Чрезвычайное положение в российской федерации. Способы обеспечения режима чрезвычайного положения Чп вводится

Чрезвычайное положение: суть, условия введения

Чрезвычайное положение в российской федерации. Способы обеспечения режима чрезвычайного положения Чп вводится

Любое развитое государство, заботясь о своих гражданах, имеет право защитить их введением чрезвычайного положения при наличии определенных угрожающих обстоятельств.

Эти ситуации могут быть разнообразного характера: от природных коллизий и бушующих стихий до социальных и политических.

Знает ли большинство граждан, что для их же блага в такой период могут быть ограничены их некоторые права и свободы?

При каких ситуациях может объявляться это положение и как себя вести при нем? Постараемся дать ответы на все эти и другие вопросы в данной статье.

Начнем с определения сути этого понятия, затем перейдем к порядку введения ЧП, срокам и методам оповещения населения, видам временных мер и ограничений прав и свобод людей.

В завершение рассмотрим примеры других стран, отличия и сходства в режимах ЧП за рубежом и в России.

Определение и суть

Чрезвычайное положение – такой специальный режим правового характера, для объявления которого требуются особые или чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу безопасности граждан страны или ее конституционному строю. Может вводиться как на всей территории страны, так и в отдельных ее областях и регионах.

Суть чрезвычайного положения состоит в том, что для обеспечения защиты граждан и охраны конституционного порядка органы местной или государственной власти, органы самоуправления, предприятия и организации работают в особом режиме, выражающемся обычно в ограничениях со стороны государственных органов личных свобод, социальных, экономических, политических и других прав граждан. Например, может быть ограничен доступ гражданам на потенциально опасную территорию.

Полномочия органов государственной власти расширяются, одновременно могут возлагаться на граждан дополнительные обязанности. Также могут ограничиваться права населения, но в разумных пределах.

Ограничения могут предусматриваться и для некоторых видов хозяйственной деятельности, если эта деятельность не только представляет угрозу жизни и имуществу людей, но и ее прекращение поможет нормализации обстановки.

При введении чрезвычайного положения в РФ могут быть отменены полностью или частично положения действующего законодательства. Это также является защитной мерой для граждан, общества в целом и конституционного порядка. В Российской Федерации главным федеральным законом, определяющим режим, условия и характер особого режима, является закон от 2001 года «О чрезвычайном положении».

Оповещение и сроки

Чрезвычайное положение – это временная мера, которая по законодательству не должна превышать тридцати суток по всей территории РФ, шестидесяти дней для отдельных регионов, городов и местностей нашей страны.

Когда истекают эти сроки, данный режим считают завершенным, но если не достигнуты цели вводимого положения, то время его действия продлевают. Сделать это может президент посредством изданного указа.

Если же обстоятельства, вызвавшие чрезвычайное положение, устраняются раньше установленных сроков, то президент Российской Федерации может объявить досрочно полное или частичное прекращение его действия.

Органы власти любого уровня несут обязанность по достоверному и оперативному информированию населения о возможных или уже возникших чрезвычайных обстоятельствах. В оповещении также должны быть сведения о способах и мерах защиты граждан во время чрезвычайной ситуации.

Информирование должно быть как о начале действия режима, так и о его завершении. Средства уведомления могут быть любыми (СМС-оповещение, радио, телевидение и др.). Главное – объявить чрезвычайное положение вовремя и донести эту информацию до населения как можно быстрее.

Обстоятельства для введения

Как уже говорилось, режим чрезвычайного положения объявляется лишь при прогнозировании или наступлении определенных обстоятельств, угрожающих здоровью или жизни населения, а также для охраны конституционного строя при условии, что устранить такие обстоятельства можно только с применением чрезвычайных мер. Эти обстоятельства учтены законодательно, ими являются:

  • все конфликты, вооруженные захваты, теракты, беспорядки на различной почве или мятежи, ведущие к насильственному изменению конституционного строя страны, что создает опасное положение для граждан, их имущества и здоровья;
  • опасные ситуации техногенного или природного и экологического характера, а также эпидемии, наступившие в ходе аварий, чрезвычайных природных или стихийных явлений, катастроф или других бедствий, которые влекут или могут повлечь имущественные потери, нарушение жизненного уклада, ущерб здоровью или потери людских жизней, требующие крупномасштабных аварийно-спасательных и других работ.

Порядок введения

Осуществляется введение чрезвычайного положения президентом РФ путем издания соответствующего указа. Далее следует незамедлительное послание об этом палате Совета Федерации и палате Федерального Собрания с последующим его утверждением.

Содержать указ о чрезвычайном положении должен следующие определения:

  • обстоятельства, в результате которых возникло положение;
  • обоснования для его введения;
  • территориальные границы с действующим положением;
  • какими силами и средствами обеспечивается чрезвычайный режим;
  • список мер чрезвычайного характера, перечень прав граждан РФ, а также иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих временному ограничению;
  • ответственные за исполнение мер государственные органы и должностные лица;
  • сроки действия положения и время вступления в силу указа.

Далее следует обнародование указа и его официальная публикация, после чего Совет Федерации Федерального Собрания рассматривает и утверждает указ не позднее 72 часов с момента его обнародования. Если же утверждение не последует в указанные сроки, то указ утрачивает силу, об этом также оповещается население через СМИ.

Виды временных ограничений и мер

Во время условий чрезвычайного положения применяемые меры подразделяются на:

  1. Общие или совместные (при чрезвычайных ситуациях природно-техногенного и социального характера). Это особый режим, соблюдение которого обязательно во время выезда и въезда, имеет место пресечение свободы передвижения на территории чрезвычайного положения, усиление мер по охране правопорядка и важных для жизнедеятельности объектов, запрет на проведение любых массовых мероприятий, митингов, забастовок и собраний, а также ограничение передвижения транспортных средств.
  2. Социальные, политические и антикриминогенные. К ним относятся комендантский час, массовая проверка документов, пресечение продажи спиртных напитков, оружия и ядовитых веществ, временное изъятие боеприпасов и оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, отправка нарушителей порядка к месту их проживания за их счет или за пределы территории чрезвычайного положения.
  3. В случае природно-техногенных катастроф. К ним относятся временная эвакуация населения из опасных районов, особый режим распределения предметов первой необходимости и продуктов питания, введение карантина, изменение режима работы и мобилизация всех предприятий, в том числе и государственных. Также могут быть отстранены на время чрезвычайного положения должностные лица организаций (за ненадлежащее исполнение своих обязанностей). Допускается использование личного автотранспорта граждан для проведения аварийно-спасательных работ.

Привлекаемые силы и средства

Обеспечивается режим чрезвычайного положения силами и средствами органов внутренних дел РФ, органов ФСБ РФ и внутренних войск МВД РФ. Также могут использоваться силы соединений, воинских частей гражданской обороны, средства и силы МЧС.

Кроме этих сил и средств в редких случаях и только по указу президента РФ обеспечением режима чрезвычайного положения могут заниматься вооруженные силы РФ.

Они могут помогать вышеуказанным силам и оказывать поддержку особого режима выезда (въезда), обеспечивать сохранность важных для жизнедеятельности объектов, предотвращать столкновение конфликтующих сторон, пресекать действия незаконных вооруженных формирований и принимать максимально возможные меры по ликвидации чрезвычайной обстановки.

Для управления необходимыми силами и средствами президентским указом назначается комендант района чрезвычайной обстановки.

Данное лицо имеет право на установление времени действия комендантского часа, издание соответствующих приказов и необходимых распоряжений, подлежащих к исполнению как гражданами, так и организациями всех уровней. Он занимается также оповещением населения, наделен другими полномочиями.

Создание особых органов управления

В районах с действующим чрезвычайным положением посредством президентского указа в случае пролонгации действия данного режима может быть введено особое управление ими, созданы временные органы управления района (территории), подпадающей под введение специального режима, и органы федерального уровня управления таким районом (при введении положения на всей территории страны).

Созданной особой временной администрации передаются полностью или частично правомочия органов исполнительной власти района (местности) с объявленным чрезвычайным положением. Руководитель такого специального органа назначается президентским указом, подчиняться ему будет комендант чрезвычайного района, исполняя также обязанности заместителя.

Все распоряжения временной администрации (как отдельного района, так и федерального уровня) обязательны для исполнения. При наступлении чрезвычайного положения в масштабах страны Госдума и Совет Федерации продолжат свою работу на период действия такого режима.

Военный и чрезвычайный режимы

Несмотря на схожесть по многим пунктам, все же следует различать военное и чрезвычайное положение. Объявить военное положение могут только при существовании угрозы внешней агрессии. То есть тут характер угроз будет внешним. При чрезвычайном положении угрозы внутренние. Основные положения порядка введения и отмены военного положения утверждены на законодательном уровне.

Военное положение может вводиться при существующей или потенциальной внешней угрозе целостности границ Российской Федерации или агрессии (с применением вооруженных сил) со стороны иностранного государства. Однако следует также различать термины военного времени и военного положения. Военное время (состояние войны) означает временной отрезок между началом и окончанием военных действий.

К счастью, в историческом существовании новой России не было случаев введения военного положения, так же как и не вводилось чрезвычайное положение в масштабах всей страны.

Опыт других стран

Чрезвычайное положение – та государственная мера безопасности, которая применяется во всех странах мира. У каждой страны своя национальная система введения и действия такого положения. Есть и много схожих моментов.

Например, почти для всех стран чрезвычайный режим выражается в военном и чрезвычайном положении. Но виды этих режимов у стран разные. Во Франции (как в Бельгии, Аргентине и Греции) кроме этих режимов есть осадное положение и положение военного состояния.

В Великобритании вводятся военные суды при военном положении, а в США нет строгих различий между двумя режимами – военным и чрезвычайным.

Условия для введения чрезвычайного положения также различны у всех стран. В том же Туманном Альбионе основанием для применения данной меры могут послужить перебои в снабжении территории водой, продуктами, электричеством или другими ресурсами.

Французский президент должен созвать парламент для введения чрезвычайных мер. Также правительство уполномочено ввести чрезвычайное положение в таких странах, как Ирландия, Кипр, Канада и Испания.

Полностью переходит под власть своего президента американская Национальная гвардия, и дальнейшее функционирование госаппарата также сосредотачивается в руках американского президента.

Информация в заключение

Чрезвычайное положение – ситуация, которая отражает взаимосвязь методов правового воздействия и административных средств. В первую очередь оно защищает интересы граждан, в экстремальных ситуациях служит политическим и юридическим инструментом гражданского общества.

На первый взгляд может показаться, что главными признаками чрезвычайного положения выступают усиление мер органов власти и ограничение основополагающих свобод и прав гражданина. Но в то же время такое положение реализует конструкции и идеи правового государства, основанные на принципах демократии и конституционализма.

Чрезвычайное положение призвано охранять страну от нарушения развития общественных процессов. Помешать им могут как определенные природные силы, находящиеся вне власти человека, так и целенаправленные (или даже нецеленаправленные) человеческие действия в виде конфликтов, терактов и аварий.

Только в режиме чрезвычайного положения у государства есть все правовые инструменты, направленные на снятие социальной напряженности, устранение угрозы общественной безопасности и локализацию возникших конфликтов.

А при экстремальных ситуациях техногенного, экологического и природного характера меры, примененные максимально правильно при ситуациях особого режима, помогут минимизировать материальный ущерб и сохранить драгоценные человеческие жизни.

Источник: https://FB.ru/article/60965/chrezvyichaynoe-polojenie---pravovoy-metod-zaschityi-naseleniya

Чрезвычайное положение

Чрезвычайное положение в российской федерации. Способы обеспечения режима чрезвычайного положения Чп вводится

Чрезвычайное положение – это вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом Российской Федерации № 3-ФКЗ от 30.05.

2001 «О чрезвычайном положении» указом Президента Российской Федерации (утверждаемым в течение 72 ч после его обнародования Советом Федерации Федерального Собрания РФ) на всей территории Российской Федерации или в отдельных её местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные указанным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Группы

Чрезвычайное положение вводится в целях устранения обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Указанные обстоятельства разделены законом на две группы.

В первую группу включены обстоятельства, которые носят социально-политический характер: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооружённый мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооружённых формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вторую группу обстоятельств составляют чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

Введение чрезвычайного положения — временная мера.

Срок действия режима чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не превышает 30 суток, а вводимого в её отдельных местностях — 60 суток.

В указе Президента Российской Федерации о введении режима чрезвычайного положения указываются основания введения данного режима, обосновывается его необходимость, определяются:

  • границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
  • силы и средства для обеспечения режима чрезвычайного положения;
  • перечень чрезвычайных мер и пределы их действия;
  • исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
  • государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер в условиях режима чрезвычайного положения;
  • время вступления в силу и срок действия чрезвычайного положения.

Совокупность мер

Меры и временные ограничения в условиях чрезвычайного положения указанный закон разделяет на три совокупности:

  • общие меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения;
  • дополнительные меры и временные ограничения при чрезвычайном положении, вводимом по «социально-политическим» обстоятельствам;
  • дополнительные меры и временные ограничения при чрезвычайном положении, вводимом по обстоятельствам «чрезвычайных ситуаций».

Первая совокупность мер включает в себя:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с неё, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Вторая совокупность мер включает в себя:

а) введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;

б) ограничение свободы печати и других СМИ путём введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка её осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические вещества, сильно действующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции.

В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, — временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за её пределы за их счёт, а при отсутствии у них средств — за счёт федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Третья совокупность мер включает в себя:

а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

в) привлечение государственного материального резерва, мобилизацию ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных и негосударственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

д) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения АСДНР, мобилизацию трудоспособного население и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима чрезвычайного положения несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источники: Федеральный конституционный закон от 30.05.1998 № 3-ФКЗ «О чрезвычайнлом положении»; Петрухин И.Л. Чрезвычайное положение и права человека // Сборник статей «Обеспечение безопасности населения и территорий (организационно-правовые вопросы)». – М., 1994; Конов В.А., Лебедев С.В.

Международное право и режим чрезвычайного положения: проблемы обеспечения прав человека в условиях внутренней напряжённости. – М., 2003; Костров А.В., Корнейчук Л.В. Чрезвычайное положение: генезис, конституционные основы в государствах — участниках СНГ // Проблемы безопасности при ЧС. Выпуск 4. 2002; Костров А.В. и др.

Режим чрезвычайного положения: пределы применения мер и временных ограничений // Проблемы безопасности при ЧС. Выпуск 6. 2002.

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/chrezvyichaynoe-polozhenie/

Помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: