Дмитрий Донской. Ранее в родительскую субботу люди совершали панихиды по погибшим воинам.

 Считалось, что русские бойцы всегда находятся под Божьим покровительством, и даже после их смерти необходимо молиться за людей, которые отдали свою жизнь за родину.

Сейчас в поминальный день люди молятся за своих близких, присутствуют на богослужениях и божественных литургиях, а после этого вспоминают умерших добрыми словами. Это можно делать дома или около могилы усопшего. Считается, что в этот день души покойников спускаются на землю, поэтому следует соблюдать все традиции и запреты, чтобы угодить им, а не разгневать.

Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу

На Руси считалось, что этот день является переходом с осени на зиму. Начинались сильные морозы, к которым люди готовились заранее. Несмотря на то, что многие старались завершить свои дела в хозяйстве еще до Покрова 14 октября, некоторые по каким-либо причинам не успевали это сделать, и тогда старались закончить подготовку перед Дмитриевской субботой.

Поминальная трапеза проводится после богослужения. В Дмитриевскую субботу принято накрывать богатый стол, на котором обязательно должны присутствовать блюда, которые при жизни любили ваши покойные близкие. Самым важным яством на столе являлись пироги: хозяйка должна приготовить много выпечки с разной начинкой. В древности считалось, что это может задобрить и порадовать усопшего.

Во время поминальной трапезы было необходимо поставить на стол отдельную чистую тарелку, куда каждый родственник складывал по одной ложке своей еды. Это блюдо оставляли на ночь, чтобы усопший мог прийти и поесть вместе со своей семьей.

Перед родительской субботой, в пятницу, хозяйка после ужина должна убрать все со стола и постелить чистую скатерть. Затем заново накрыть стол и поставить свежеприготовленные блюда. Таким образом в древности покойного звали к столу.

В Дмитриевскую родительскую субботу семья умершего должна вспоминать о нем только хорошее, делиться теплыми воспоминаниями, которые связаны с усопшим. Так вы даете понять душе покойного, что вы до сих пор помните и любите его.

Несмотря на то, что во многие церковные события строго запрещено заниматься домашними делами, к Дмитриевской родительской субботе это не относится.

Наоборот, в этот день вы должны провести генеральную уборку, а после этого вымыться. Наши предки непременно оставляли в бане свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного.

Самое главное, чтобы ваши домашние хлопоты не помешали посещению церкви.

В родительскую субботу принято ходить на кладбище. Могилу покойного нужно привести в порядок, убраться. После этого помолитесь за упокой его души.

В Дмитриевскую субботу принято кормить бедных, чтобы они молились за душу вашего покойного родственника.

Что нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу

В этот день запрещено ругать покойных. Следует вспоминать о них только хорошее, в противном случае вы можете разгневать их душу.

Считается, что категорически запрещено поминать покойных алкогольными напитками. Однако если в вашей семье присутствует такая традиция, то старайтесь делать это в меру. Души усопших могут разгневаться из-за пьянства во время поминальной трапезы.

Также во время поминания нельзя смеяться или петь песни. Несмотря на то, что праздник не носит траурный характер, не забывайте, что в этот день вы вспоминаете близких, которых уже нет среди живых. Поэтому веселье будет неуместным.

Если ваш усопший родственник покончил жизнь самоубийством или при жизни не был верующим, то вы не сможете помянуть его в церкви и поставить за упокой его души свечу. В этом случае вы можете помолиться за него дома.

Наверное, каждому из нас сложно смириться со смертью своих близких, но их душа всегда рядом с нами. Для того, чтобы и в ином мире наши родные чувствовали покой, необходимо читать поминальные молитвы об усопших. Желаем здоровья вам и вашей семье,

Как и большинство православных событий, Рождественский пост подразумевает определенные ограничения. Необходимо соблюдать их, чтобы в …

Успенский пост скоротечен, но, как и все посты, требует тщательного соблюдения некоторых ограничений. Православным христианам …

Известно, что у Бога все живы, однако многие считают, что посещение кладбища на Пасху приравнивается …

Каждый пост представляет собой особое время, когда не стоит идти на компромисс со своими слабостями …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/dmitrievskaya-roditelskaya-subbota-chto-nuzhno-delat-i-chto-nelzya/

Православный праздник Дмитриевская родительская суббота — 7 ноября 2020 года

Дмитровская родительская суббота история. Крещение и причастие. Родительская суббота, что это такое

Дмитриевская суббота, которая в 2020 году отмечается 7 ноября — православная традиция поминать почивших родителей, родственников и всех пострадавших за православную веру. В день поминовения отдается особая дань памяти ушедшим в мир иной родителям.

В своей пятой заповеди Господь сказал, что все мы обязаны почитать своих родителей, живых и мертвых, чтобы продлились дни наших детей и внуков на земле.

В православии существуют особые дни, когда вспоминают об усопших

История возникновения Дмитриевской родительской субботы

По утверждению архиепископа Димитрия, именно установление Дмитриевской субботы способствовало отмене языческих погребальных обрядов — тризн. Тризны служили у язычников при погребении покойника, во время них исполнялись ритуальные пляски, песни и даже состязания воинов. Покойника сжигали на ритуальном костре, около которого потом устраивали тризны, позднее превратившиеся в поминки.

День поминовения усопших в начале ноября был установлен самим великим князем Дмитрием Донским, а благословил это начинание Сергий Радонежский.

В 1380 году произошла битва на Куликовом поле, в ней погибли несколько сотен тысяч русских и два инока, которых похоронили под стенами Троице-Сергиевой обители. В память о павших воинах Дмитрий Донской предложил отмечать день поминовения перед праздником святого Димитрия Солунского.

Это предложение было принято, ибо победа русских стоила тысяч жизней отцов, мужей и сыновей, которых оплакивали в семьях. Дмитриевская суббота празднуется накануне дня памяти великого Димитрия Солунского, 8 ноября. Субботний родительский день отмечается в ближайшую перед этим праздником субботу.

Для сведения! 4 ноября православный мир отмечает день иконы Матери Божьей, при совпадении этого дня с родительской субботой, она переносится на последнюю субботу октября.

Кто такой Димитрий Солунский

Среди фессалоникийских христиан в четвертом веке был римский проконсул, имевший сына Димитрия. Семья проконсула относилась к тайным христианам. После смерти отца юноша был призван к императору Галерию Максимилиану для назначения его на пост умершего родителя.

Император ясно изложил перед молодым проконсулом требования:

  • оберегать город от нашествия варваров;
  • соблюдать порядок;
  • истребить христианство.

Если первые две задачи удачно выполнялись, то с третьей возникли проблемы. Некогда тайный христианин Димитрий Солунский стал открыто проповедовать идеи Иисуса Христа, искореняя язычество и поклонение чужим богам-идолам. Трудно описать гнев императора Максимилиана, узнавшего о христианской деятельности молодого проконсула во время возвращения из причерноморского похода.

Разгневанный Галерий направляет армию на Фессалоники, чтобы уничтожить солунян, принявших христианство. Святой Димитрий предвидел жестокое наказание, он раздал все свое богатство и проводил время перед встречей с императором в посте и молитве.

Великомученик Димитрий Солунский

Верный сын Бога Живого смело встретил своего палача, высказав ему все о суетности грешного римского мира, за что был брошен в темницу.

В честь своей победы император устроил в городе бои. Против сильного и опытного бойца Лия, любимца властелина принуждали бороться простых христиан, которые падали мертвыми один за другим. Святой Солунский благословил на бой своего друга Нестора, который победил Лия, сбросив его на копья. Сам Нестор за смерть императорского любимца был немедленно казнен.

Страшная казнь самого святого Димитрия состоялась 8 ноября 306 года. Тело юноши было пронзено множеством копьями и выброшено за стены города бродячим зверям. Верные ученики святого тайно похоронили его.

Спустя 100 лет равноапостольный Константин велел построить церковь над могилой святого. Во время раскопок строители обнаружили нетленное тело. Первоначально над местом захоронения святого построили базилику имени Димитрия Солунского, в которой постоянно происходили чудеса исцеления.

Нетленные мощи хранились в серебряном кивории, специальном ложе из серебра с ликом святого. Все желающие могли зайти внутрь и помолиться перед мощами. Впоследствии в XVI веке святые мощи были вывезены в итальянский город Сан-Лоренцо-ин-Кампо. Только в 1978 году часть мощей была возвращена в Салоники. Почитание святого Димитрия Солунского на Руси начали отмечать со дня крещения.

Православные традиции Дмитриевской субботы

В Родительскую субботу христиане обязательно присутствуют в храме при панихиде и литии, после чего вспоминают почивших родственников на поминальных обедах. Если позволяют обстоятельства, то следует посетить могилу умерших родителей и близких, для этого часто люди едут из разных городов и селений.

Совет! При отсутствии возможности побывать на могиле родных, а также посетить храм, обязательно читается утренняя молитва

О поминовении усопших:

Молитва о почивших

Молитва об умерших людях — неоценимая услуга усопшей душе. Почившему человеку не нужны памятники или поминальные трапезы, это чисто русские традиции, но душа усопшего вечно жива, и она нуждается в постоянной молитве.

В родительскую субботу христиане обязательно посещают храм

Упокой, Господи, и прости все прегрешения вольные и невольные, даруй Царство небесное Господи, душе почивших родных моих:

  • родителям;
  • родственникам;
  • благодетелям;
  • всем христианам, погибшим за православную веру.

При этом следует назвать имена усопших, которые в православных семьях, как правило, записаны в помяннике. Бог есть любовь, и долг каждого христианина исполнять заповедь об отношении к ближнему с любовью.

В храме можно подавать записки на церковное поминовение только с именами крещенных в православии людей. Если вы хотите помолиться о близком человеке, который по каким-то причинам при своей жизни не принят Таинство Крещения — вы можете это сделать сами, в своей личной молитве. \

Поминовение в храме

По православной традиции родственники усопших приходят на храмовое служение, которое начинается в пятницу, накануне Дмитриевской субботы. Во время парастаса читаются молитвы за почивших, им же посвящены тропари и песнопения.

В храм приносят хлебные изделия, сладости, мед, орехи, фрукты

В субботу после Божественной Литургии служится панихида, перед которой христиане подают записки с именами усопших, записанными желательно печатными буквами в родительном падеже.

Поминать кого? Александра, Марию и других. Писать надо полное имя.

Важно! По православной традиции в этот день в храм приносят хлебные изделия, сладости, мед, орехи, фрукты, но запрещено класть на канон мясные и спиртные изделия.

Некоторые христиане в качестве пожертвования приносят муку для выпечки просфор, вино для причастия, масло для зажигания лампад.

Среди зажженных свеч, хорового песнопения при каждении фимиама стоят живые христиане и почившие души. Они незримо присутствуют при поминальной молитве, в которой звучат наши прошения и утешения, возношение хвалы великому и милостивому Всевышнему Богу-Отцу, Сыну и Святому Духу.

Родительская суббота: православные поминают родных и близких

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/dmitrievskaya-roditelskaya-subbota.html

Родительский день на Дмитриевскую субботу 2020 года

Дмитровская родительская суббота история. Крещение и причастие. Родительская суббота, что это такое

Дни общего поминовения усопших в православии принято называть «родительскими субботами». Считается, что суббота, которая в Ветхом завете называлась днем покоя, а в Новом – днем прощения и отпущения грехов, является наиболее подходящим временем для молитв об упокоении умерших.

В такие дни принято ходить в церковь на службу, поминать умерших близких, посещать кладбища и приводить в порядок могилы родственников, подавать милостыню и угощать нищих. Считается, что чем щедрее подаяние в церкви, тем лучше себя чувствует душа усопшего на том свете.

Церковным православным календарем установлено несколько таких дней: кроме Дмитриевской родительской субботы, это

  • Троицкая родительская суббота,
  • Мясопустная суббота,
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи,
  • дни поминовения усопших в Великий пост (вторая, третья и четвертая субботы от начала поста),
  • Радоница.

Также установлен День памяти погибших в Великой Отечественной войне, который имеет фиксированную дату – 9 мая, все остальные дни поминовения переходящие.

В Дмитриевскую родительскую субботу мы вспоминаем о тяжелом кровопролитном сражении под предводительством Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году. Тогда исполнилось предсказание преподобного Сергия Радонежского, который предрек войскам князя победу дорогой ценой.

В этом бою погибли тысячи воинов, сражавшихся за Отечество. Первоначально в этот день поминали всех военных, павших в той битве. Со временем Дмитриевская родительская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Когда будет Дмитриевская родительская суббота в 2020 году?

Ежегодно ее дата меняется, так что ее следует сверять по церковному календарю. Поминовение ежегодно совершается в субботу перед Днем памяти великомученика Дмитрия Солунского, отмечаемого 8 ноября (26 октября по старому стилю). В 2020 году Дмитриевская родительская суббота приходится на 7 ноября.

Накануне вечером, в пятницу, в храмах совершается панихида, во время которой священнослужители возносят молитвы за умерших. Верующие приносят в церкви в качестве пожертвования продукты (овощи, фрукты, сладости, хлеб, муку для просфор, кагор для совершения литургии), свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты и крепкие спиртные напитки.

Хотя эта памятная дата не относится к вселенским субботам, как Троицкая и Мясопустная, когда совершаются вселенские панихиды, она также имеет большое значение.

В Родительский день на Дмитриевскую субботу в храмах пройдет поминовение усопших, будут служиться заупокойные литургии и панихиды по всем воинам, павшим на поле брани. (Император Николай II даже издал в 1903 году указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам – «За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим»).

Также в храмах помянут всех умерших скоропостижно людей, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами Святой церкви.

На литургии можно заказать поминовение близких людей. Для этого прихожане готовят записки с именами усопших. В такой записке нужно написать крупным разборчивым почерком имена поминаемых, которые перечисляются в родительном падеже. Все имена нужно приводить в церковном написании (например, «Татианы, Алексия», а не «Татьяны, Алексея») и полностью («Михаила, Любови», а не «Миши, Любы»).

Если у вас нет возможности в Дмитриевскую родительскую субботу 7 ноября 2020 года посетить храм и побывать на кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома. В это время важно настроиться на серьезный лад и отложить всю домашнюю работу, которая отвлекает вас от молитвы об усопших и раздумий.

Молитвы об усопших в Дмитриевскую родительскую субботу

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

«Упокой души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедания дерзнут принести Тебе, но мы, живые благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

В Дмитриевскую субботу верующие почитают память святого Димитрия – покровителя русских воинов. Этот христианский святой, живший во времена правления римского императора Диоклетиана в городе Солуни, проповедовал христианство во время гонений на сторонников этой религии и был казнен.

Ему посвящено множество храмов, возведенных в нашей стране. Накануне Куликовской битвы Дмитрий Донской торжественно перенес в Москву из Владимира главную святыню Владимирского Дмитриевского собора – икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого.

Верующие возносят молитву святому Димитрию:

«Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни.

Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш.

Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь».

Как поминали почивших на Дмитриевскую субботу

В старину на Дмитриевскую родительскую субботу на Руси было принято устраивать застолья, поминая усопших родных и друзей. Накануне люди делали в домах уборку и мылись. В бане оставляли свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного.

Поминальный стол уже с пятницы застилали белой скатертью и ставили на него свечи. Хозяйки готовили блюда из мяса, основным из которых была фаршированная свиная голова.

К столу подавали традиционные поминальные блюда: кутью, блины, пироги и другие любимые кушанья усопших родственников. Форма пирогов, которые готовили с разными начинками (мясом, капустой, творогом) обязательно должна была быть продолговатой.

Для усопшего на стол ставили отдельную тарелку, куда каждый родственник клал по одной ложке своей еды. Это подношение оставляли на ночь, чтобы усопший мог поесть вместе со своей семьей.

С Дмитриевской субботой связано множество примет. Считается, что если в этот день холодно и уже выпал снег, то весна будет поздней, а если случилась оттепель, весна будет теплой. В старину говорили:: «Дмитриева суббота – кутейникам работа», так как накануне праздника было принято подавать к столу обрядовое блюдо – кутью, поминая усопших.

Надеемся, что узнав, когда будет Дмитриевская родительская суббота в 2020 году, вы проведете ее в соответствии с издавна сложившимися традициями и воздадите дань памяти вашим родным, следуя православным обычаям.

Источник: https://www.prazdniki-na-nosu.com/roditelskiy-den-na-dmitrievskuyu-subbotu.html

Дмитриевская родительская суббота: приметы, традиции, поминания

Дмитровская родительская суббота история. Крещение и причастие. Родительская суббота, что это такое

В 2019 году Дмитриевская родительская суббота будет отмечаться на 2 ноября.

Дмитриевская суббота

Последняя родительская суббота в 2019 году – в этот день в православных храмах проходят панихиды, поминальные литургии и совершается особое поминовение умерших православных христиан.

Особый смысл Дмитриевской родительской субботы в том, что в этот день совершаются панихиды по всем воинам, павшим за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами Святой церкви.

© photo: Sputnik / Mikhail Ozersky

Икона “Дмитрий Солунский”. Псковская школа живописи. XV в.

Дмитриевскую субботу установил князь Дмитрий Донской после кровопролитной битвы на Куликовом поле, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году.

Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно перед днем Святого Димитрия Солунского, имя которого всегда связывали на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Сначала в этот день молились об упокоении именно тех, ценой чьих жизней была одержана победа. Со временем Дмитриевская суббота стала днем, когда поминают всех “от века (с начала времен) усопших” христиан.

Почему родительская

Название “родительская” скорее всего произошло от традиции называть покойных “родителями”, то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших. Таких суббот две: Мясопустная и Троицкая. В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Но с давних времен в народе больше всего почитали Дмитриевскую родительскую субботу. Император Николай II в 1903 году даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам — “За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим”.

Покровитель русских воинов

На иконах Святой Димитрий изображается в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские воины всегда верили, что они находятся под его особым покровительством.

Святой Димитрий родился в городе Солуни (Салоники) в Греции в семье тайных христиан. После смерти отца он стал властителем Фессалоникийской области и защищал город от внешних врагов.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Нетленная десница святого великомученика Димитрия Солунского

Император потребовал от Димитрия истребления христиан, но вместо этого он стал искоренять языческие обычаи. Узнав об этом император велел посадить его в темницу, где по его приказу темничная стража убила Димитрия копьями. Это произошло в 306 году.

Тело Димитрия выбросили на съедение зверям, но жители тайно похоронили его. При гробе великомученика всегда совершались чудеса и исцеления.

Святой издревле особо почитался на Руси — с первых веков христианства по всей стране построено множество храмов. Русские князья одному из сыновей, обычно старшему, давали имя Дмитрий.

Князь Димитрий Донской был великим почитателем Святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Дмитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого.

Традиции поминания

В Дмитриевскую родительскую субботу по традиции поминают своих усопших родителей в церкви — люди подают записочки за умерших родственников священнику, а также молятся за упокоение их души в загробном мире.

По церковным канонам, чтобы помянуть своих почивших родственников необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида. Утром в поминальную субботу совершается заупокойная литургия, после которой служат общую панихиду.

В этот день обычно приносят в храм угощение для неимущих, которые освящают во время богослужения и позже раздают всем желающим. Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы. Но, если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Обычаи и приметы

Женщины, как и в другие поминальные дни были заняты генеральной уборкой — убирали во дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Перед родительской субботой вся семья обязательно мылась, после чего оставляли воду и веник для усопших родственников.

В Дмитриевскую родительскую субботу ужин был особенным и проходил немного иначе, чем в другие поминальные дни — в старину верили, что все усопшие в этот день спускаются на землю в свои родные дома, потому и старались собрать семью в родовых жилищах.

Поминать усопших начинали уже с пятницы и для этого обязательно приобретали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол. На стол как в пятницу, так и в субботу ставили свечи — люди считали, что семья таким образом дает знак умершим, что о них не забыли и вспоминают.

Хозяйки старалась приготовить как можно больше блюд из мяса, но традиционным и основным оставалась фаршированная свиная голова. Также готовили традиционные поминальные блюда — кутью, блины, пироги, а также другие любимые блюда усопших родственников.

На стол подавалось огромное количество пирогов с разными начинками — с мясом, капустой, творогом и так далее. Причем форма обязательно должна быть продолговатой.

За трапезой вспоминали о том, какие были усопшие при жизни, об их добрых качествах и поступках. Также самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.

В пятницу, после того, как вся семья поужинала, хозяйка дома убирала весь стол, накрывала его чистой скатертью и расставляла столовые приборы с едой и приглашала всех усопших родственников к столу.

На следующий день в субботу за поминальной трапезой каждый член семьи откладывал по одной ложке от каждого яства в отдельную тарелку, а затем это все оставляли на ночь для усопших. Это делалось для того, чтобы души умерших смогли прийти домой и насытиться едой вместе со всей семьей.

Рядом с тарелками ставили миску с водой и полотенце, чтобы они смогли умыться после трапезы.

Дмитриевская суббота с давних времен считалась днем перехода от осени к зиме, соответственно много примет было связано и с погодой: Дмитриев день – зима лезет на плетень; на Дмитрия реки замерзают; до Дмитриевской субботы зима не становится.

Люди считали, что, если в этот день холодно и снег выпал – весна будет поздняя, а если оттепель – весна будет теплой.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20171027/237941178/Dmitrievskaja-roditelskaja-subbota-primety-tradicii-pominanija.html

Димитриевская (дмитриевская) родительская суббота

Дмитровская родительская суббота история. Крещение и причастие. Родительская суббота, что это такое

суббота перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского (26 окт. ст. ст.), когда совершается поминовение усопших, несмотря на то что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. С Д. р. с. связаны нек-рые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохрист. прошлое.

Осеннее поминовение усопших у неславянских народов

У древних кельтов одним из главных праздников года был Самайн (Samhain) – праздник окончания теплого времени года.

В этот день, согласно верованиям кельтов, исчезали обычные преграды между миром смертных и потусторонним миром, так что люди могли побывать в загробном мире, а духи – приходить на землю и даже вмешиваться в дела смертных.

С этим днем связывались нек-рые важные события в кельт. мифологии и истории. Представление об особой близости к обитателям потустороннего мира стало основой для совмещения Самайна с поминовением усопших (см., напр.: Широкова. 2004). Такие обычаи известны и у др.

народов Евразии. Так, у чувашей октябрь (юпа) считается месяцем особенного поминовения усопших предков, временем проведения «юпа ирттерни», т. е. поминок (см.: Магницкий. 1881; Денисов. 1959).

В VIII в. в Риме, а с IX в. повсеместно на Западе 1 нояб. стало праздноваться как день Всех святых. В 994-1048 гг. аббат Клюнийского мон-ря св. Одило закрепил за 2 нояб. поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в лат. Церкви. Мн. исследователи видят в установлении этих памятей попытку воцерковить языческие традиции европ. народов.

Д. р. с. в славянских странах

В рус. рукописях Д. р. с. упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных рус. памятниках – соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерус. кафедральных храмов и мон-рей (см.: Голубинский. 1909. Ч. 1. Примеч. 64).

Одно из первых упоминаний Д. р. с. как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в. (см.: Мелетий, архим. Историческое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1881. С. 7. № 10), но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.

В монастырских Обиходниках Д. р. с. является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры 1-й пол. XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую» (Леонид (Кавелин).

1890. Гл. 5), в Уставе Волоколамского мон-ря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии» (РГБ. Вол. № 681. Л. 16 об.). Д. р. с.

также упоминается в указе о трапезе Тихвинского мон-ря, написанном в 1590 г. (ДАИ. Т. 1. С. 222. № 135), в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. (РГБ. Троиц. № 249) и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в. (ГИМ. Син. № 534; см.

: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 380).

Вне мон-рей Д. р. с. воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Д. р. с. «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить» (Коринфский. 1901. С. 450).

В Чиновнике московского Успенского собора под 23 окт. содержится следующая запись 2-й пол. XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает паннихида по всех православних христианех» (ДРВ. Т. 10. С. 68).

В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная Д. р. с. с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго» (см.: БАН. Дружин. № 457, 50-70-е гг. XVIII в.

; Сочинения писателей-старообрядцев 1-й пол. XVIII в. СПб., 2001. С. 286).

В XVII в. Д. р. с., по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике РГБ. Троиц. № 818, XVII в., на л. 196-197 выписаны имена монахов Троицкого мон-ря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Д. р. с. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Д.

р. с. блгв. кн. Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в сер. XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных.

И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982. С. 71), но и в этих словах Д. р. с. не связывается с Куликовской битвой. Можно предположить, что ассоциация Д. р. с. с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в.

Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в. (см.: Бессонов П. А. Калики перехожие. М., 1861. Вып. 1. № 156), названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской…»). В стихе описывается видéние блгв. кн.

Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани рус. и татар. воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Т. о., даже этот стих, к-рый считается аргументом в пользу установления Д. р. с.

как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует Д. р. с. иначе.

Свт. Филарет Московский писал в письме к А. Н. Муравьёву от 26 нояб. 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского.

Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода.

Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832-1867). К., 1869. С. 167-169). В XIX в. мнение о связи Д. р. с. с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. № 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Д. р. с. панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим» (Булгаков. Настольная книга. 1993. [Ч. 1]. С. 428). Согласно утверждениям нек-рых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Д. р. с. (см.: Галкин. 1909). Об установлении блгв. кн. Димитрием Д. р. с. говорится в ряде учебных пособий XIX-XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Д. р. с. в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви».

На Руси в народной среде Д. р. с. (др. название – Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Д. р. с. В. И.

Чичеpов уточняет, что Д. р. с. была связана также с «кормлением» матери-земли (Чичеров. 1957). На Руси традиционно на Д. р. с. готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников.

По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).

С Д. р. с. связаны некоторые рус. пословицы: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут – живых блюдут», «На дедовой неделе родители отдохнут» («Дедова неделя» – традиц. название седмицы перед Д. р. с.

; пословица имеет в виду поверье о том, что души усопших получат отдых, если в седмицу перед Д. р. с.

случится оттепель), «Поповская работа», «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота» (в этих пословицах содержится ирония по поводу многочисленных заказных панихид и обилия приношений в церковь в Д. р. с.). В период между праздником Казанской иконы Божией Матери и днем памяти вмч.

Димитрия или Д. р. с. не играли свадеб, чтобы избежать неблагоприятного исхода. На Русском Севере в Д. р. с. поминают самоубийц и др. «нечисто умерших» (утопленников, висельников.- Дранникова. 2002), хотя в качестве такого особого дня называют Троицкую субботу.

В Белоруссии осеннее поминовение усопших называли «Восеньскiя дзяды» (осенние деды) или же «Дзмитровка». В этот день устраивались поминки; существовали традиции «приглашать» усопших за стол, класть для них столовые приборы или откладывать часть еды для покойников.

Во время трапезы родственники говорили о предках, начиная с древних и до недавно умерших. Поминальная трапеза в Д. р. с. носила название «ужин по родителям» в отличие от трапезы на Радоницу («обед по родителям») и на Троицкую субботу («полдник по родителям»).

В древности в Белоруссии Восеньскiя дзяды определяли не по памяти вмч. Димитрия, а по празднику Покрова – 3-я суббота после Покрова. В 1992 г. был принят офиц. день памяти усопших – 2 нояб., очевидно под влиянием католич. традиции. В наст.

время Восеньскiя дзяды – это в первую очередь день, который люди проводят в кругу семьи, редко отмечается посещение могил предков в этот день (Крук. 2003).

В Болгарской Православной Церкви, перешедшей в 1968 г. на новый стиль, осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днем памяти арх. Михаила (в старину день поминовения усопших отмечали перед днем памяти вмч. Димитрия).

Такой день может называться «Архангелова задушница» (8 нояб. совпадает с днем памяти вмч. Димитрия по ст. ст.). В Сербской Православной Церкви Д. р. с. совершается перед днем памяти вмч.

Димитрия и называется «Субота пред Митровдан» или «Митровске задушнице».

Устав богослужения

в письменных памятниках встречается крайне редко, обычно упоминается только панихида накануне. В Обиходнике XVII в. (РГБ. Унд. Ф. 310. № 149. Л. 76) предписывается: «А тропари говорити на часех и на заутрени святому», что указывает на службу с «Бог Господь». Т. о., согласно этому Обиходнику, поминовение усопших было ограничено панихидой.

В «Богослужебных указаниях», издававшихся Московской Патриархией в 50-х гг. XX в., на Д. р. с. определено совершать такую службу, как в субботу мясопустную, что возвышало статус поминовения до вселенских суббот; та же практика зафиксирована в нек-рых пособиях по богослужебному уставу. В совр. традиции РПЦ в Д. р. с. совершается заупокойная служба согласно 13-й гл.

Типикона (о службе с «Аллилуия» в субботу). Этот устав формально может применяться во мн. субботы года, но на практике Д. р. с. осталась единственным днем в году, когда богослужение совершается по этой главе; 2 вселенские субботы и 3 заупокойные великопостные субботы имеют свой устав, описанный в 49-й гл. Типикона, а в др.

субботы служба с «Аллилуия» практически нигде не поется. В случае совпадения Д. р. с. с праздничным днем (напр., с 22 окт.- днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу. В 1895, 1900 и 1906 гг., когда Д. р. с. совпадала с 21 окт.- днем восшествия на престол имп.

Николая II, Святейший Синод переносил поминовение на пятницу, 20 окт.- день кончины имп. Александра III.

В богослужебной практике старообрядцев-беспоповцев на Д. р. с. совершается служба по уставу вселенской родительской субботы, последование Минеи отменяется, поются песнопения Октоиха и храма (см., напр.: Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2006 г. [М., 2005]. С. 183).

В случае совпадения с праздником Казанской иконы Божией Матери заупокойная служба переносится, если совершается праздничная служба Божией Матери (см.: Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2000 г. [М., 1999]. С. 124). Особенное значение придается и всей седмице перед Д. р. с.

, к-рая носит название «(Димитриевская) родительская седмица», в эти дни не совершаются бракосочетания (кроме Д. р. с. подобные родительские седмицы отмечаются только перед 2 вселенскими субботами).

В богослужебной практике др. старообрядческих согласий (приемлющих священство) на Д. р. с. может совершаться заупокойная служба по главе устава об «Аллилуия» в субботу (см., напр.: Древлеправославный календарь. Новозыбков, 1995. С. 49).

Лит.: Забылин М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880, 1992р; Магницкий В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Каз., 1881; Леонид (Кавелин), архим. Приложения // Горский А. В., прот. Историческое описание Св.-Троицкия Сергиевы лавры. М., 189010; Коринфский А. А. Народная Русь. М., 1901; Галкин М.

Дмитровская суббота в русской армии // Александровец: Жур. 1909. № 5(13); Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 19092; Булгаков С. В., свящ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Х., 19133. М., 1993р. 2 ч.; Чичеpов В. И. Зимний пеpиод pyс. земледельческого календаpя XVI-XIX вв. М., 1957; Ветелев А., прот.

Поминовение усопших: Ко дню Димитриевской родительской субботы // ЖМП. 1959. № 12. С. 44-48; Денисов П. В. Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981; Афанасий (Сахаров), священноисп., еп. О поминовении усопших по уставу Правосл. Церкви. СПб., 1995; Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Правосл. Церкви. М.

, 1999; Панкеев И. А. Обычаи и традиции рус. народа. М., 1999; Терещенко А. В. Быт рус. народа. М., 1999. Ч. 2-3; Левкиевская Е. В. Мифы рус. народа. М., 2000; Дранникова Н. В. Итоги Пинежской фольклорной экспедиции 25 окт.- 2 нояб. 2000 г. // Экология культуры: Инф. бюл. Архангельск, 2002. № 3(28). С. 106-117; Крук Я. Сiмволiка беларускай народнай культуры.

Мiнск, 2003; Широкова Н. С. Мифы кельтских народов. М., 2004.

Источник: https://www.pravenc.ru/text/172067.html

Дмитриевская родительская суббота — поминовение усопших

Дмитровская родительская суббота история. Крещение и причастие. Родительская суббота, что это такое

1001molitva.ru > Словарик > Дмитриевская родительская суббота — поминовение усопших

В Русской православной церкви существует традиция отводить определенные дни в году для всеобщего поминовения усопших. Одним из них является Дмитриевская родительская суббота.

В этот день поминаются все умершие, — справляются панихиды, посещаются могилки усопших, родные и близкие собираются на поминальные трапезы.

Тысячи христиан заходят в православные храмы, зажигают свечи, приносят хлеб и другие продукты, пишут записки за упокой. Жива вера в Бога и любовь к ближним!

  • Какого ноября проходит родительская суббота
  • История
  • Служба Дмитриевской родительской субботы
  • Можно ли работать

Какого ноября проходит родительская суббота

В православных молитвословах есть молитва за усопших, которую христиане читают дома во время ежедневного келейного правила. Но церковь посчитала необходимым проводить несколько дней в году общецерковного поминания умерших. Почему?

Святые отцы сравнивают келейную молитву с маленькой лодочкой, в которой христианин сам борется с огромными волнами одним или двумя веслами. А церковную – с большим кораблем, где есть паруса, множество гребцов. Из этого сравнения становится понятно, какая молитва будет сильнее, и сможет дойти к Богу.

8 ноября церковь чтит память одного из своих святых – вмч. Дмитрия Солунского. А в близлежащую предшествующую этому дню субботу проводится день всеобщего поминовения умерших.

Установление этой традиции приписывают князю Димитрию Донскому, который ввел ее после кровопролитного Донского побоища. В этом году заупокойный день приходится на 3 ноября.

Родительским его называют потому, что у нас есть долг как у православных христиан молиться за своих отца и мать, — тех людей, благодаря которым мы получили возможность жить на земле.

История

Святой князь Дмитрий в 9 лет осиротел и в дальнейшем находился рядом со свт. Алексием. Впоследствии повзрослевший князь ни к чему не приступал без благословения церкви.

На основах веры строилась и его семейная жизнь. Двоим из родившихся детей князя восприемником стал прп. Сергий Радонежский, с которым Дмитрий всегда поддерживал тесную связь.

Перед решающим сражением князь заехал в обитель и получил благословение старца на битву, который предсказал ему добрый исход. После окончания сражения и полного поражения противника, Дмитрий незамедлительно отправился вновь к старцу, чтобы поблагодарить за молитвы.

По павшим воинам стали служиться панихиды. Даже был выделен для этого особый день (незадолго до дня именин Великого князя), который назвали Дмитриевской субботой.

Служба Дмитриевской родительской субботы

В этот день служится литургия в храмах. Она дополняется заупокойными молитвами и другими церковными песнопениями. Если на этот день припадает какой-либо церковный праздник, тогда поминание переносится на более раннюю субботу.

В богослужебном уставе этот день не упоминается как заупокойный, в отличие от Вселенских родительских суббот. Есть мнение, что он заменил языческие тризны, существовавшие у славян в это время.

Ранее Дмитриевскую субботу на Руси встречали торжественно. На могилках усопших родственников служились панихиды, устраивались трапезы. Считалось, что упокоившаяся душа тоже принимает участие в поминальном обеде, поэтому чей-либо отказ попировать над прахом воспринимался как грех.

В народной среде этот поминальный день считался основным (назывался Дедовой субботой), так как осень всегда имела большое значение в жизни крестьян.

Можно ли работать

Родительскую субботу нужно обязательно начинать с посещения храма. Усопшие очень ждут наших молитв, ведь они приносят им значительное облегчение в потустороннем мире.

Каждый из нас может поставить свечу ушедшим из жизни отцу, матери, брату, сестре. Если нет возможности посетить храм, значит необходимо совершить горячую домашнюю молитву.

Можно передать записки в храм через других людей, например, соседей, родственников, попросить, чтобы они поставили свечку за упокой. Все имена в записках должны быть написаны на церковный лад. Светлана – это Фотиния, а вместо Юрий следует писать Георгий.

Должно быть написано то имя, которое человек получил во время крещения. Если о нем ничего неизвестно или забыто, следует решить этот вопрос через священника.

В этот день принято приносить в храм угощение и милостыню для бедных людей и раздавать всем, кто пожелает. После окончания службы православные люди посещают могилки усопших, приводят их в порядок, читают молитвы, устраивают поминальные трапезы.

Посещение храма следует начать с вечерней пятничной службы. На ней читается великая панихида. Утром, в субботу служится литургия с заупокойными молитвами. После нее — общая панихида.

После совершения всех необходимых действий по поминовению усопших, можно по желанию (возможности) посвятить время другим занятиям или работе. На Руси в поминальные дни женщины всегда занимались уборкой, готовили, пекли пироги.

Источник: https://1001molitva.ru/slovarik/dmitrievskaya-roditelskaya-subbota.html

Троицкая родительская суббота 2020 – что можно и чего нельзя делать

Дмитровская родительская суббота история. Крещение и причастие. Родительская суббота, что это такое

МОСКВА, 4 июн – РИА Новости. Троицкая родительская суббота в 2020 году отмечается 6 июня. Что можно и чего нельзя делать в поминальную субботу, как и кого поминают, что это за день, а также его традиции и обычаи – в материале РИА Новости.

Что такое Троицкая суббота

Этот день поминовения усопших уникален для церковного календаря. Накануне праздника Троицы православные молятся о всех когда-либо живших людях. Поэтому устав называет эту родительскую субботу “вселенской”.

Троицкая поминальная суббота – единственная в году, которая привязана к большому празднику. В этом кроется глубокий богословский смысл.

Церкви восточнохристианской традиции отмечают Троицу вместе с Пятидесятницей – на пятидесятый день после Воскресения Христова (Пасхи). А в западнохристианской традиции эти праздники разнесены на неделю.

Но по сути их объединяет важнейшее евангельское событие в истории Церкви – сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух – одна из ипостасей Триединого Бога. И это событие, с точки зрения вероучения, окончательно завершило процесс спасения всего человечества.

А начался он с воплощения на земле Сына Божия, Который затем был распят на кресте во искупление грехов человеческих и воскрес.

И христиане молятся о снисхождении благодати Святого Духа. Ведь благодаря ей “всяка душа живится” , то есть живет. Поэтому верующие молятся об умерших, чтобы и они приобщились к источнику блаженства и спасения. Ведь, согласно канонам, “у Бога все живы”.

Когда отмечается

Троица, к которой привязана Троицкая родительская суббота, в календаре Русской православной церкви всегда приходится на 50-й день после Пасхи.

А праздник Светлого Христова Воскресения каждый год отмечается в разные даты – вот и Троица, и предшествующая ей родительская суббота выпадают на разные числа.

Какого числа будет отмечаться Троицын день в том или ином году, можно легко узнать, как только вычислена дата Пасхи в этом году.

В 2020 году Пасха была 19 апреля. Значит, день Пятидесятницы – 7 июня. А накануне, 6 июня, православные возносят молитвы об усопших – родительская суббота.

Как отмечать

На Троицкую субботу верующие пишут записки с именами усопших, которые священник затем поминает в алтаре на литургии и на панихиде уже после службы. Кроме того, в церквях принято ставить свечи на специальный квадратный подсвечник – канун. Именно перед ним совершается поминовение умерших.

Обычно рядом с кануном расположен столик, куда можно положить еду. Ее благословляет священник, а затем она раздается нуждающимся.

Кроме того, в родительскую субботу принято раздавать милостыню. Но не просто так, а с просьбой помолиться за родственников.

Чего нельзя и что можно делать

Главное на Троицкую субботу – молитва об умерших. Она возносится как в храме на литургии, так и на кладбище.

Нередко верующие приглашают священника на могилы родственников, чтобы тот отслужил панихиду.

Однако в этом году из-за пандемии коронавируса кладбища в большинстве российских регионов закрыты. Поэтому в Русской православной церкви советуют пойти в храм.

При этом священнослужители обращают внимание, что в этот день, как и в любой другой, нельзя заниматься обрядами, не имеющими ничего общего с христианской верой – гаданиями, “вызыванием” умерших и так далее.

Зачастую у невоцерковленных людей возникает вопрос: можно ли поминать самоубиенных в этот день – согласно одному из поверий. На самом деле все не так просто.

“Это представление в народе пошло оттого, что в словах святителя Василия Великого об этом дне говорится, что мы должны в этот день молиться наиболее прилежно о тех, кто больше всего нуждается в молитвах – то есть о более грешных людях.

Но в Церкви существует достаточно устойчивое представление, подтвержденное, в частности, последними документами, что наложивших на себя руки родственников можно поминать лишь только в том случае, если при жизни у них было психическое заболевание и лишили они себя жизни будучи в неадекватном состоянии.

И это должно быть подтверждено судмедэкспертами”, – обращает внимание известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.

Поминовение усопших

“На самом деле, Церковь поминает усопших не только в родительскую, но и вообще в каждую субботу. Собственно, этот день недели посвящен поминовению усопших”, – говорит церковный миссионер иеромонах Макарий (Маркиш).

Более того, по его словам, об усопших молятся за каждой литургией – то есть ежедневно. А родительские субботы служат для того, чтобы “обратить внимание верующих” на важность молитвы за умерших.

“Это очень значимая часть нашей памяти об усопших”, – подчеркивает иеромонах.

Всего родительских суббот в году восемь. Помимо Троицкой, это еще и Мясопустная, или Вселенская (за неделю до Великого поста), Дмитровская (последняя перед 8 ноября, днем памяти великомученика Димитрия Солунского), Радоница (девятый день после Пасхи), поминовение убиенных воинов на 9 мая, а также субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста.

Какие молитвы читать

Молитвы об усопших включены в молитвослов. Вот самая простая из них: “Упокой, Господи, душу усопшего раба/рабы Твоего/Твоея (называется имя)”. Если же поминаются несколько человек, то “души рабов Твоих”.

“Также можно пропеть “Со святыми упокой” и “Вечную память”, – говорит отец Максим Первозванский.

Но самое главное, отмечает священнослужитель, – участие в общей молитве, которая совершается в храме.

Традиции и обряды

Поздравление с Троицкой родительской субботой у верующих не слишком распространено, хотя то, что это особый памятный день говорят все воцерковленные православные. И отмечается он издавна.

Русская история знает немало народных обычаев, связанных с этим днем. Так, Троицкую субботу еще 200 лет назад называли Зеленой. Дело в том, что на нее было принято украшать могилы зеленью.

Этот обычай связан с древним поверьем, будто бы на Троицу души умерших временно возвращались к своим телам. А украшенное место упокоения в народном представлении должно понравиться умершим родичам.

В наши дни этот обычай практически нигде не встречается. Тем не менее, духовенство не видит в нем ничего плохого.

“На Троицу храмы украшаются зеленью, так как этот праздник посвящен жизни. И украшение могил усопших вполне в укладывается в церковные каноны”, – заключает отец Максим.

Источник: https://ria.ru/20200604/1572422210.html

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: